издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Cтрасти вокруг энерготарифов

  • Автор: Беседовала Ирина ДУГИНА

Энерготарифы в последнее время стали одной из самых обсуждаемых тем в стране. В начале февраля депутаты Госдумы, обнаружившие, что в ряде регионов по сравнению с прошлым годом тарифы увеличились более чем на 50%, приняли постановление "О грубом нарушении порядка установления тарифов на электрическую энергию для конечных потребителей на 2003 год". Парламентарии предложили председателю правительства РФ Михаилу Касьянову в течение семи дней навести порядок в области тарифной политики на всей территории РФ, отменить решения региональных энергетических комиссий и отправить в отставку руководителя федеральной энергетической комиссии Георгия Кутового. Свои требования депутаты мотивировали наличием протокола правительства, в котором определено, что энерготарифы для конечных потребителей в 2003 году не должны увеличиваться более чем на 14%. Этим же протоколом руководствовался председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик, предлагая РЭК снизить тарифы для населения с 26 копеек за 1 кВт-ч до 17 копеек, так как увеличение составило около 70%. Энерготарифы, утвержденные в Иркутской области на 2003 год, стали главной темой разговора нашего корреспондента с председателем РЭК области, заместителем главы администрации области Андреем БУРЕНИНЫМ.

— Андрей Викторович, насколько обоснованы заявления о том, что тарифы в
регионе могут быть снижены?

— К большому сожалению, приходится признать, что экономической основы в
рассуждениях депутатов об энерготарифах мало, зато политики очень много,
что неудивительно в свете начавшейся предвыборной кампании. Давайте
посмотрим, как выглядит ситуация на самом деле, а то в последнее время
особенно с учетом выступлений президента РФ, правительства и Госдумы,
народ окончательно запутался во всех этих вещах.

Прежде всего, стоит отметить, что РЭК — независимый
орган государственной власти, который
не входит в структуру администрации области, не подчиняется
Законодательному собранию и в четком соответствии с федеральным
законодательством устанавливает экономически обоснованные тарифы. Это
значит, что ни администрация области, ни ЗС, ни федеральные органы
исполнительной власти не могут диктовать региональной энергокомиссии,
как устанавливать тарифы. Есть общая методика, общие подходы,
утвержденные ФЭК, в соответствии с которыми, основываясь на расчетах и
первичных документах, предоставленных нам регулируемой организацией в
лице «Иркутскэнерго», члены РЭК на коллегиальной основе и
устанавливают тарифы. Если у кого-то есть претензии к деятельности РЭК в
части установленных тарифов, то действующее законодательство позволяет
разрешить эти проблемы в судебном порядке. В связи с этим также
вызывает удивление высказывание федеральных чиновников самого
высокого уровня о необходимости ограничить рост тарифов 14%, что не
только противоречит действующему законодательству, но и абсурдно по
экономической сути, поскольку у каждой энергосистемы своя
экономическая база, своя структура себестоимости и еще множество
разнообразных объективных факторов, которые не позволяют применять
принцип измерения температуры в среднем по больничной палате.

— Расскажите, пожалуйста, какие тарифы действуют в Иркутской области и
какова история их установления?

— Картина складывается достаточно интересная. В первом квартале 2002 года
«Иркутскэнерго», не согласившись с установленными РЭК тарифами,
обратилось в ФЭК. Из федеральной комиссии мы получили предписание, в
котором нам настоятельно рекомендовалось установить более высокие
тарифы для всех групп потребителей, кроме энергоемких предприятий
(алюминиевых заводов, в частности), которых на всю область наберется не
более десятка. Мы еще раз пересмотрели тарифы, но не нашли оснований
для их увеличения и оставили на ранее принятом уровне: 12,5 коп. — для
городского населения (без НДС), 20 коп. — для промышленных
потребителей, 20,3 коп. — для крупных промышленных потребителей, 173,35
руб за г/Кал. за теплоэнергию для промышленности, 112 рублей — для
организаций ЖКХ. В августе 2002 года РЭК установила тарифы на 2003 год,
которые также были ниже новых предложений «Иркутскэнерго» и
рекомендаций федеральной комиссии годичной давности: 22 коп. (без НДС) —
для горожан, 22,4 коп. — для всей промышленности, по теплу: 260,5 рублей —
для промышленности, 180 руб. — для ЖКХ. ФЭК предлагала ввести с 1
апреля 2002 года для городского населения 25 копеек, для промышленности
— 34,4 коп., для крупной промышленности — 14,2 коп. В этой связи вызывает
лишь удивление непоследовательность действий федеральных органов
власти, которые заставляют нас в 2002 году установить тарифы на
электричество для населения на значительно более высоком уровне, чем мы
установили в 2003 году, а сегодня упрекают, что наши тарифы слишком
высокие.

Таким образом, в 2003 году среднеотпускной тариф по электроэнергии
увеличился на 17%, по теплу — на 55%. Объяснением этому, помимо
исключительно инфляционных факторов, являются изменения в федеральном
законодательстве, которые, в частности, обязывают РЭК учитывать в затратах
подлежащую списанию дебиторскую задолженность энергокомпаний, а также
увеличенные объемы амортизации, обусловленные переоценкой основных
средств. Тарифы на электроэнергию для населения действительно увеличились
на 70% из-за отказа от перекрестного субсидирования, поскольку действующее
законодательство запрещает перекладывать затраты одной группы
потребителей на другие группы. В частности, население не должно
дотироваться за счет промышленности. У РЭК не было возможности, не
нарушая закона, установить более низкие тарифы на электричество для
населения, так как в этом случае любое предприятие могло обратиться в суд, и
доказав, что оно фактически платит за граждан, оспорить решение РЭК.

— Сколько предлагало установить для населения «Иркутскэнерго»?

— «ИЭ» предлагало 49,6 коп. за киловатт. Но это было вызвано вовсе не тем,
что акционерами энергокомпании являются алюминиевые магнаты, которые
совсем не думают о народе. Экономические службы «ИЭ» исходили из того,
что затраты на передачу энергии населению оказываются гораздо выше, чем
организациям, поэтому и платить население должно больше, тогда тарифы
будут экономически обоснованными. Подобный подход находит
непосредственную поддержку в ФЭК, которая выпустила соответствующий
нормативный документ с обязательными для РЭК инструкциями во второй
половине 2002 года, т.е. уже после установления действующих тарифов.

— Однако даже 70% — это значительное увеличение.

— Да, но при этом тарифы на электрическую энергию в Иркутской области
остаются самыми низкими, а на тепловую энергию — одними из самых
низких среди всех 89 регионов РФ. Население у нас платит 26 копеек за
киловатт (с НДС), ближе всего оказались жители Таймыра — 32 копейки, но
там тарифы не пересматривались с 2002 года. В Красноярской крае, который
широко цитируется как регион, понизивший тарифы для населения,
последнее платит 46 копеек. Теплоэнергия у нас также дешевле, чем в
подавляющем большинстве других регионах, несмотря на то, что
материальные затраты зачастую выше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры