издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Белый месяц -- праздник светлый

Праздников-то, праздников сколько! Не успели схлынуть
впечатления от встречи с новым, 2002 годом, как пришла пора
отмечать старый Новый год. Немного отдохнули — наступило
Крещение. Свои православные закончились — настало время тех, в
основе которых буддийское вероисповедание. 12 января железную
Змею 2001-го сменила водяная Лошадь 2002-го, начали
Новый год по лунному календарю. Но заглянул на днях в
центральные газеты, и неловко стало. Это событие они
почему-то опосредовали только с корейцами, китайцами,
хотя у нас проживают свои коренные восточные народы. А
там, за кородоном, у них многое по-другому. В Китае, например,
наступление нового года по лунному календарю называется
«Чун-цзе». Это уже праздник весны. Как утверждает в
«Парламентской газете» ее корреспондент и одновременно
специалист по Китаю А.Крушинский, завершившийся год Змеи
был одним из самых продолжительных. Он длился 383 дня в
связи с привязкой к зимнему солнцестоянию. Потому и
месяцев было не 12, а 13. И вообще концепция, что именно
весна знаменует наступление нового года, была принята у
наших соседей более двух тысяч лет назад.

— А, вот я об этом празднике узнал лишь десять лет назад,
хотя казалось бы, многое знаю об истории края, обычаях
бурятского народа, — честно признается Анатолий
Гаврилович Гаврилов, редактор баяндаевской районной
газеты.

— Да мы просто заблудились в трех религиях — буддизме,
шамаизме, православии, — как в трех соснах, — смеется
начальник райсельхозуправления Орел Ильич Аракшинов. — У
западных бурят, например, новый год начинается с Покрова,
он у нас так и назывался — Покробх. Мой отец
шаманил, из солидного рода был. Дедушку, Андрея Аракшиновича,
вообще шаманом называли. Призывал духов, на бараньих
лопатках ворожил, медитацией занимался. Мог босиком по костру
ходить, падать головой в костер. Люди ему
верили. Отец на картах ворожил. А я сам атеист, и
хотя имею вот такую родову, но тоже лишь десять лет
назад узнал о том, что существует такой праздник у нашего
народа — Сагаалган.

Сагаалган — белый месяц. Как утверждают мои собеседники,
в это период употребляется в основном белая пища: молоко,тарак
(примерно такой же продукт, как кефир, но намного
вкуснее), сметана, остальные молочные продукты.

— Правда, в этот период чаще всего коровы находятся в
запуске, и поэтому на большие надои особенно рассчитывать
не приходится, тарасун гнать особенно не из чего, —
напоминает Гаврилов.

— Но тут уже начинается растел, окот, жеребятся кобылы,
— уточняет Аракшинов. — Начинается новая жизнь. С этим
связаны надежды на благополучие. Отсюда и новый год.

Привлекает нравственная сущность этого праздника. В эти
дни нельзя ругаться, спорить, ссориться, обижать и вместе
с тем не рекомендуется часто пользоваться вилками,
острыми ножами и даже ножницами. Кстати, подобные запреты
присутствуют и в обычаях китайцев в эти праздничные дни.
Но там Новый год по лунному календарю вообще отмечается с
большим подъемом и по своей фантазии, яркости, выдумке
затмевает самые различные празднества. Говорю не только на
основании увиденных телерепортажей. Даже в 50-е годы
бедная, голодная страна не могла отказать себе в таком
удовольствии.

— Но и у нашего поколения сохранились
традиции, уважение к верованиям старших и вместе с тем
какое-то мистическое чувство, — признает Аракшинов. —
Есть святые места у каждого улуса, у каждой семьи. Есть
немало таковых по тракту. Люди останавливаются, капают.
Отваживают злых духов, приваживают добрых.

Да по тракту, по иным проселочным дорогам можно увидеть
березку, увитую разноцветными тряпочками. В некоторых
местах установлены беседки. Мимо иных жители просто не
имеют права так просто пройти, точнее, проехать. Но здесь,
в Баяндаевском районе, есть особое место. Это озеро
Нухунур. Его грязи обладают немалой целебной силой. Не
зря была построена неподалеку лечебница. Весной, летом
едут сюда люди. Посмотреть, прикоснуться к этой необычной
земле. Есть здесь свой шаман, который при посещении озера
зажигает свечку, читает молитву, разговаривает с богами,
капает. И все находящиеся рядом в тишине внимают таинству.

Согласен, что все это религия, согласен, что это мистика.
Можно принимать подобное и не принимать. Но уважать
верования народа — черта культурного человека.И не
только, если попытаться взглянуть на это более серьезно. Да,
повторяю, молитвы, заклинания, обращения к духам,
разноцветные тряпочки можно воспринимать и как пережиток
прошлого, как архаизмы общественного бытия. На мой взгляд, вот эта
традиционность, следование верованиям предков, даже
уважительное отношение к ним и придают силу нации во
время самых тяжких испытаний. Свою роль играет и стремление
поддержать духовную жизнь сельского общества.

…Белый месяц — светлый праздник. Отмечая его, многие
молят в душе: хоть бы поскорее кончилась эта черная
полоса кризисов, потрясений и неудач. Этого жаждут и те,
кто верует в других богов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры