издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кому закон не писан?

  • Автор: Рената СТРЕЛКИНА

В начале февраля этого года арбитражный суд Приморского края вынес решение арестовать в счет долгов здание администрации г. Находки и передать это имущество в пользу кредитора -- компании "Альфа-ЭКО".

(«Коммерсант»).

Этот конфликт длится около двух лет. Точнее, около двух
зим. Именно зимой, когда надо обеспечивать бесперебойную
подачу тепла в городские квартиры, особенно обостряются
противоречия между теми, кто это тепло поставляет, и
теми, кто за него обязан платить.

Более половины квартир тайшетских горожан отапливаются
за счет работы котельной шпалопропиточного завода (ШПЗ),
находящегося в ведении ВСЖД. Все бы ничего, и раньше
железнодорожники обеспечивали теплом тайшетцев, но с
1999 года местное муниципальное предприятие коммунального
хозяйства начало рассчитываться с задержками, а позже
и вовсе перестало своевременно платить.

Руководство ВСЖД какое-то время еще рассчитывало на
сознательность и договорные обязательства тайшетских
коммунальщиков, но в 2000 году терпению пришел конец
и появилось исковое заявление в Иркутский областной
арбитражный суд. Закон восторжествовал, было решено
с должника долги взыскать в сумме около 7 миллионов
рублей. Но, как выяснилось в ходе безуспешных попыток
судебных приставов это решение исполнить, в нашей истории,
что называется, не всем «закон писан». Долги МПКХ продолжали
расти как снежный ком, кстати, на сегодняшний день они
приближаются к сумме 20 миллионов рублей.

Железнодорожники еще дважды обращались в арбитражный
суд. 19 ноября 2001 г. было принято решение о взыскании
еще около 5 миллионов рублей. 30 января 2002 года
арбитражный суд Иркутской области вынес решение взыскать
с Тайшетского МПКХ в пользу ВСЖД 1,5 миллиона пени за
просроченные долги.

Суров закон, но он обязателен для всех. Не нравится
— оспаривай в судебном порядке. Но коммунальщики и
не пытаются этого делать. Причина проста. Предприятие
стоит на грани банкротства. Во всяком случае, мэр Тайшета
Н. Шрайнер так и поясняет в одной из своих статей, опубликованной
в районной газете. Казалось бы, глава города должен
предложить свое конструктивное решение выхода из
созревшего конфликта, ведь он несет всю полноту ответственности
за условия проживания горожан. Тем более согласно статье
87 Бюджетного кодекса РФ определено, что содержание
муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируется
исключительно за счет средств местного бюджета. Хочется
верить, что Николай Шрайнер отдавал себе отчет, подписывая
летом прошлого года соглашение с областной администрацией
и руководством ВСЖД, где он подписал обязательство «своевременно
и в полном объеме произвести оплату текущих платежей
за потребляемое тепло ШПЗ и полный расчет по имеющейся
задолженности до 1 января 2002 года». Но 1 января давно
прошло, а долги, равно как и текущие платежи, так и остались
невыплаченными. Таким образом, руководитель городской
администрации не только не попытался уладить конфликт,
в результате которого под ударом окажутся обычные квартиросъемщики,
но и с убежденностью, достойной лучшего применения,
продолжает утверждать, что он «железной дороге ничего
не должен». Более того, по заявлению г-на Н. Шрайнера,
администрация города профинансировала МПКХ в 2001 году
на 24 млн. рублей. А это значит, что мэр Тайшета мог
сам рассчитаться с ШПЗ вместо коммунальщиков, тем самым
погасив конфликт. Так почему властью, данной ему, г-н
Н. Шрайнер не потребовал, чтобы коммунальщики выплатили долги котельной
ШПЗ? В конце концов, почему не наказал руководителя
МПКХ, который привел его к банкротству? И уж совсем
непонятна позиция городского руководителя, человека
экономически грамотного, когда он заявляет, что после
банкротства МПКХ «шпалопропиточный завод, как поставщик
тепловой энергии, окажется пятым в очереди по возврату
своих долгов. И получится так, что он спишет все свои
кредиторские задолженности. Спишет!» Хотелось бы знать,
как, по его мнению, это может произойти?

20 миллионов рублей для железной дороги — сумма немалая.
Это предприятие было вынуждено оплачивать расходы котельной
ШПЗ, но ведь на это потрачены деньги, которые должны
были пойти на ремонт железнодорожных путей, подвижного
железнодорожного состава, локомотивного парка, на 70%
изношенного. За счет чего железная дорога должна «списать»
тайшетские долги: за счет безопасности движения или
за счет бюджетов других 60 территорий, с которыми никаких
подобных конфликтов не возникало? Кстати, тайшетский
бюджет также значительно пополняется налоговыми отчислениями
ВСЖД (в 2000 году поступило 34 миллиона рублей, в 2001
— 68 миллионов рублей) — это 55% бюджета города. Руководство
ВСЖД, испробовав все имеющиеся законные меры воздействия
на нерадивых плательщиков, стоит перед выбором. Точнее,
и выбора-то уже не осталось. Никто не позволит тратить
необходимые предприятию средства на коммунальные нужды
одного города. А потому уже сегодня железнодорожники
вынуждены предупреждать, что котельная остановится в
ближайшие дни и, чтобы не заморозить город, надо искать
средства для расчетов.

Похоже, что конфликт должника и кредитора грозит обернуться
чрезвычайной ситуацией. Как будут развиваться дальнейшие
события — покажет время. Только надо учитывать, что
сегодня манипулирование такими категориями, как «интересы
людей», всевозможные лозунги и популистские высказывания
уступают место законному регулированию, расчету и договорным
обязательствам, ответственности за данное слово и должностные
обязанности.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры