издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эффект Парфиановича

В эти дни широко отмечается 100-летие со дня рождения основоположника школы иркутских физиков профессора Иркутского госуниверситета, заслуженного деятеля науки РСФСР Иосифа Антоновича Парфиановича. С 24 по 28 сентября в Иркутске пройдет международная школа-семинар, посвященная юбилею выдающегося ученого, педагога, общественного деятеля.

С Иосифом Антоновичем Парфиановичем мне посчастливилось
встречаться и общаться неоднократно. Впервые я увидел
профессора в сентябре 1974 года в его деканском кабинете,
расположенном на втором этаже старинного университетского
корпуса на берегу Ангары. В высоченные окна внушительных
размеров комнаты заглядывали золотые кроны деревьев,
яркое полуденное солнце придавало строгой, академической
обстановке какой-то вовсе не официальный, скорее, праздничный
вид. Он поднялся из-за стола — высокий, подтянутый.
Его энергичное, мощное рукопожатие, приветливая улыбка
как-то сразу расположили к себе, придали мне уверенности:
в то время я только-только начинал «пробовать» себя
в должности обозревателя «ВСП» по науке. Позднее наше
знакомство не скажу, что переросло в дружбу, но добрые
отношения укрепились, чему в немалой степени способствовала
наша совместная и довольно-таки длительная общественная
работа в областном комитете защиты мира. В Доме дружбы,
под крышей которого располагался комитет, проходили
встречи с иностранными гостями, заседания актива, симпозиумы
и конференции — и, конечно же, личность Иосифа Антоновича,
долгие годы возглавлявшего ту авторитетную общественную
организацию, придавала различного рода акциям особое
звучание. И неудивительно: авторитет Парфиановича и
как ученого, и как общественного деятеля, блестящая
эрудиция, личное обаяние создавали вокруг него некое
магнетическое поле.

Хорошо помню, как горячо он поддержал идею создания
под эгидой комитета ассоциации «Спасем экологию и мир»
и настоял на заседании президиума, чтобы председателем
«зеленого»крыла нашей миротворческой организации избрали
журналиста, — и тут он назвал мою фамилию. Что ж, Иосиф
Антонович, сказал я тогда, не взыщите, если не получится.
«Еще как получится!» — с обезоруживающей улыбкой отреагировал
Иосиф Антонович. Эпизод этот имел место в 1985 году.
А года через два он обратился с просьбой снять с него
полномочия председателя комитета. «Хоть 85 и не возраст —
заявил он на заседании президиума, — но слишком
много дел в университете, еще столько надо успеть!»

Не исключено, что кое-кто, прочитав эти строки, подумает:
с чего ради автор на первый план вытащил факты, относящиеся
не к основной, не главной его ипостаси. Никто и не спорит:
Иосиф Антонович прежде всего выдающийся ученый,
педагог, властитель молодых умов — дерзких и ищущих.
Но в том-то и дело, что сам он не разграничивал сферы,
которыми и ради которых он жил, ибо в работе, в общении
с людьми он видел смысл своей жизни. Не случайно несколько
годами раньше, в 1982-м, отвечая на вопросы корреспондента
«Восточки», Иосиф Антонович заметил: «Я не представляю
себе ученого, которого не волновали бы острейшие проблемы
современности. Вот почему мне особенно дорого то, чем
по общественной линии я занимаюсь в областном комитете
защиты мира. Добавлю к этому, — продолжал Иосиф Антонович, —
что эта работа в известной мере стимулирует научную.
И хотя она требует немалой энергии, она вместе с тем
является и источником этой энергии. Вот так-то!..»

Еще
один экскурс — в год 1987-й, когда в университете торжественно отмечался
85-й год со дня рождения Иосифа Антоновича. Конечно
же, наша газета не могла не откликнуться на это событие:
«Справедливо замечено,
что место, где живет человек, определяет его характер,
действия и даже способ мышления. Так вот, Байкал, жемчужина
нашего края, стал тем самым местом и определяющим фактором
жизни и творческой деятельности Иосифа Антоновича Парфиановича».
Действительно, с Байкалом связана первая самостоятельная
работа молодого, тогда еще не обремененного званиями
исследователя, изучавшего дыхание озера, его сезонные
колебания. По словам самого Парфиановича, он испытал
ни с чем не сравнимую радость, когда его работу «Приливы
и отливы озера Байкал» опубликовали в «Известиях физико-математического
института им. Стеклова». В дальнейшем, через многие
годы, результаты проведенных исследований нашли применение
в расчетах при проектировании плотины Иркутской ГЭС.

Тогда же молодой ученый задался целью определить коэффициент
теплопроводности льда. В научных трудах того времени
что ни таблица — то новое значение коэффициента. Какому
же отдать предпочтение? В результате кропотливых экспериментов,
которые ассистент Парфианович проводил совместно с профессором
Арцебашевым, единственный и окончательный коэффициент
теплопроводности льда был найден — он вошел во все
справочники физических величин и широко используется
на практике.

Впечатляет круг интересов молодого исследователя. Вот
что рассказал один из учеников Парфиановича, ведущий
научный сотрудник НИИ прикладной
физики Леонид Михайлович Соболев: «Изучение радиоактивности
руд и исследования электрофизических свойств слюды,
добываемой в Сибири, положили начало новому интереснейшему
направлению в научном творчестве Иосифа Антоновича.
Объектом исследования стала всем хорошо известная каменная
соль, а инструментом — электромагнитная волна, при
взаимодействии с которой с веществом происходили чудесные
процессы и явления, сопровождаемые вспышечным свечением
кристаллов соли. Физики всего мира об этих опытах отзываются
как о «классических», а открытое явление назвали «Эффектом
Парфиановича». Результаты работ, десятки статей в научных
журналах, открывающие весьма заманчивые перспективы их
практической реализации, дали возможность ученому совету
Ленинградского университета присвоить в 1938 году талантливому
изыскателю из Сибири степень кандидата наук без защиты
диссертации.

Пройдут годы, десятилетия, и изыскания Иосифа Антоновича
повлекут за собой множество новых открытий, изобретений
и прикладных разработок, которые приведут к созданию
нового класса элементов квантовой электроники — и лазерной
техники в частности. По словам самого Иосифа Антоновича,
это станет возможным благодаря совместным усилиям его
единомышленников, учеников, ибо, говорил он, исследования
такого уровня невозможно вести в одиночку. Только коллективные
усилия могут привести к успеху.

Здесь самое время сказать о блистательной школе сибирских
физиков, созданной и выпестованной Парфиановичем. Вот
что писала «Восточно-Сибирская правда» в начале тридцатых
годов о руководителе только что созданного физико-математического
факультета И. Парфиановиче: «Педагог новой формации…
Каждый из студентов считает большой потерей пропуск
хотя бы одной его лекции. Замечательны занятия, проводимые
Иосифом Антоновичем по курсу атомной физики. В них с
удивительным искусством излагаются самые сложные вопросы
современной науки, получающие четкую определенность
и ясность. Иосиф Антонович знакомит слушателей с последними
достижениями науки, со сложными методологическими проблемами
и философскими вопросами. Незаметно, по постоянно сказывается
огромное воспитательное воздействие его лекций на студенческую
аудиторию».

Сколько же их, сибирских физиков, прошедших творческую
школу Парфиановича, слушавших лекции сначала ассистента,
затем заведующего кафедрой, профессора, выполнявших
курсовые и дипломные работы, проводивших серьезные научные
исследования? Только кандидатские диссертации под его
руководством защитили более 50 человек. В их числе имена
известных ученых, профессоров Мецика, Полякова, Райхбаума,
учеников, создавших свои творческие коллективы и лаборатории.

С одним из них — доктором физико-математических наук профессором
Евгением Мартыновичем, я встретился буквально на днях.
Он вспоминает: «… Идет защита моей дипломной работы
на физическом факультете госуниверситета. Я докладываю
экзаменационной комиссии о проведенных мною исследованиях
кинетики процессов, протекающих в люминесцирующих кристаллах,
рассказываю об экспериментальной установке, которую сделал
для выполнения своих исследований.

В зале — уважаемые профессора и преподаватели во главе
с деканом физического факультета И.А. Парфиановичем.
Среди других вопросов один показался мне неожиданным.
Его задал профессор Парфианович: «Вы подали заявку на
изобретение импульсного рентгеновского аппарата, который
разработали для выполнения своей дипломной работы?» В
ответ я сказал, что не считаю эту разработку изобретением.
«Надо подать заявку», — заключил Иосиф Антонович и,
как выяснилось позже, оказался прав. После защиты диплома
я засел за книги, изучил методику, оформил заявку по
всем правилам и через некоторое время получил свое
первое авторское свидетельство на изобретение.

Дальнейшее использование аппарата для исследований кинетики
люминесценции алмазов привело к изобретению импульсных
рентгено-люминесцентных аппаратов, составляющих сейчас
основу технологии алмазодобычи в нашей стране. Хотя
Иосиф Антонович не был формально соавтором этих изобретений,
его вклад в них как педагога, как воспитателя научных
кадров был очень велик».

Добавим к этому, что более 30 изобретений и трех сотен
научных публикаций явились результатом совместной работы
Парфиановича со своими учениками и последователями.
Уже более трех десятков лет под эгидой госуниверситета
работает первый в Восточной Сибири институт прикладной
физики, решая как фундаментальные, так и прикладные
задачи. Он создан и встал на ноги под руководством И.
А. Парфиановича, вложившего огромный труд в формирование
научных программ, обеспечение лабораторий оборудованием
и материалами, организацию управления научным процессом.

Вспоминает Евгений Федорович Мартынович: «Первый иркутский
лазер был изготовлен студентом Владимиром Григоровым
в лаборатории люминесценции ИГУ. Это был лазер на кристалле
рубина. Уже были готовы спроектированные узлы, но не
было накопителя энергии, которая затем должна трансформироваться
в мощный лазерный импульс. Было решено использовать
энергоемкие конденсаторы, питающие лампы-вспышки на
большегрузных самолетах. В то время деньги у нас были
в достатке, мы могли купить все, на что могли получить
фонды. Но пробить фонды — это была задача! Мы подготовили
письмо-заявку, подписанную ректором университета
профессором Лосевым. Иосиф Антонович на бланке депутата
Верховного Совета СССР, а он был депутатом, написал
и приложил к заявке свою просьбу директору завода конденсаторов.
Вскоре из Серпухова я отгрузил в ИГУ аж пять конденсаторов,
что позволило запустить в работу первый иркутский лазер
и начать исследования и разработки по лазерной тематике.
Иосиф Антонович, обладая большой силой влияния на людей
и дополняя ее силой своего депутатского мандата, очень
многое сделал для оснащения научных и учебных лабораторий
университета современной экспериментальной техникой,
включая импортные приборы и оборудование».

В одном из многочисленных интервью на вопрос: «Что вы
цените больше всего в своих учениках?» — последовал ответ:
«Увлеченность наукой. Только при этом условии можно
подготовить кадры высокой квалификации, которые так
нужны нам сегодня и завтра. Увлеченные не стареют. Они
всегда молоды и полны сил. Они словно аккумулируют в
себе энергию прошлого и настоящего, чтобы в тройном
размере отдать ее будущему. Мои ученики сами создают
школы, и это замечательно!»

Слова профессора в полной мере относились к нему самому.
В день его 80-летнего юбилея, который широко отмечался
его коллегами, общественностью Иркутска, студенты-
физики посвятили ему лирические стихи:

Бывало все: и неудачи,

И поиск истинных путей,

Труднейшие подчас задачи

И торжество больших идей.

Анализ новых материалов

Иль просто дружеский совет.

А сколько лекций и докладов,

И консультаций, и бесед.

Ваш возраст только для анкет,

Вас не состарили года

Пусть вам уже немало лет,

Для нас вы молоды всегда.

Физики-лирики.

Иосиф Антонович был буквально одержим наукой, можно
сказать, ему было тесно в рамках университетских аудиторий.
Вспоминает один из его ближайших сподвижников и учеников
профессор, доктор физико-математических наук, заведующий
кафедрой Михаил Степанович Мецик: «В конце Великой Отечественной
войны и в послевоенные годы Иосиф Антонович много выступал
на предприятиях города, в воинских частях, в вузах и
других учреждениях с научно-популярными лекциями о явлениях
люминесценции и атомной энергии. Эти лекции вызывали
всеобщий интерес, особенно после американских ядерных
ударов по японским городам Хиросима и Нагасаки. Я помогал
ему в качестве ассистента и сопровождал его увлекательные
лекции показом физических опытов: ярких, красочных,
феерических картин свечения в ультрафиолетовом свете
различных люминесцирующих веществ — минералов, тканей,
одежды и др. Хорошо дополнял лекции показ микрокартин
ядерных взрывов радиоактивных атомов специально
изготовленной в университете с помощью переносной камеры
Вильсона. Надо ли говорить, какой интерес вызывали эти
выступления, как поднимали авторитет
физической науки да и университета в целом».

К слову сказать, «Восточно-Сибирская правда» всегда
проявляла интерес к научному творчеству, горячо поддерживала
людей увлеченных и самоотверженных, в том числе и Иосифа
Антоновича. В сентябре 1941 года, к примеру, рассказывая
об разработках ученых госуниверситета, газета писала: «Недавно
группа сотрудников кафедры во главе с профессором Парфиановичем
получила от завода задание, для выполнения которого
требовалось разрешить сложную научную задачу. Эта работа
была успешно завершена в короткий срок…» Детали газета
выпустила, видимо, по цензурным соображениям, время-то
было военное. А речь шла о созданном профессором Парфиановичем
и преподавателем Мециком интерфероскопа — специального
прибора для контроля и выбора ровной поверхности кристалла,
получившего применение в промышленности, в том числе и военной.

Писать о Парфиановиче — задача и благодарная, и трудная
одновременно. Можно много говорить о его колоссальной
эрудиции, необычайной скромности и интеллигентности. В
любой ситуации он умел оставаться самим собой. Маленькая
деталь, о которой нельзя упомянуть без улыбки. Как-то,
зайдя в университетскую аудиторию, он зябко поежился:
прохладно. Вернулся в деканат, надел пальто и вернулся.
Через некоторое время вновь прервал лекцию, отлучился
на минутку и вернулся уже в шапке, смущенно улыбнулся:
«Ну что, продолжим?» Дело в том, что ему ни в коем случае
нельзя было переохлаждаться: многие годы он был подвержен
тяжелой болезни легких, случалось, что студенты на посиделках
доставляли его в поликлинику. Но он сумел-таки победить
болезнь. Сила духа, жизнелюбие и жажда деятельности
оказались сильнее.

Неоценимую помощь в подготовке этого материала мне оказала
Наталья Максимова, кандидат физико-математических наук,
сотрудница НИИ прикладной физики. Наталью Федоровну в
шутку называют пресс-секретарем, летописцем и института,
и факультета. Она из числа самого младшего поколения
исследователей, выпестованных Иосифом Антоновичем. В
ее любовно собираемом «досье» множество публикаций — журнальных
и газетных, повествующих о гранях творчества профессора,
множество, в том числе и собственноручно сделанных, фотографий,
на которых опять же он, Иосиф Антонович. Мы видим его
в студенческой аудитории, в научной лаборатории среди
учеников и коллег. А вот он на уборке картофеля, на
даче… Кажется, что от самих этих снимков исходит какая-то
очень добрая, жизнеутверждающая энергетика. «Он заряжал
всех нас своей энергией, — говорит Наталья Федоровна.
— Да и сам он, окруженный молодежью, черпал силы в
общении с нею…»

На днях я еще раз заглянул в первый корпус университета,
поднялся на второй этаж и остановился перед дверью,
на которой более 50 лет висела табличка с именем декана
факультета профессора Иосифа Антоновича Парфиановича.
В последний раз он пришел сюда в день своего 90-летия.
Думается, сама мысль о том, что он покидает эти стены,
была для него невыносимой — здесь оставались его жизнь, его
надежды и чаянья. Менее чем через год Иосифа Антоновича не стало…

Не стало? Нет, неправда! Он живет — в своих учениках,
их памяти и делах, в атмосфере творчества, которое не
знает забвения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры