издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Главный конструктор с берегов Илима

Главный
конструктор с берегов Илима

Стремительно уходят в
прошлое годы, когда в нашей стране
создавались первые космические
ракеты. Одним из их создателей был
замечательный ученый и
конструктор, наш земляк Михаил
Кузьмич Янгель. 25 октября
исполнилось 90 лет со дня его
рождения.

Что за
фамилия — Янгель? Говорят, что
произошла она от казачьего слова
"янга", что означает ковш,
черпак, в нем казаки в походе варили
похлебку на костре.

Родился
Михаил Янгель в сибирской
деревушке Зырянова на берегу реки
Илим, настолько глухой, что жители
говорили о ней: "в двух месяцах
ходьбы от железной дороги". В
далеком 1911-м в этих краях водились в
большом количестве медведи, на
которых ходили знаменитые
зыряновские охотники. Когда
родился Миша, думали, он тоже станет
охотником. Но он стал академиком…
Сегодня этой деревни нет: после
строительства Усть-Илимской ГЭС
она ушла на дно водохранилища.

Из
сибирского села, окончив школу,
Михаил Янгель отправился прямо в
Москву. Был рабочим, помощником
мастера на подмосковной ткацкой
фабрике. А потом его направили в
Московский авиационный институт.
Михаил был активным студентом,
прекрасно учился, и после окончания
института его пригласили на работу
в одно из лучших конструкторских
бюро страны.

В 1938 г.
молодого талантливого
конструктора направляют в
длительную зарубежную
командировку: Германия, Бельгия,
Франция, США. Янгель изучает опыт
зарубежных авиастроителей, который
поможет ему в будущем. Во время
войны участвует в создании и
производстве знаменитых
истребителей серии "И".

После войны
Янгель учится в Академии
авиационной промышленности, а в
1950-м его направляют работать в
Опытно-конструкторское бюро,
которым руководил будущий Главный
конструктор наших
ракетно-космических систем Сергей
Павлович Королев. С этого момента
Королев и Янгель становятся
ближайшими соратниками.

Два года
спустя Янгель становится
начальником секретного ракетного
института "НИИ-88". Ракеты,
которые тогда разрабатывались в
нашей стране, имели прежде всего
военное назначение. Слишком
напряженной была международная
обстановка, слишком много врагов
угрожало нашей стране. Ракеты,
которые могли нести ядерные бомбы и
доставлять их в заданную точку,
были тогда очень нужны.

В июле 1954 г.
Михаил Кузьмич становится
руководителем нового
конструкторского бюро и
одновременно завода, где должны
были изготавливаться ракеты. В
начале 60-х под руководством Янгеля
создается межконтинентальная
баллистическая ракета Р-16. Долгое
время эта грозная ракета стояла на
страже наших рубежей. На ее базе
Янгель создал двухступенчатую
космическую ракету "Космос".
Она использовалась как средство
доставки на орбиту спутников —
научных, военных,
экспериментальных. Многие сотни
спутников были выведены на орбиту
вокруг Земли с помощью ракет,
которые разработали конструкторы
Михаила Янгеля. Здесь же, в его бюро,
разрабатывались и некоторые
спутники.

Вклад
Михаила Кузьмича Янгеля в наши
ракетно-космические достижения
огромен. Он создал несколько типов
ракет, воспитал плеяду ученых и
конструкторов, многие из которых до
сих пор успешно работают.

Доктор
технических наук Михаил Кузьмич
Янгель был избран в академики в 1964
г. Он был дважды Героем
Социалистического Труда (второе
звание Героя получил за участие в
подготовке полета Юрия Гагарина).
За свои разработки Янгель был
удостоен Ленинской и
Государственной премий.

Так
распорядилась судьба: Михаил
Кузьмич скоропостижно скончался в
день своего 60-летия, в 1971 г.
Множество цветов принесли ему на
могилу — может быть, тех самых,
которые были предназначены для
вручения на праздновании его
юбилея…

Незадолго до
смерти журналисты спросили Янгеля,
какую бы он выбрал профессию, если
бы начать все сначала. Он ответил,
что хотел бы единственного — быть
не только конструктором, но и
космонавтом, чтобы увидеть из
космоса нашу голубую планету. А
больше в своей жизни ничего не стал
бы менять: все остальное сбылось.

На родине
Михаила Кузьмича в
Железногорске-Илимском поставлен
его бронзовый бюст. Именем нашего
великого земляка названы улицы,
горный пик, судно-сухогруз, школа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры