издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мелодия для семейного трио

  • Автор: Беседовал Константин БЕЛОПОТАПОВ

Семья музыкантов Белобородовых -- из числа редких, необычных. Они -- единственные в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, кто занимается возрождением русской и украинской народной культуры. Благодаря их стараниям было восстановлено и собрано огромное количество ценного фольклорного и этнографического материала. Вдохновительница семейного дела -- Нина Михайловна, она же мать и жена, преподает музыку в усть-ордынской средней школе N 2, руководит народным детским фольклорно-этнографическим ансамблем "Берегиня". Виктор Степанович, глава семьи, был когда-то баритонистом военного духового оркестра, сейчас -- лучший баянист округа, хотя и работает по технической части. Виктория Викторовна, дочь, преподает в окружной детской музыкальной школе, руководит академическим хором "Ровесник", является дипломантом Международного конкурса игры на национальных инструментах.

Организовать встречу со всей семьей даже в воскресенье
удается не сразу. Первые два часа проходят в беседе
с Ниной Михайловной и Викторией Викторовной. Глава семьи
присоединяется только поздно вечером.

— Вы часто собираетесь вместе?

В.В. — Очень редко. На обед и ужин не всегда вместе
приходим. И даже в выходные не каждый раз встречаемся,
потому что то на репетициях со своими коллективами,
то над фольклорными материалами работаем.

Н.М. — Когда мы говорим людям, что приходим домой и
падаем от усталости, нам не верят. А мы ведь полностью
отдаемся своей работе.

В оставшиеся от репетиций часы Нина Михайловна с диктофоном
ходит по Усть-Орде, выезжает с Виктором Степановичем
на «Волге» в деревни, собирая фольклор. Во время расшифровки
материала подключается Вика. Два преподавателя музыки
начинают восстанавливать еще одну старинную песню.

Н.М. — Случается, Виктор терпеливо ждет в машине, пока
я два-три часа записываю материал. Первое время он не
мог понять меня, а потом как-то сказал: «Ну, раз тебе
это приносит удовольствие, делай». Виктор уходит в другую
комнату, когда мы с Викой начинаем расшифровывать, потому
что понимает, насколько это тяжелый труд. Кассету с
записью мы прокручиваем по 15-20 раз. Когда песню начинаем
перекладывать на ноты, можем и поспорить, поскольку
подчас слышим ее по-разному.

Трудно работать, потому что слух у бабушек разный,
у одной — хороший, у другой — не очень. Да и говор
везде разный. Например, в Тугутуе, в отличие от Харат
или Усть-Орды, так быстро говорят, что потом очень трудно
разбирать. Когда детям дала расшифровать запись тугутуйской
жительницы, у них глаза на лоб полезли. Теперь-то они
знают, что значит труд ученого-фольклориста.

Не первый год Нина Михайловна пытается выпустить сборник
записанного ею фольклора. До сих пор тщетно. Несколько
материалов, однако, были опубликованы в сборнике «Дети
и народная культура», посвященном исследователю детского
фольклора Г.С. Виноградову, и в центральном научно-популярном
журнале «Народное творчество». В последнем были напечатаны
и две ее этнографические статьи.

Н.М. — Этнографические материалы я начала собирать
с того времени, когда моя мама в 1986 г. приехала в
Усть-Орду. Как семейная реликвия у нас сохранилось домотканое
полотно с кружевами. Тогда я начала задумываться над
тем, что детям на уроке или на занятиях в ансамбле недостаточно
просто послушать песню, увидеть фотографию бабушки.
Им нужно посмотреть, потрогать какую-то старинную вещь.
Это очень важно, поскольку она — след того времени,
эта вещь как бы передает колорит эпохи. Когда я принесла
детям полотно, а также домотканое полотенце, они с большим интересом
разглядывали их. Дети могли эти вещи потрогать, чего
нельзя сделать в музее, где все под стеклом.

В домашнем музее Белобородовых хранятся уникальные старинные
вещи: бурки, лапти, сшитая из бурса кофта-казачок, в
которой жительница деревни Максимовщина выходила замуж
еще в 1908 году… Многие вещи Нина Михайловна шьет
сама — по воспоминаниям «своих бабушек».

Н.М. — Шапочку-наколок бабушка сначала делала на бумаге,
с которой я потом шла к закройщице. С ней эту шапочку
мы шили довольно долго, потому что бабушка несколько
раз меня поправляла, и я уходила переделывать. Она рассказывала
не только как шьется, но и как и почему называется та
или иная деталь.

Все-таки наше дело нужно

— Иннокентий Смоктуновский говорил, что актеру для лучшего
вхождения в роль необходимо иметь подвижную нервную
систему. Музыкальный руководитель, преподаватель музыки —
каким ему надо быть?

В.В. — Как творческий человек, он должен уметь тонко
чувствовать. И в то же время как преподавателю ему нужно
обладать большим терпением.

Н.М. — Мне кажется, что у нас в стране недооценивают
труд преподавателя музыки. Ведь если другие учителя
на уроке могут дать задание и передохнуть, то урок музыки
от начала и до конца построен на преподавателе. Нужно
уметь найти общий язык с детьми, уметь сделать так,
чтобы они запели старинную песню. А это подчас очень сложно.

— Я знаю, вы очень требовательны к своим ученикам.

Н.М. — Да, мы предъявляем к ним высокие требования.
Это просто необходимо. Во-первых, потому что таким
образом ребенок готовится к будущей взрослой жизни,
в которой поблажек ему никто не будет делать. Во-вторых,
без требований, критики никогда не будет творческого
роста.

В.В. — Из-за моей требовательности даже слезы бывают
на уроках. Однажды проводила анкетирование, в котором
задавала ученикам вопрос: «Что вам не нравится во мне
больше всего как в преподавателе?». Они написали: «Хотелось
бы, чтоб вы поменьше кричали».

— Они плачут, а вы после этого себя как чувствуете?

В.В. — Я прихожу домой и начинаю сильно переживать,
хотя понимаю, что требовать все равно надо.

— И хвалить.

Н.М. — Надо, но не очень часто.

В.В. — После того, как пройдет конкурс, я говорю ученикам:
«Большое спасибо».

— А как относятся к вашим методам родители этих детей?

Н.М. — Не все нас понимают. Зато понимают сами дети,
когда вырастают. Приезжают, говорят: «Мы вам благодарны
за то, что вы в нас столько вложили». А вообще, я настраиваю
детей на то, чтобы они нормально относились к критике,
всегда говорю им: «Почему мы должны быть хуже остальных
коллективов? Почему на нас должны смотреть как на провинцию?»

Народный детский фольклорно-этнографический ансамбль
«Берегиня», организованный Ниной Михайловной, отметил
в 2001 году 15-летний юбилей. За это время он не раз
участвовал в областных фестивалях детских фольклорных
коллективов, выезжал на Дни культуры округа в Иркутск,
занимал первые места в окружных и районных музыкальных
конкурсах.

Н.М. — В ансамбле мы пытаемся учить песни по голосу.
Дети слушают записи старожилов. Организовываю с ними
встречи. Евдокии Михайловне Татариновой, к примеру,
мы пели песни ее молодости. Она слушала и плакала. Я
понимаю: она плачет, потому что ей приятно, что мы ее
не забыли.

Радостно, когда ко мне на репетицию приходят вполне
современные дети и слушают старину, которая, казалось
бы, никому уже и не нужна. Я спрашиваю: «Ну, как, ребята,
нравится?»

— Конечно.

— А почему?

— Потому что песни задушевные, красивые, мелодичные.

Я не делаю для «Берегини», как многие сейчас, обработки
старинных песен, потому что хочу сохранить основу. А
это не всем нравится. Люди привыкли к шоу, устраиваемым
ансамблями.

Мы не идеальная семья

— Кто предъявляет требования у вас в семье?

В.В. — Все. Хотя мама была всегда строже, чем папа.
В детстве примеры по математике заставляла решать,
а если мое письмо было недостаточно аккуратным, она
давала чистый лист и заставляла переписывать.

Н.М. — Когда у Вики в музыкальной школе были проблемы
с сольфеджио, она приходила домой в отчаянии, говорила,
что больше не пойдет на уроки. Папа всегда был помягче,
поэтому иногда потакал ей. А я говорила: «Нет, ты заняла
чужое место, значит, должна закончить школу». Теперь
она мне благодарна за это.

— Что, по-вашему, главное в воспитании?

Н.М. — Я думаю, что обязательно воспитать в ребенке
высокие нравственные качества. Многие главным
критерием считают ум, интеллект, но ведь умный человек
не всегда нравственный человек…

— В таких семьях, как ваша, творческой кухне обычно
мешает другая кухня…

Н.М. — В нашей семье животу большого внимания не уделяется,
мы живем другой подпиткой. Хотя в праздники, Рождество
или Пасху, конечно, стараемся накрыть стол получше,
делаем блюда по старинным рецептам.

В.В. — А вообще, у нас кто свободен, тот и готовит.

— Значит, на праздниках-то вы все-таки встречаетесь…

Н.М. — Да, но мы не любим шумных компаний, поэтому
все праздники, в том числе и Новый год, встречаем в семейном
кругу. Выключаем свет, зажигаем свечи, поем… Если
честно, не понимаю людей, которым в праздники достаточно
поесть и выпить. По этому поводу бабушки, у которых
я записывала фольклор, говорили: «Раньше свадьба игралась,
а теперь гуляется…». В старину на свадьбе пелось до
трехсот песен. Столько игр устраивалось… Она была
как спектакль. А сейчас? Человеку только и остается,
что поесть да выпить.

Свою свадьбу Белобородовы сыграли на последнем курсе
Иркутского областного культурно-просветительного училища.
После выпуска по распределению уехали работать в Усть-Орду.
Здесь вместе создали вокальный ансамбль, который стал
известным в округе и области и как хор получил звание
народного. Виктор после мытарств с маленькой зарплатой
вскоре ушел из «культуры». Нужно было кормить семью.

— Виктор Степанович, а не тяжело было расставаться
с музыкой?

В.С. — Нет, шел спокойно даже сердце не екнуло. Сейчас такое
бывает, конечно, когда услышишь по радио тот же Кубанский
хор…

— Некоторые женщины не любят, когда их мужья подолгу
возятся с машинами. Вас не ревнуют к «Волге»?

В.С. — Нет. Нина меня понимает. Она знает, что я не
уйду из гаража, пока не доведу дело до ума.

Н.М. — Трудно жить, если не уступать. Я не понимаю
тех женщин, которые сетуют на то, что их мужья мало
зарабатывают. Самое главное, что мы есть, что мы живы-здоровы,
что мы радуемся друг другу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры