издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Щедрый талант

Щедрый
талант

А.С. МАДЖАРОВ,
доктор исторических наук,
профессор Иркутского
госуниверситета

(памяти А.П. Щапова)

В марте
исполнилось 125 лет со дня смерти
Афанасия Прокопьевича Щапова —
выдающегося историка России,
этнографа, теоретика образования,
лектора и общественного деятеля,
имя которого вошло в
университетские учебники по
отечественной истории, живет в
новейшей научной литературе.

Он родился в
Анге Иркутской губернии (кстати,
родине Московского митрополита
Иннокентия (И.Е. ПоповаВениаминова),
учился в бурсе и духовной семинарии
в Иркутске (1839-1852), в Казанской
духовной академии, а затем
преподавал русскую историю в
Казанской духовной академии и
Казанском университете (1852-1861).

После
известной речи на панихиде по
крестьянам, расстрелянным в Бездне
(1861), А.П. Щапов был навсегда отлучен
от преподавания.

На родине, в
Иркутске в положении "не
выездного" в центральные города
России прошли последние годы его
жизни (1864-1876), здесь он умер на 45-м
году жизни.

А.П. Щапов был
похоронен на Знаменской горе
(Знаменское кладбище), а спустя 10
лет, 19 августа 1886 г., на его могиле
поставили памятник, сооруженный на
добровольные пожертвования
горожан, при непосредственном
участии городского головы В.П.
Сукачева.

Имя историка
— хранителя общественной памяти,
было хорошо известно в Х1Х веке. О
А.П. Щапове узнали в России в момент
выхода в Казани его первой крупной
монографии (1859).

С тех пор и
вплоть до наших дней интерес к его
личности и творчеству не иссякал, о
чем свидетельствуют московские,
петербургские и др. издания
последних лет. А.П.Щапова высоко
ценили, хотя подчас и не во всем с
ним соглашаясь, что вполне
естественно, люди разных взглядов,
историки и общественные деятели
России С.М. Соловьев, К.Н.
Бестужев-Рюмин, Н.Г. Чернышевский,
А.И. Герцен, В.О. Ключевский, Г.В.
Плеханов, М.Н. Покровский, М.В.
Нечкина, известные сибирские
историки М.А. Гудошников, Ф.А.
Кудрявцев, литературовед и историк
М.К. Азадовский, и др., изучали за
рубежом.

ХIХ век во
многом был иным, не похожим на наше
время. Своеобразно и творчество А.П.
Щапова. Его язык рожден особым
видением мира, навеянным русскими
летописями, актами. Он пишет
"Историю", используя свой
исторический масштаб. Подобно
мастерам — творцам миниатюр
Лицевого свода ХVI в., охватывает всю
русскую землю и все ее прошлое
сразу от начала и до "конца",
"панорамным зрением" ( Д.С.
Лихачев) в его существенных чертах
и деталях в цельной картине мира.
Главными событиями русской истории
у него являются "смута" —
"одна из самых драматических
эпох новейшей истории" (А.С.
Пушкин) и "раскол". Ее главным
героем — народ, значимым
историческим периодом — столетие, а
уже потом десятилетия и годы,
главной ценностью — свобода.
"Время народа" — крестьянства,
живущего природными ритмами,
растворяет быстротечное, почти
невесомое в общей массе "время
человека". И при этом А.П. Щапов
конкретен, противостоит энтропии
народного духа, вписывает
фрагменты документов в систему,
аккумулируя духовную энергию
народа, рассеянную в источниках.

Щедрый
талант ученого, масштабность
личности, озарившей большое и
малое, готовность к жертве ради
идеалов правды, справедливости,
позволили А.П. Щапову стать одним из
ведущих историков России Х1Х в. и
единственным, не считая
Н.А.Полевого, выходцем из Сибири,
сумевшим подняться на
всероссийский уровень, выйти в
своем творчестве за рамки
отдельных вопросов отечественной
истории. Исследователь
философского склада ума создал
оригинальную концепцию истории
России, влияние которой испытали
многие ученые, публицисты,
общественные деятели, в том числе
сибирские публицисты.

Истины ради
необходимо заметить, что, оказав
мощное идейное влияние на
сибирских областников (его труды
являлись одним из теоретических
источников их построений), А.П.
Щапов областником в узком смысле
слова не был.

Он дал новую
периодизацию развития страны,
раскрыл процесс формирования
России как федерации областей,
интерпретировал русскую историю
как народную колонизацию (освоение)
территории, тесно связывая
федерализм с демократией. Опираясь
на опыт истории, А.П.Щапов показал,
что государство, построенное без
учета этих особенностей,
основанное только на централизме,
не может быть устойчивым, чревато
смутой.

Задолго до
современного экологического
кризиса он сумел понять пагубность
потребительского отношения к
природе, доказывал, что хищническое
отношение к окружающей среде в
России уже в ХVII в. приводило к
истощению естественных основ
"народной экономии",
предостерегал современников и
потомков от продолжения бездумного
ее покорения.

А.П. Щапов
впервые объяснил причины
возникновения и развития
масштабного раскола русского
общества — религиозного раскола
русской православной церкви (ХVII в.).
Он вышел за рамки известных доводов
схоластики, вписав явление в
широкий исторический контекст,
показал наличие в расколе глубоких
социальных корней. Его работы по
истории староверия вошли в
историографию, стали крупной вехой
в осмыслении этого явления, не
потеряли своего научного значения
до сих пор. А.П. Щапов стоял у
истоков современных краеведческих
исследований — изучения истории,
экономики, этнографии российской
провинции вообще, Сибири и
Иркутской губернии в особенности.
Он представил общественности
программу краеведческих
исследований, многое сделал для ее
реализации.

Препровожденный
из Петербурга в Иркутск в 1864 году,
историк внес заметный вклад в
научную деятельность Сибирского
отдела географического общества —
изучение истории народа с
естественнонаучной точки зрения.
Его исследования этого времени
получили высокую оценку
современников — ученых ХIХ в. и
потомков.

В наши дни
каждый, кто знаком с историей
высшего образования в Иркутске,
понимает, какую роль в этом
развитии сыграл и продолжает
играть Иркутский государственный
университет. Но мало кто знает о
том, что именно А.П.Щапов был едва ли
не первым, кто не только осознал
необходимость создания сибирского
университета именно в Иркутске, но
и предпринял практические шаги в
этой области. Еще 16 мая 1861 года,
почти за 60 лет до открытия
Иркутского госуниверситета, он
писал Александру II "о крайней
необходимости университета в
Иркутске", неоднократно
возвращался к этой теме и позже.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры