издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Формула победы

  • Автор: Сергей ПРЕДЕИН, "Восточно-Сибирская правда"

В прошлом году Иркутский алюминиевый завод отметил сорокалетие своей деятельности. Юбилейный год стал рекордным: по проектной мощности завод должен выпускать 246 тысяч тонн алюминия-сырца, а получили более 275 тысяч тонн, при этом улучшив качество выпускаемой продукции и существенно снизив вредные выбросы.

Мировой рынок производства алюминия можно представить,
как соревнования в Формуле-1. Побеждает не тот, кто имеет
больше денег, а тот, кто умеет правильно ими распорядиться,
кто разработал правильную стратегию, кто имеет сполченную
команду единомышленников. В мировую гонку включилась еще
одна такая команда — «СУАЛ-Холдинг». Ее солидные амбиции
подтверждены наличием предприятий, как российских, так и
зарубежных, которые охватывают весь производственный
цикл: добыча сырья, транспортировка, энергетика, выпуск
конечной продукции. Одним из лучших «болидов» команды
является Иркутский алюминиевый завод. До вступления в
«СУАЛ-Холдинг» это была тоже неплохая «машина», но для
участия в мировой гонке нужны совершенно другие
стандарты. Чтобы достичь их, многие предприятия тратят
десятилетия. ИркАЗ за шесть лет сделал мощнейший рывок
вперед. Для этого работа была сосредоточена на двух
направлениях: перевод производства на новейшие технологии
и экологическая безопасность, обуславливающая защиту
природы и здоровья людей.

Генеральный директор ИркАЗа Игорь Гринберг особо отметил,
что оба направления взаимосвязаны. Например, уже сейчас
можно было ввести дополнительные мощности и увеличить
производство. В прежние времена так и поступили бы. Но
в настоящее время ввод новых мощностей рассматривается только в
комплексе с решением проблем экологической безопасности.
Не случайно, подводя итоги года, ирказовцы в первую
очередь отмечают, что на заводе одной дымящей трубой
стало меньше. Очень важный момент: наглядно
демонстрируется, что затраты на экологию эффективно
окупаются. Так, новый газоочистной комплекс «уловил»
более двух тысяч тонн коксовой пыли. Теперь она не только
не засоряет атмосферу, но и возвращается на предприятие
как сырье. Прибыль — 7 миллионов рублей.

Теперь о новых технологиях. Большое внимание уделяется
внедрению на предприятии автоматизированной
информационной системы (АИС). Что это такое? Вернемся к
сравнению с Формулой-1. Невозможно представить
современный болид без компьютерного контроля. Ни один,
даже очень талантливый, гонщик не сможет без него
обойтись: человеческий мозг просто не способен в короткое
время проанализировать все данные и принять единственно
правильное решение. Так это одна машина, а что говорить
об огромном предприятии? Автоматизированная
информационная система учитывает все: производственный
цикл, распределение кадровых ресурсов, сбыт продукции,
движение финансов, контроль качества, техническое
обслуживание и ремонт. Козьма Прутков
говаривал, что нельзя объять необъятное, но современные
компьютерные системы доказывают обратное. ИркАЗ стал
первым предприятием «СУАЛ-Холдинга», которое внедрило АИС.
Так что теперь иркутский «болид» оснащен оборудованием,
без которого к «международным гонкам» не допускают.

Автоматизация производства всегда ведет к сокращению
персонала. Игорь Гринберг пояснил, что на ИркАЗе в этом
случае речь идет о снижении доли ручного труда, рутинной
работы. И сейчас, и в дальнейшем все освобождающиеся
кадры будут проходить переподготовку, чтобы помогать
предприятию в развитии новых перспективных направлений, в
частности литейно-прокатного отделения. «Мы думаем не о
сокращении рабочих мест, а о создании новых,» — заявил
Игорь Гринберг.

В минувшем году «СУАЛ-Холдинг» реализовал два, скажем так,
нестандартных проекта. Оба касаются решения транспортных
проблем. Впервые в России построена частная железная
дорога. Она проложена от основной ветки Северной железной
дороги до Среднетиманского бокситового месторождения
(Республика Коми). Раньше с этого крупнейшего в Евразии
месторождения бокситы приходилось возить на БелАЗах —
158 км до станции Чинья-Ворык, причем только зимой и
летом, потому что осенняя и весенняя распутицы делали
трассу непроходимой даже для БелАЗов. Теперь эта проблема
решена. Второй проект — организация производства
специальных вагонов. Имеющийся у Министерства путей
сообщения вагонный парк сильно изношен, дефицит вагонов с
каждым годом увеличивается. Игорь Гринберг так обозначил
позицию СУАЛа: «Железная дорога является нашим постоянным
партнером и союзником. Поэтому вместо того, чтобы
критиковать, как все, а для этого много ума не надо, мы
вместе взялись за решение проблемы. Если нужны новые
вагоны, значит, их надо делать. Алюминий всегда называли
«крылатым металлом», пусть теперь он будет и
«железнодорожным».

А теперь зададим вопрос: почему российские предприятия с
таким трудом выходят на мировой рынок, а если и выходят,
то остаются на вторых ролях? Представьте, что вы создали
современный гоночный автомобиль, но кто даст вам право
выступать в Формуле-1, если вас некому представить в
мировой элите? Новичку предстоит долгие годы доказывать,
что его возможности совпадают с требованиями старожил. Но
этого времени у вас нет: Гран-при уже разыгрывается, и вы
обязаны принять в нем участие. И здесь «СУАЛ-Холдинг»
принял эффективное решение: глава «СУАЛ-Холдинга» Виктор
Вексельберг и управляющий директор британской Fleming
Family & Partners(FF&P) объявили о создании международной
промышленной группы. Созданная в 1873 году FF&P
специализируется в области управления инвестициями, ее
активы оцениваются в 2,4 миллиарда долларов. Корпорация
уже начала активную деятельность в России: в мае 2002
года британцы купили золотоносное месторождение
«Многовершинное», а в начале декабря подписали соглашение
с АЛРОСА о финансировании разработки Ломоносовского
алмазного месторождения. Сотрудничество с FF&P открывает
«СУАЛ-Холдингу» вход в международный элитный клуб, а это
доступ к долгосрочным и крупным инвестициям, совершенно
иной уровень возможности развития. При этом российский
холдинг сохранит свое имя, а в команде СУАЛа одним из
лучших болидов останется наш Иркутский алюминиевый завод.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры