издательская группа
Восточно-Сибирская правда

НК ЮКОС не собирается нарушать закон

  • Автор: Татьяна ЛУКАНКИНА

В Ангарске состоялись общественные слушания по оценке воздействия
на окружающую среду проекта строительства нефтепровода «Ангарск
(Россия) — Дацин (КНР)». Такие слушания нефтяная компания ЮКОС,
ставшая инициатором проекта, уже провела в Чите и Джидинском районе
Бурятии. Впереди обсуждение проекта с жителями Тункинского
национального парка.

— Прежде чем приступить к реализации проекта, мы должны ответить на три
основных вопроса, — сказал в своей вступительной речи член руководящего
комитета по строительству нефтепровода, первый заместитель директора по
торговле и транспортировке нефти и газа ЗАО «ЮКОС-РМ» Юрий Иванов.

— Отвечает ли наш проект всем существующим федеральным и региональным
правовым нормам? Обеспечена ли его экологическая чистота? Целесообразно
ли строительство нефтепровода с точки зрения экономики?

На слушаниях однозначно прозвучало, что, выступая заказчиком
проекта, НК ЮКОС будет неотступно следовать требованиям закона.
Специалисты нефтяной компании заверили, что проектировщиками
максимально учтены все эколого-правовые аспекты. Проштудировано
природоохранное законодательство. Проведены консультации, в том числе и
с экспертами ЮНЕСКО, ведь озеро Байкал внесено в список Всемирного
природного наследия. На суд общественности вынесены три варианта
трассы. В одиннадцати томах представлена оценка воздействия проекта на
окружающую среду. Ведется открытое обсуждение технико-экономического
обоснования. Авторы проекта уже приняли во внимание около тридцати
ценных, по их мнению, замечаний.

Хотя, по признанию самих разработчиков, в проекте есть изъяны. Это
связано с прохождением трассы нефтепровода по государственному
национальному парку «Тункинский». Представители известных
международных фирм «Джон Браун Хайдрокарбонс» и «ILF» привели
примеры мирного соседства нефтепроводов с особо охраняемыми
территориями в Великобритании и Германии. Однако российское
законодательство не допускает возведение таких промышленных объектов на
землях национальных парков.

— Мы не собираемся нарушать Закон об особо охраняемых территориях, —
заявил Юрий Иванов. — Мы намерены вместе с региональной
администрацией обратиться к федеральным властям и к
Законодательному собранию с предложением изменить границы
национального парка.

Такой перекрой выгоден прежде всего самому Тункинскому району,
население которого влачит нищенское существование. Среди 35
национальных парков России Тунка занимает 34 место по объемам
финансирования. В 2001 году на содержание 1 гектара земли Тункинский
район получил всего 6 рублей. Неудивительно, что администрация ТНП
сама предложила проектировщикам проложить трубу по территории района.

Лейтмотивом общественных слушаний стала тревога о Байкале.
Обеспокоенность судьбой священного озера — крупнейшего в мире
хранилища питьевой воды — звучала почти в каждом выступлении.
По проекту трасса пересекает 37 рек и речушек, контактирующих с
Байкалом. Однако ни один из трех вариантов нефтепровода не проходит по
центральной экологической зоне озера. А на строительство в буферной зоне
свое «добро» должна дать государственная экологическая экспертиза.
— Мы должны костьми лечь, чтобы обеспечить экологическую безопасность
нефтепровода, — заметил заместитель начальника департамента природных
ресурсов администрации Иркутской области Анатолий Малевский. — При
реализации этого проекта должен быть использован весь мировой опыт,
новейшие технические решения, современные системы мониторинга и
обнаружения утечек.

Представитель генерального проектировщика — института
«Гипротрубопровод», главный инженер проекта «Россия
— Китай» Михаил Баранов сравнил будущую стройку с Альпийским и Трансаляскинским
трубопроводами. Он рассказал, что в сейсмичных зонах трубу
предполагается положить на специальные опоры. Во время
землетрясений опоры будут «гасить» колебания, тем самым предотвращая
разрыв нефтепровода.

На переходах рек будет использован самый эффективный на
сегодняшний день метод наклонно-направленного бурения. Консультант
компании «Джон Браун» Елена Фадеева напомнила, что этот метод
использован на трехкилометровом переходе через Волгу. По этой же
технологии удачно выполнен переход через Миссисипи, известную своим
непокорным нравом. В мировой практике еще не было случая, чтобы авария
произошла в том месте, где трасса проложена методом наклонно-
направленного бурения.

Сотрудник «ILF» Кристиан Хайнс сообщил, что специально для российско-
китайской магистрали предусмотрено использование труб с
повышенной толщиной стенок. Кроме того, здесь будет применена
эксклюзивная разработка — автоматическое отключение всей трубы в
случае утечки.

Конечно, все эти меры требуют больших финансовых затрат. НК ЮКОС к
этому готова. Как отметил Юрий Иванов, компания прекрасно понимает
ценность нашего региона и озера Байкал. А председатель комитета по
собственности и экономической политике Законодательного собрания
Иркутской области Юрий Фалейчик обратил внимание на то, что НК ЮКОС
как никто другой заинтересована в минимизации экологических рисков. Ведь
в случае катастрофы ей придется выложить большие деньги на
ликвидацию аварии и возмещение ущерба.

Не вызывает сомнений экономическая выгода проекта. Согласно
независимой экспертизе Совета по изучению производительных сил при
Минэкономразвития России и РАН, результаты которой на слушаниях
озвучил академик Александр Арбатов, за 25 лет работы нефтепровода
дополнительный прирост внутреннего валового продукта России
составит более 19 миллиардов долларов. В частности, объем валового
регионального продукта в Иркутской области возрастет на 1,5
миллиарда, в Бурятии — на 3 миллиарда, в Читинской области — на 3,5
миллиарда долларов. Бюджет Иркутской области пополнится
налоговыми поступлениями на 143,6 миллиона долларов. Чита в виде
налогов получит 328,3 миллиона, Республика Бурятия — 424,5
миллиона долларов.

Член руководящего комитета по строительству нефтепровода Юрий Иванов
уверен, что развитие ресурсной базы Сибири возможно только при условии
экспорта нефти. Иначе в освоении восточно-сибирских месторождений
углеводородов нет смысла. Уже сейчас недостаточные мощности экспортных
нефтепроводов России становятся препятствием к развитию нефтедобычи.
В прошлом году Россия добыла 247 миллионов тонн нефти. Нынче этот
показатель поднимется до 370 миллионов тонн. 180 миллионов тонн
перерабатывается внутри государства. Остальное нужно продавать, но
нефтепроводная система страны позволяет экспортировать не больше
160 миллионов тонн. Вот почему так важно строительство нефтепровода в
Китай, который в ближайшие десятилетия будет испытывать острую
потребность в импортной нефти.

— Нельзя забывать и о других преимуществах прокладки нефтепровода из
России в КНР, — сказал на общественных слушаниях в Ангарске Юрий
Фалейчик. — Один раз освоенная трасса дает возможность проложить вдоль
нее трубу по перекачке нефтепродуктов или газа. Чтобы расширить рынки
сбыта российской нефти в странах Юго-Восточной Азии, можно продолжить
маршрут нефтепровода от Читинской области до Находки. Не менее важно,
что, пройдя через жернова плановой экономики и трудно принимаемых
китайским правительством решений, ЮКОС открывает двери для
других совместных российско-китайских проектов.

Участники общественных слушаний в Ангарске посчитали целесообразным
строительство нефтепровода «Россия — Китай». При разработке технико-
экономического обоснования разработчики учтут предложения ученых и
экологов. На этапе ТЭО будет проведена общественная экологическая
экспертиза. Работа над проектированием стройки века продолжается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры