издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Мы ответственны перед законом"

Василий
Митрофанов:

"Мы
ответственны перед законом"

Контрольно-счетной
палате области исполняется пять
лет. За короткий срок она прочно
вошла в структуру областных
органов государственной власти,
без преувеличения, стала главным
звеном системы
финансово-бюджетного контроля,
твердо и последовательно защищая
интересы населения и
налогоплательщиков нашей области.
В настоящее время контрольной и
экспертно-аналитической работой
охвачены практически все вопросы
формирования и исполнения
областного бюджета и внебюджетных
фондов, управления и распоряжения
областной государственной
собственностью.

О том,
как проходило становление
коллектива палаты, о достигнутых
результатах, содержании и
проблемах сегодняшних аудиторских
будней рассказывает председатель
контрольно-счетной палаты области
Василий МИТРОФАНОВ.

— Рабочая
биография палаты начиналась с
формирования кадрового состава.
Будущим аудиторам предстояло
пройти жесткий конкурсный отбор
депутатских комитетов и комиссий, а
затем и сессии Законодательного
собрания. Требования предъявлялись
очень высокие: наличие опыта
работы, знание законодательства,
экономики и финансов,
соответствующие личные и деловые
качества. В итоге кадровый отбор
прошли Александр Иванов, Вячеслав
Дормидонов, Александра Вахрина,
Петр Темников, Ольга Ризман, Нина
Горячих, Юрий Васильев, Михаил
Скомаров, Михаил Шарапов. Время
показало, что выбор законодателей
был практически безошибочным.

Первое
организационное заседание палаты
состоялось 18 апреля 1996 года, на нем
были избраны председатель палаты и
его заместитель, образована
коллегия. Эта дата и стала днем
рождения палаты. Затем были
сформированы кадры
консультантов-экспертов, аппарат
для организационно-технического
обеспечения аудиторской работы,
утвержден регламент, созданы
системы:
информационно-аналитическая,
планирования и делопроизводства.


Василий Алексеевич, в нашей области
имеется немало других
контролирующих органов. Не привело
ли появление КСП к перекрещиванию
функций и дублированию в сфере
контроля?

В.М.: По
истечении пяти лет работы можно с
уверенностью сказать, что нет. В
отличие от других контрольных
органов деятельность КСП
регламентируется законом, выходит
за рамки узковедомственного
подхода, носит комплексный
характер и, кроме контроля за
исполнением бюджета и
использованием областной
госсобственности, имеет предметом
своей деятельности контроль
соответствия федеральным и
областным законам бюджетного
процесса в целом. А весь комплекс
задач и полномочий КСП направлен на
государственную защиту Устава
области. Плюс к этому —
осуществление
экспертно-аналитических функций и,
что немаловажно, широкое
информирование о результатах
аудиторской работы средств
массовой информации, а значит, и
населения области.

— Как
начиналась непосредственно
аудиторская работа? Ведь новизна и
необычность задач и полномочий,
высочайшая ответственность перед
законом — все это не могло не
сказаться на первых порах на
настроении и характере действий
аудиторов и, вероятно, на конечных
результатах проверок.

В.М.: Есть
поговорка: "Первый блин комом".
С нами этого, к счастью, не
произошло. Видимо, сказались опыт,
знания, строгое следование
принципу объективности, поэтому
уже первые проверки показали
профессионализм работников и
высокое качество аудиторских
материалов. Хорошо помню проверки
использования средств по статьям и
разделам бюджета
"Образование",
"Государственное управление",
"Жилищно-коммунальное
хозяйство", "Сельское
хозяйство" (июль 1996 г.). Ситуация в
бюджетной сфере в тот период была
крайне напряженной: кризис
неплатежей, рост задолженности по
заработной плате, острейший
дефицит в сфере обращения
"живых" денег, неэффективные
для бюджета, неконтролируемые
зачеты с участием многих
посредников и коммерческих
организаций и т.д. Кроме того,
руководители исполнительной
власти, привыкшие к
бесконтрольности, принимали наши
выводы и оценки в штыки, более того,
пытались оказывать на аудиторов
давление. В ходе этих проверок были
выявлены факты прямых потерь
бюджетных средств, их
неэффективного и нецелевого
использования на общую сумму 48 млн.
деноминированных рублей. Кстати,
эти контрольные мероприятия стали
для аудиторов своеобразным
экзаменом не только на
компетентность, но и на
принципиальность, прочность
характеров, который они успешно
выдержали.

Серьезным
испытанием для нас стала также
комплексная проверка ОАО
"Финпром". В аудиторском
заключении мы отметили, что,
созданное и действующее с
многочисленными правовыми
отступлениями, свободное от
внешнего и внутреннего контроля,
это акционерное общество
превратилось в предприятие с
высокой степенью экономического
риска, со слабой надежностью, не
имеющее достаточного иммунитета от
авантюрных решений, где не
сформировалась ответственность за
приоритеты интересов области. Все
это привело к тому, что
"Финпрому" было незаконно
передано объектов
госсобственности на 10 млн. рублей,
отдельные из которых безвозвратно
утеряны. Задолженность областному
бюджету за 1995-1996 гг. составила 52 млн.
рублей, а бюджетные потери за этот
период в результате
недопоступления от него налога на
имущество и в связи с занижением
прибыли — 8,5 млн. рублей.

Всего за
первый год работы мы выявили
нарушений на 408 млн.
деноминированных рублей, из них 129
млн. возвращены в областную казну.

— И вот
минуло пять лет. Что сделано за этот
период, удовлетворены ли вы итогами
своего труда?

В.М.: У меня,
как руководителя палаты, и моих
коллег есть все основания
положительно оценивать пройденный
путь. Во-первых, накоплен солидный
опыт аудиторской работы,
наработана методика, укрепился
кадровый состав, вырос
профессионализм аудиторов и
специалистов.

Во-вторых,
значительно пополнилась наша
аудиторская копилка. Назову
несколько цифр. Всего за пять лет
проведено свыше 510 контрольных
мероприятий, по итогам которых
подготовлено и направлено
губернатору и Законодательному
собранию области 152 аудиторских и
экспертных заключения. Почти 100
аудиторских заключений, актов и
других контрольных материалов
передано в правоохранительные
органы области, по ряду из них
возбуждены уголовные дела.

Расширились
границы аудиторской деятельности.
За последние 2 года проверили
использование бюджетных средств
более чем в 30 городах и районах
области, что благоприятно повлияло
на упорядочение бюджетного
процесса на этих территориях, на
устранение нарушений, порой
грубейших, финансово-бюджетного
законодательства. Жизнь доказывает
необходимость постоянного
контроля за исполнением
муниципальных бюджетов. Об этом
свидетельствует то, что к нам все
чаще обращаются с соответствующими
просьбами руководители городских и
районных Дум. Свежие примеры —
обращение депутатов Усть-Илимска и
Ангарска с просьбой о проведении
проверок исполнения их бюджетов.
Такая же проверка намечена по
запросу Законодательного собрания
в Балаганском районе.

В целом за
пять лет в ходе проверок и ревизий
выявлено финансовых и
имущественных нарушений на сумму
более 5 млрд. рублей, в том числе по
использованию областной
собственности — на 2,02 млрд. рублей,
использованию бюджетных средств не
по назначению — на 765, 5 млн. рублей.
Потери областного бюджета
составили 109,3 млн. рублей. В
результате принятых
администрацией области,
Законодательным собранием,
предприятиями и организациями мер
в областную казну возвращено 441,1
млн. рублей. В то же время на
содержание палаты за этот период
израсходовано 18,14 млн. рублей, что
составляет 0,4% от суммы выявленных
финансовых и имущественных
нарушений и 4% от суммы средств,
возвращенных в областную казну.

Однако не все
можно измерить цифрами. Не менее
важно то, что деятельность КСП
оказывает положительное влияние
как на работу органов власти и
управления, так и на общую
финансово-экономическую ситуацию в
области. В настоящее время налажен
учет долговых обязательств,
имеется график их погашения и
обслуживания, осуществляется
контроль за соблюдением норм
законодательства по этим
проблемам. Заметно активизировался
процесс возврата бюджетных ссуд, по
многим задолжникам приняты решения
арбитражного суда, и долги с них
взыскиваются в принудительном
порядке. Наведен порядок и сведены
до минимума нарушения в
использовании средств
внебюджетных фондов.

Последовательная
контрольная деятельность
способствовала наведению порядка в
учете и использовании областной
государственной собственности. В
целом на 8,6 млрд. рублей выявлено
неучтенного областного имущества.
Многие объекты включены в Сводную
опись, принимаются меры по
повышению эффективности их
использования. Только от аренды
зданий, в том числе возвращенных в
областную собственность, в бюджет
поступают дополнительно миллионы
рублей. Заметно увеличились
поступления дивидендов,
начисляемых на госпакеты акций, от
деятельности унитарных
предприятий, продажи имущества,
лицензионной деятельности. Хотя
сразу оговорюсь, что повышение
отдачи от использования
собственности, как областной, так и
муниципальной, остается задачей
скорее нерешенной.

Постоянно
пополняется
контрольно-аналитический материал
по вопросам управления
государственными унитарными
предприятиями. В прошлом году,
например, в ходе проверок ГУП
"Техномед", "Изделия
медтехники", "Медина",
областного общества инвалидов и
ООО "Швейная фабрика "Узоры"
и других дан полномасштабный
анализ их правовой базы и
финансово-хозяйственной
деятельности, внесены конкретные
предложения по устранению
выявленных нарушений.

В-третьих,
заметно вырос потенциал
экспертно-аналитической работы. По
каждому направлению аудиторской
деятельности у нас накоплен
большой объем систематизированной
аналитической информации, которая,
во-первых, отражает реальное
состояние дел на том или ином
участке использования бюджетных
средств и областной собственности
в сопоставлении с действующей
законодательной базой, во-вторых,
дает четкое представление о
типичных недостатках и пробелах в
деятельности органов власти и
управления и, в-третьих, содержит
комплекс мер по повышению
эффективности всех этих процессов.
За пятилетие подготовлено и
передано в Законодательное
собрание и администрацию области
более 100 экспертных работ и
информационно-аналитических
материалов. Осуществляется
систематический анализ доходной
базы областного бюджета,
исполнения прогнозных показателей
развития области и сводного
баланса финансовых ресурсов,
ситуации в сфере управления
госпакетами акций и т.д. Особую
значимость имеют экспертные
заключения КСП на законопроекты
области, в особенности по вопросам
формирования и исполнения
областного бюджета. К примеру, при
формировании бюджета на 2000 г.
аудиторами КСП выявлены не
учтенные авторами проекта доходы
на сумму более 600 млн. рублей, при
формировании бюджета на 2001 год —
около 1 млрд. рублей.

— Вы
нередко подчеркиваете, что
интеллектуальный и творческий
потенциал КСП используется не в
полной мере. Как это понимать?

В.М.: Возьмем
главную составляющую контроля —
действенность. Выявлено нарушений
на 5 млрд. рублей, а восстановлена в
областной казне лишь десятая часть.
То есть большинство наших
контрольных материалов остается
под спудом, а виновные в
разбазаривании государственных
средств, за редким исключением,
остаются безнаказанными. Почему
такое происходит? Во-первых, явно
недостаточны усилия органов
исполнительной власти по
устранению нарушений, выявленных
КСП. Во-вторых, несовершенство
законодательства. В соответствии с
законом о КСП мы можем только
предлагать и рекомендовать, но не
требовать. Данный закон, сыгравший
на первых порах положительную роль,
а также установившиеся формы
работы по устранению выявленных
нарушений достигли такого уровня,
выйти за который уже невозможно без
изменения соответствующих условий
и норм законодательства. Подобная
ситуация характерна как для
контрольных органов субъектов РФ,
так и для Счетной палаты России.

На
Всероссийском совещании
контрольно-счетных органов в
декабре прошлого года отмечалось,
что только в 35 регионах
контрольно-счетные органы имеют
статус юридического лица, в 32
регионах они являются структурными
подразделениями законодательной
власти, а в 22 — вообще не созданы.
Общая численность сотрудников
региональных контрольно-счетных
органов составляет около 1000, это во
много раз меньше совокупной армии
финансовых контролеров,
находящихся в ведении различных
звеньев исполнительной власти.

Поэтому на
Всероссийском совещании
поставлена задача: создать в России
цельную и стройную систему
всеобъемлющего государственного
финансового контроля, придать
работе региональных контрольных
органов мощное законодательное
обеспечение. Особо подчеркну, что
меры по укреплению бюджетного
контроля получают безоговорочную
поддержку Президента РФ.

— Не
означает ли это создание системы
иерархической подчиненности, при
которой все нити управления
контрольными органами будут
переданы федеральному центру?

В.М.: Нет,
никакой вертикали создаваться не
будет, поскольку это вступило бы в
противоречие с нормами
конституционного федерализма.
Формирование и организация работы
контрольных органов на местах
будут, как и прежде,
регламентироваться законами
субъектов РФ. В то же время общие
"правила игры" будут
определяться федеральным
законодательством.

Важнейшим
звеном единой государственной
системы финансового контроля
станет Ассоциация
контрольно-счетных органов РФ
(АКСО), созданная в декабре прошлого
года на добровольных началах и
призванная обеспечить координацию
их деятельности по участию в
разработке законодательных
преподложений, оказанию правовой и
методологической помощи, обобщению
и распространению положительного
опыта, повышению профессиональной
подготовки кадров.

В ближайшее
время предполагается внести в
Государственную Думу два
законопроекта: "О
государственном финансовом
контроле" и "Об общих
принципах организации и
деятельности контрольно-счетных
органов в субъектах РФ". Этими
законами должен быть решен ряд
принципиальных вопросов, например,
о привлечении к ответственности
лиц, виновных в неправомерном
отказе от предоставления
контрольным органам необходимой
информации, расширении полномочий
по защите государственных
интересов при обращении в суды,
усилении законодательной и
социальной защиты работников
контрольно-счетных органов и т.д.
Особое значение придается
методологии, аналитической и
экспертной функциям контрольной
деятельности. Будут создаваться
единые контрольно-ревизионные
стандарты и нормативы для анализа
типовых нарушений и путей их
предотвращения, обеспечения
надежного трехуровневого контроля
за бюджетами — на стадии
проектирования, текущего периода и
отчетов об исполнении. Назрел также
вопрос об экспертной оценке
финансового законодательства с
точки зрения наличия в нем норм,
создающих условия для воровства и
коррупции.

— Как
будет решаться задача
разграничения полномочий
контрольных органов? Скажем, сфера
компетенции КСП области ограничена
только рамками областного бюджета
и областного имущества. В то же
время значительная доля средств и
имущества используется
федеральными структурами, доступ в
которые аудиторам КСП закрыт.

В.М.: Эта
проблема будет решаться путем
развития сотрудничества со Счетной
палатой РФ. В ее структуре создано
специальное подразделение по
взаимодействию с контрольными
органами всех уровней.
Представители Счетной палаты
войдут и в состав федеральных
округов. Президент России внес на
рассмотрение Госдумы поправку в
Закон "О Счетной палате РФ",
предусматривающую создание
региональных отделений Счетной
палаты РФ. Кроме того, уже
практикуется совместная работа на
основе двусторонних соглашений о
взаимодействии и сотрудничестве.
Счетная палата России уже имеет
такие соглашения с МВД РФ, ФСБ РФ,
Федеральной службой налоговой
полиции, Генеральной прокуратурой.
Нашей палатой также заключены
соглашения о сотрудничестве с
Управлением внутренних дел и
Управлением Федеральной службы
налоговой полиции по Иркутской
области и подготовлены проекты
соглашений с другими региональными
структурами федеральных силовых и
контрольных ведомств и служб.

Какие
приоритеты будут положены в основу
совместной работы? Комплексные
проверки по контролю за
соблюдением бюджетно-финансового и
налогового законодательства,
совместная экспертиза
нормативно-правовых актов,
принятие оперативных мер по
устранению выявленных нарушений
уже в ходе контрольных мероприятий,
обмен информацией и т.д. Полагаю,
что интеллектуальный потенциал
КСП, помноженный на властные
возможности силовых структур, даст
положительный эффект.


Василий Алексеевич, опираясь на
итоги и опыт пятилетия, какие вы
видите перспективы развития
финансово-бюджетного контроля в
нашей области?

В.М.: Главное
для нас — наращивать качество и
особенно эффективность работы,
укреплять роль КСП как важнейшего
контрольного инструмента
законодательной и исполнительной
ветвей власти, совершенствовать
правовую базу контроля.
Руководство и многие депутаты
Законодательного собрания
третьего созыва поддерживают наши
предложения по внесению изменений
и дополнений в закон о КСП в части
расширения ее функций и
соответствующих полномочий. Это
позволило бы организовать работу
КСП на новом качественном уровне, к
чему коллектив палаты в основном
подготовлен. В наших планах —
укрепление взаимодействия со
Счетной палатой РФ, комитетами и
комиссиями Законодательного
собрания, администрацией области,
правоохранительными органами.
Надеюсь, что в предстоящем
пятилетии вклад аудиторов и
специалистов КСП в дела области
будет еще более весомым.

Беседу
вел Владимир ТИШИН.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры