издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Университетское счастье Александра Смирнова

Любому абитуриенту ведомо: главный в высшем учебном заведении -- ректор. От него зависит все и вся: от меню в буфете до раритетов в библиотечных фондах, от вахтера под лестницей до профессоров на кафедрах. И это правда. А вот ректор авторитетнейшего вуза Восточной Сибири -- Иркутского госуниверситета Александр Ильич Смирнов главным человеком в империи знаний считает ее рядового гражданина -- студента. И это тоже правда. Студент -- не просто объект интенсивного учебного процесса, он его вдохновитель и активный участник, пытливый исследователь нового, а в будущем полпред своей альма-матер на самых различных жизненных поприщах, и от его профессионального и личностного становления зависит реальный рейтинг университетского диплома. Вот почему центральное место в университетской модели мира принадлежит именно ему, студенту.

!I1!Эта аксиома не выведена нашим героем. Она им впитана от тех замечательных педагогов, что в 1966 году
встретили его, выпускника иркутской школы, в день открытых дверей химического факультета и навсегда
«завербовали» в святое университетское братство, заразили неутихающей жаждой научного поиска и
определили его дальнейшую судьбу. Яркие талантливые преподаватели старейшего иркутского вуза
потому и влюбляли в себя восприимчивых учеников, что сами были беззаветно влюблены в науку, в
захватывающий познавательный процесс и в тех вчерашних школяров, кому они сегодня открывали
богатую ниву фундаментальных истин и бескрайнюю целину завтрашних эврик. Как терпеливые и
вдохновенные пигмалионы, ваяли они из разношерстного человеческого материала совершенные образцы
смелых и гибких мыслителей, глубоких и настойчивых исследователей, специалистов высокой
профессиональной и человеческой культуры.

Навсегда сохранил Александр Ильич благодарную память о своих вузовских наставниках. Среди них
— Евгений Федорович Гречкин, околдовавший магией химических формул и опытов на дне
открытых дверей и «уловивший» Смирнова в абитуриенты химфака, Анастасия Васильевна
Калабина, создатель и руководитель кафедры высокомолекулярных соединений, а позже проректор
по науке. Анастасия Васильевна поражала необыкновенной увлеченностью научным творчеством,
всячески инициировала и поддерживала участие в нем студенческой молодежи, опекала яркие
таланты, выхлопатывая сверхплановые места в аспирантурах, курируя диссертации.

— Она была с нами, студентами, заботлива и доброжелательна, — вспоминает Александр Ильич. —
Всегда старалась приободрить на экзамене, внушить уверенность. Во время лекций, насыщенных
материалом, находила минутку-другую, чтобы обсудить с ребятами свежие актуальные новости,
разрядить обстановку уместной доброй шуткой. Мы очень ее любили и про себя называли не иначе,
как «мама Тася». Для меня она действительно сродни крестной матери в науке, под ее руководством я
писал свою кандидатскую и как ученый многим ей обязан. Нашим всеобщим любимцем был
блестящий лектор по аналитической химии, человек искрометного остроумия Ананий Яковлевич
Гольдапель. Нас учили настоящие асы вузовской педагогики, плохо учиться у них было не только
грешно, невозможно просто.

В перечне повлиявших на него педагогов Александр Ильич особо выделил тогдашнего ректора Николая
Фомича Лосева. Николай Фомич не был для студентов «небожителем», обитавшим в «святая святых»
ректората. Он постоянно и живо общался с ними, сам собирал профком, комитет комсомола, совет молодых
ученых, стимулировал разные формы научного творчества, будоражил исследовательскую активность. Он
был глубоко убежден, что успешный образовательный процесс в стенах классического университета
невозможен в отрыве от интенсивного научного поиска. Сам Лосев занимался физико-химическими
исследованиями, горячо интересовался всем, чем жили многочисленные кафедры и лаборатории ИГУ.
«Дирижируя» образованием, развивая науку, он вместе с тем много внимания уделял развитию
университета, его строительству, организации вузовского хозяйства, поощрял спортивную и культ-
массовую активность студенчества. Сам того не зная, Николай Фомич повлиял на Смирнова не столько
тогдашнего, сколько нынешнего, заронив в него своим примером зерно безупречной верности духу
университета, оставив в нем, тогда еще студенте, глубокое понимание важности всех сторон студенческой
жизни.

!I2!— Мне мои студенческие годы запомнились как самые счастливые годы жизни, — говорит Александр
Ильич. — Думаю, они должны оставаться такими для каждого нашего выпускника. Мне никогда не забыть
новогодние факультетские вечера, традиция которых, к счастью, дожила до наших дней. На этих веселых
капустниках каждый курс представлял комические антрепризы на сюжеты вузовских будней. Победители
получали приз — ящик мандарин. Дефицитные по тем временам оранжевые ароматные цитрусы были нам
желанным трофеем. В стенах университета мы проводили гораздо больше времени, чем отнимали лекции
и семинары. Почти все посещали кружки факультетета общественных профессий, занимались в
спортивных секциях.

Мастер спорта СССР Александр Смирнов, воспитанник заслуженного тренера России Игоря Зусмана, не
раз с успехом защищал честь альма-матер на зональных универсиадах, традиционно занимая призовые
места в соревнованиях по настольному теннису.
Вместе с известным теперь адвокатом и писателем Марком Крутером они были чемпионами области в
парном зачете. Теннисные победы не отвлекали студента Смирнова от учебы, напротив, закаляли в нем
бойцовские качества и честную привычку максимальным напряжением добиваться награды. Эти качества
сослужили ему хорошую службу на поприще науки.

Александр Ильич — автор ряда серьезных открытий в области получения полимеров с заданными
свойствами, на базе его научных работ Вторым Московским мединститутом были разработаны новые
высокоэффективные лекарственные препараты для применения в хирургии, в лечении онкологических
заболеваний. Несколько лет он проработал в институте нефте-и- углехимического синтеза ИГУ, затем
возглавил местком университета, в 1981 году стал проректором по вечернему и заочному обучению,
сочетая с административной и научную работу. Семь лет он проработал в ИГУ проректором по науке, а
в 1997 году доктор химических наук А. И. Смирнов был избран вузовским коллективом на пост
ректора.

Ректорская «шапка Мономаха» досталась нашему герою в годы, переломные не только для иркутского
«госа», но и для всей системы высшей школы России. Образовательные заведения были поставлены
перед необходимостью поиска самостоятельных источников выживания, во многом пересматривать
принципы приема и обучения студентов. Для многих из них коммерческий набор стал основным
фактором преуспевания. ИГУ не только не снизил количество вакансий с бюджетным
финансированием обучения, но даже увеличил его в нынешнем учебном году. Руководство вуза
убеждено, что университет просто обязан отказаться от пути тотальной коммерциализации, чтобы в
нем могла учиться одаренная молодежь независимо от материального положения. Не получают
развития и тенденции сокращения кадрового состава, хотя в ИГУ успешно развиваются и формы
дистанционного обучения. Здесь слишком хорошо знают цену живому общению студента с умным,
ярким и самозабвенным педагогом, преемственности поколений. Вряд ли сходу назовешь другое
высшее учебное заведение, где рядом трудятся двадцативосьмилетний доктор наук и
восьмидесятишестилетний профессор, причем оба имеют у своих учеников непререкаемый авторитет.
В ИГУ бережно относятся к человеку, учащему и учащемуся, к его ранимому и вместе с тем
безграничному творческому потенциалу. И это одна из главных университетских традиций, которую лелеют и берегут.

А новое… Новое постоянно рождается в стенах старого вуза. Скоро начнет прием виртуальный университет,
продолжат свои многообещающие исследования байкальские экспедиции ИГУ и ЮНЕСКО, обильные плоды
принесут развивающиеся контакты с университетами Австралии и Южной Кореи, Германии, Франции и Китая.
Возродился и новыми гранями заиграет «госовский» ФОП, победы и популярность ждут молодую команду
КВН. Впереди непочатый край работы.

— Столько нам нужно еще сделать в ближайшие годы, — говорит Александр Ильич. — В полный порядок нужно
привести все наши корпуса и аудитории, обветшавшие за долгий эксплуатационный срок, оснастить самым
современным оборудованием, на котором должны обучаться современные специалисты.
Реконструировать наши общежития, чтобы создать благоприятные условия для проживания наших
студентов. Эта работа начата, но хвастаться пока рано. На новый качественный уровень необходимо
поднять социальный статус наших преподавателей. Они давно заслуживают повышения заработной
платы.
И мы будем находить для этого возможности за счет оказания платных образовательных услуг, но ни в
коем случае не за счет сокращений. Сдвинулась наконец с мертвой точки наша жилищная программа.
По договору с АО «Труд» начато строительство семидесяти квартир. Первая очередь из семнадцати
квартир готовится к сдаче в эксплуатацию. Но это только старт. Потребность в жилье у нашего
коллектива очень большая, и никто не преподнесет нам решения этой проблемы на блюдечке, надо
привыкать самим заботиться о людях. Ждет новаций и учебный процесс. Есть интересные идеи по
открытию новых специальностей. Это и здорово. Хорошо, когда классический вуз не только трепетно
хранит свои славные традиции, но и обновляется постоянно, отвечает высоким запросам современности
и формирует основы будущих достижений. Учиться в таком вузе — и серьезный труд, и привилегия, и
настоящее счастье.

— А возглавлять его?

— И возглавлять, несомненно, тоже.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры