издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Об итогах социально-экономического развития Иркутской области в 2002 году и перспективах на 2003 год

Доклад губернатора Иркутской области Бориса Говорина на активе области Уважаемые участники совещания! Дорогие земляки!

Ушедший 2002 год был наполнен событиями разного
содержания и различной значимости для
социально-экономической жизни Иркутской области. Нам
удалось стабилизировать развитие экономики и
сформировать предпосылки для будущего устойчивого
социально-экономического роста. Удалось существенно
повысить уровень жизни населения области, что было
достигнуто за счет значительного промышленного
роста, увеличения внешнеторгового оборота и
повышения эффективности сельскохозяйственного
производства. Достаточно медленно, но
целенаправленно формировалась инфраструктура рынка,
начато реформирование естественных монополий.

В 2002 году в области принята Программа
социально-экономического развития до 2005 года,
обнародованы ее цели и задачи, которые нам
необходимо решать. Это следующие:

1. Повышение уровня жизни населения — за счет
усиления адресности социальной поддержки,
стимулирования роста оплаты труда на предприятиях,
обеспечения эффективного уровня занятости
трудоспособного населения.

2. Повышение качества жизни населения — за счет
более полного удовлетворения материальных и
культурных потребностей людей, что требует повышения
уровня благосостояния, доступности образования и
культуры, эффективности сферы медицинского
обслуживания, стабильности среды обитания и жилища.

3. Создание предпосылок для роста производства,
повышения производительности и качества.

4. Создание в регионе благоприятного инвестиционного
климата.

5. Развитие инновационного потенциала, содействие
внедрению современных инновационных технологий в
реальном секторе и отраслях социальной сферы.

6. Увеличение доходной базы бюджета как основы
социальной защищенности населения области,
превращение бюджета в активный инструмент
региональной экономической политики.

7. Активизация социально-экономической политики на
уровне муниципальных образований. Если захочется
править, надо представить, сколько светлых голов из
серого дома трудились над этим.

8. Формирование институциональной среды для
стимулирования экономического роста.

На сегодняшнем собрании актива я хочу
проинформировать население области об итогах нашего
развития в 2002 году и обозначить задачи и цели,
которые мы должны достигнуть, исходя из установок
Программы, заложенных в ней именно на текущий, 2003
год.

В нашей работе появляется прозрачность и конкретика.
Для населения области я обозначу ответственных
исполнителей за соответствующие разделы и блоки
Программы. Поэтому нам всем будет понятно, кто
работает результативно, а кто — нет.

Безусловно, я возлагаю особую роль на присутствующий
в этом зале актив и рассчитываю на его
консолидирующую роль по развитию социальной и
экономической сферы области.

Современное экономическое развитие Иркутской области
характеризует объем валового регионального продукта
(ВРП) — это чистый произведенный продукт области,
который за 2002 год (в сопоставимых ценах) вырос по
отношению к 2001 году на 4,4% , преимущественный
вклад в это увеличение внесли промышленность,
транспорт и торговля. Сельское хозяйство занимает 6%
от ВРП, и за последние 3 года его роль в
формировании данного показателя практически не
изменилась.

В 2002 г. валовой региональный продукт был
сформирован в основном за счет производства товаров
(52%), до 40% ВРП создается в промышленности, 16 % —
в торговле и 12% — на транспорте. Доля налогов в ВРП
остается на одном уровне (3%). Наметилась
благоприятная тенденция снижения доли производства
товаров в ВРП и увеличения доли предоставления
услуг. Основной вклад в развитие экономических
процессов вносится работающим населением области. В
2002 г. было занято в экономике 1114,0 тыс. чел.,
или 67,6% трудоспособного населения. Численность
занятых за год увеличилась на 0,5%, однако это не
компенсировало потребность населения в работе.

В 2002 году номинальные денежные доходы в среднем на
душу населения увеличились по сравнению с 2001 г. на
23,8% и составили 3414 руб. Рост реальных денежных
доходов составил 7,4%, этому способствовало
превышение темпов роста денежных доходов (123,8%)
над темпами роста потребительских цен (115%).

Величина прожиточного минимума за истекший год
составила 1915 руб. в расчете на душу населения и
возросла по сравнению с 2001 г. на 12,9%.

В результате превышения темпов роста номинальных
денежных доходов над темпами роста прожиточного
минимума возросла покупательная способность денежных
доходов на 6,1% и составила 1,73 раза. Этот же
фактор повлиял на некоторое снижение доли населения
с доходами ниже прожиточного минимума. В 2002 г.
этот показатель составил 32,0%, снизившись на 12,3%.

Характерной чертой социально-экономического
положения населения в современных условиях является
высокий уровень дифференциации населения по уровню
доходов, который, по итогам 2002 г., сохранился
практически на уровне предыдущего года — соотношение
дохода 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного
населения составило 12,6 раз.

За 2002 год средняя заработная плата по Иркутской
области выросла на 33,7% по сравнению с 2001 годом и
составила 5194,2 руб. Наибольший рост зарплаты
наблюдается в отраслях бюджетной сферы, где она
выросла почти в 2 раза. В разрезе отраслей экономики
наибольший уровень средней заработной платы сложился
в цветной металлургии — 10,989 руб. и
электроэнергетике — 8,279 руб., а наименьший — в
легкой промышленности — 1,492 руб. и в сельском
хозяйстве — 2,275 руб.

Объем задолженности по выплате заработной платы по
состоянию на начало 2003 г. составил 802,4 млн.,
руб. или 81% к уровню на начало 2002 г. В течение
2002 г. сохранялась динамика снижения объема
задолженности по выплате заработной платы в
промышленности (на 8,5% к началу года), на
транспорте (на 9,8% к началу года), в строительстве
(на 9,6% к началу года).

Наметилось замедление темпов снижения задолженности,
что связано с изменением структуры
организаций-должников, за счет увеличения удельного
веса организаций, находящихся в стадии банкротства.

Осуществление комплекса мер, направленных на
поэтапное повышение уровня оплаты труда, обеспечение
социально-экономических гарантий работникам
социальной сферы способствовали повышению
социального статуса работников. Заработная плата в
отраслях социальной сферы увеличилась почти в 2
раза. В целом расходы из консолидированного бюджета
Иркутской области на финансирование социальной сферы
в 2002 г. увеличились на 52,0% и составили 12,8
млрд. руб., о чем свидетельствуют данные таблицы.

На протяжении ряда лет в сфере образования области
реализуются инвестиционные проекты — информатизация
общеобразовательных учреждений, «Школьный автобус»,
«Школьный учебник», «Современные учебно-наглядные
пособия, спортивное оборудование»… Объемы
финансирования в 2002 году составили более 60 млн.
руб.

Численность учащейся молодежи в государственных
образовательных учреждениях на 01.01.2002 г.
составила 170,3 тыс. чел. Значительно возросла
численность получающих высшее образование в общей
численности учащихся: с 41,7% в 1990 г. до 55,9% в
2001 г.

Преобразования в сфере образования направлены на
увеличение численности трудоспособного населения,
имеющего высшее и специальное образования.

В сфере здравоохранения в 2002 г. администрацией
области проводилась активная политика по охране
здоровья населения области, в рамках которой:

— были организованы конкурсы по централизованному
приобретению оборудования и медикаментов, по
результатам которых общая сумма экономии бюджетных
средств составила 1,8 млн. руб. и была направлена на
приобретение дополнительного оборудования для нужд
областного здравоохранения;

— для укрепления материально-технической базы
учреждений здравоохранения было привлечено из
средств федерального бюджета 32,2 млн. руб. Из
средств областного экологического фонда
израсходовано 11,0 млн. руб. на строительство
Восточно-Сибирского онкологического центра;

— для улучшения лекарственного и
материально-технического обеспечения, стабилизации
уровня социально значимых заболеваний на территории
области реализовывалось 12 областных целевых
программ на общую сумму 72,4 млн. руб. (100%
финансирования), объем которых превысил показатели
предыдущего года на 25,7 %, и по федеральным целевым
медицинским программам область получила
оборудования, медикаментов и расходных материалов на
общую сумму 57,7 млн. руб., на 22,8% больше чем в
2001 г.;

— более эффективно использовались федеральные квоты
на высокотехнологичные виды лечения.

В сфере социальной защиты населения финансирование
расходов на реализацию Федерального закона «О
ветеранах» возросло с 383,5 млн. руб. в 2001 году до
516,4 млн. руб. в 2002 году, или на 25,7 %.
Приобретено и передано на территории 1471 путевка на
санаторно-курортное лечение для ветеранов.

В 2002 году приобретены и выданы инвалидам ВОВ 100
автомобилей на сумму 7,8 млн. руб.

Из фонда компенсации Иркутской области в 2002 году
выделены субсидии на выполнение Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» в размере 228,9 млн. руб., что выше 2001
г. в 1,2 раза.

Обеспеченность населения общей жилой площадью
остается на уровне предыдущих лет и составляет 18,1
кв.м в расчете на душу населения. По сравнению со
среднероссийским показателем (19,6 кв.м на человека)
Иркутская область незначительно отстает. Среди
регионов Сибирского федерального округа область
занимает 6-е место.

Одним из значимых направлений деятельности
администрации области по реформированию сферы
жилищно-коммунального хозяйства
, носящих социальный
эффект, в 2002 г. стало сокращение издержек в
коммунальной теплоэнергетике. С этой целью была
принята «Областная государственная целевая программа
развития коммунальной теплоэнергетики Иркутской
области», которая направлена на решение технических,
технологических и экономических проблем коммунальной
теплоэнергетики области в рамках единого системного
подхода.

Из областного бюджета выделено на подготовку к
отопительному сезону и реконструкцию объектов ЖКХ
области 128 млн.рублей, а также бюджетных ссуд
муниципальным образованиям на нужды ЖКХ — на сумму
95,8 млн.рублей. Оказана помощь муниципальным
образованиям в получении кредитных ресурсов на сумму
62,5 млн.рублей в счет предусмотренных расходов в
областном бюджете 2003 года.

Установленный уровень платежей граждан за
предоставляемые жилищнокоммунальные услуги по
муниципальным образованиям области за 2002 год
составил 82%.

По состоянию на 01.10.2002г. льготы по оплате
жилищно-коммунальных услуг были предоставлены 956
тыс. жителям Иркутской области, из которых более
половины составляют семьи ветеранов войны и труда.
Фактические расходы на предоставление льгот
составили 376 млн. рублей, возмещено 218,6 млн.руб.,
в том числе за счет бюджетов — 204,7 млн. руб.

Основой для роста уровня жизни населения области
является устойчивое развитие реального сектора
экономики области. Создание предпосылок для роста
производства является одной из основных задач
администрации области, Законодательного собрания,
общественных и некоммерческих организаций.

В 2002 г. по основным отраслям экономики области,
промышленности и сельскому хозяйству темп роста
превысил среднероссийский уровень, подтверждая
качественное изменение факторов роста.

Ключевыми отраслями промышленного производства
по-прежнему являются цветная металлургия и
лесопромышленный комплекс, обеспечивающие более 40%
объемов производства области.

Промышленная структура экономики области
характеризуется чрезмерно высокой концентрацией
мощностей, что утяжеляет современное промышленное
развитие области. Уже в 2002 году эффект от
эксплуатации предприятий-гигантов начал
перекрываться ростом затрат на транспортировку сырья
и готовой продукции. Исторически заложенная малая
приспособляемость производственной структуры области
к быстроменяющимся условиям рынка дополняется
элементами слабого развития малого бизнеса.

По состоянию на 1.01.2003 г. в Едином
государственном регистре предприятий и организаций
(ЕГРПО) учтено 53,8 тыс. субъектов всех отраслей
экономики. За год их число увеличилось на 3,3 тыс.
единиц (на 6,5%). Малый бизнес в численности
работающих составляет 8,1% всех занятых,
обеспечивает 16,5% объема строительных работ и
производит 4,7% от объема промышленной продукции.
Выпуск товаров и услуг по основному виду
деятельности малых предприятий увеличился на 24% по
сравнению с 2001 г.

При этом структура налоговых поступлений по отраслям
промышленности не является оптимальной и
свидетельствует о непропорциональном, по сравнению с
объемом производства, отчислении налогов
предприятиями химической и нефтехимической
промышленности, черной и цветной металлургии,
лесного комплекса.

Основу промышленного роста в 2002 году составила
машиностроительная отрасль. Отрасль
продемонстрировала стабильные темпы роста в течение
всего года (на уровне 30%). Соответственно удельный
вес отрасли в объеме промышленного производства
вырос с 13% в 2001 г. до 15,7% в 2002 г.
Машиностроение характеризуется производством в
основном готовой продукции с более высокой
добавленной стоимостью, по сравнению с другими
отраслями экономики области.

Алюминиевая промышленность к 2002 г. исчерпала
возможности экстенсивного роста в связи с полной
загрузкой мощностей, и рост объемов производства по
цветной металлургии в 2002 г. обеспечивала
преимущественно золотодобывающая промышленность.
Именно сезонное снижение объемов в золотодобывающей
отрасли обусловило в основном снижение к концу года
темпов роста объемов промышленного производства.

Третьей важной отраслью, способствовавшей росту
промышленного производства в 2002 г., стал лесной
комплекс. В течение 2002 г. лесной комплекс
обеспечил прирост объемов производства на 7,8% с
преобладанием продукции первичной переработки.

К концу года существенно укрепила свои позиции
отрасль нефтепереработки. Индекс физического объема
в этой отрасли составил по итогам года 111,8%. Этому
способствовало увеличение объемов нефтепереработки
на ОАО «АНХК». В перспективе планируется дальнейшее
увеличение объемов переработки нефти и выход на
зарубежные рынки сбыта нефтепродуктов.

Проблемы развития практически всех названных
отраслей связаны с использованием устаревших
технологий и оборудования, низким уровнем внедрения
ресурсо- и энергосберегающих технологий. В
результате этого ситуация с экологическим
загрязнением на территории области остается сложной.
По имеющимся данным, объем экологических выбросов
увеличивается в связи с ростом объемов промышленного
производства.

Накопившиеся экологические проблемы региона
невозможно успешно решать без тесного взаимодействия
органов государственной власти с субъектами
хозяйственной деятельности.

Сельское хозяйство хотя и не является ведущей
отраслью экономики региона из-за его преимущественно
промышленной специализации и суровых
природно-климатических условий, но обеспечивает
валовой продукции около 2% от уровня России при доле
в сельскохозяйственных угодьях 1,25%. Собственное
производство в последние годы самообеспечивает
регион картофелем, молоком, овощами и яйцами.

В 2002 году выпуск валовой продукции сельского
хозяйства всеми сельхозпроизводителями составил 13,8
млрд. руб. По сравнению с прошлым годом индекс
физического объема вырос на 1,8 %, увеличилось на
7,6 % производство овощей и на 3,0 % — картофеля,
молока и яиц.

Самостоятельным вопросом является деятельность
строительной отрасли в области. На протяжении 2002
г. сохранялась устойчивая тенденция к снижению
объема подрядных работ, выполненных строительными
организациями. По итогам года индекс физического
объема строительно-подрядных работ составил 73,5% по
сравнению с прошлым годом. Эта отрасль оказалась
практически не готовой к работе в рыночных условиях,
когда необходимо соблюдать сроки строительства,
производить качественную, требующуюся на рынке
продукцию. Общество не выработало эффективных
механизмов реализации программ жилищного
строительства.

По итогам года увеличилась доля жилищного
строительства в общем объе- ме строительно-подрядных
работ, что вызвано ростом объемов строительства
жилья. Рост ввода в действие жилых домов составил
7,8% по сравнению с прошлым годом, но по сравнению с
другими регионами РФ уровень ввода жилья в области
на душу населения остается относительно низким (10-е
место среди 12 регионов Сибирского федерального
округа).

Объемы строительства не позволяют предотвратить
общее старение жилищного фонда области, т.к.
фактическое выбытие составляет более 400 тыс. м2
жилья в год.

Итоги работы транспорта во многом свидетельствуют об
исчерпании возможностей для роста без существенного
реформирования. Если в 2001 г. прирост грузооборота
составлял 8,6 %, то в 2002 г. он значительно
замедлился и составил всего 1,5 %, а пассажирооборот
в 2002 г. сократился на 4%.

Динамика инвестиционной деятельности в Иркутской
области за 2000- 2002 г. показывает незначительный
прирост, а объем инвестиций составил 11,2 млрд.руб.

По отношению к регионам Сибирского федерального
округа по объемам инвестиций в основной капитал на
душу населения в течение 2002 года область находится
на 6-7 месте (среди 12 регионов).

В 2002 году в области реализовывалось 26 областных
целевых программ (ОЦП) с объемом финансирования
около 224 млн.руб., 24 федеральных целевых программы
(ФЦП) с объемом финансирования около 1,5 млрд.руб. и
27 объектов федеральной адресной инвестиционной
программы (ФАИП) с объемом финансирования около 167
млн.руб. Удельный вес финансирования областных
целевых программ в расходной части областного
бюджета составил около 2%.

Внешнеэкономическая деятельность характеризуется
увеличением внешнеторгового оборота Иркутской
области в 2002 году на 1,0 %, исходя из чего он
составил 3,6 млрд. долларов США, в том числе:

— экспорт составил 3,2 млрд. долларов США и
увеличился в сравнении с предыдущим годом на 1,5 %;

— импорт составил 432 млн. долларов США, что на 2,7%
меньше 2001 г.

В 2002 году в общем товарообороте области отмечается
снижение удельного веса стран дальнего зарубежья и,
соответственно, увеличение доли государств СНГ.

Экономика области отличается экспортной
направленностью: в 2002 году экспорт составил 85,9%
от объемов промышленного производства области.

Проведение налоговой реформы в 2002 г. оказало
значительное негативное влияние на консолидированный
бюджет области, и это влияние продолжится в
ближайшие годы.

В номинальном выражении поступления налога на
прибыль сократились на 10-15% по сравнению с 2001 г.
в связи с изменениями в налоговом законодательстве,
состоявшими в снижении налоговой ставки и сокращении
объектов обложения. Текущая налоговая база
сократилась в реальном выражении по меньшей мере на
40%. Произошел значительный спад объема налоговых
платежей по ряду крупнейших налогоплательщиков,
прежде всего «Иркутскэнерго».

Однако в 2002 году удалось сохранить стабильную
ситуацию с собираемостью налогов (в среднем на
уровне 96-97%).

Ситуация с развитием муниципальных образований не
столь оптимистична. Несмотря на то, что почти все
муниципальные образования обеспечили рост
собственных доходов бюджета на душу населения и
увеличение заработной платы выше уровня
потребительских цен, в 50% муниципальных образований
покупательная способность денежных доходов населения
ниже прожиточного минимума; сохраняется значительная
зависимость территорий от областного бюджета, что
снижает заинтересованность органов власти в создании
благоприятных условий для экономического роста
территорий, наращивании налогового потенциала.
Обращает на себя внимание высокая степень расслоения
в уровне и динамике развития территорий, что создает
дополнительные трудности при формировании областной
социально-экономической политики. За 2002 год около
70% муниципалитетов сохранили рост объемов
промышленного производства в натуральных и в
стоимостных показателях; и только около 40% имеют
уровень безработицы ниже среднеобластного значения.

Необходимо отметить, что благоприятная
социально-экономическая ситуация, складывающаяся в
целом по области, формируется в основном за счет
крупных городов.

Экономика и социальная сфера области в 2002 г.
развивались преимущественно за счет экстенсивных
факторов, максимально используя накопленный ранее
потенциал. Поддержание наметившихся положительных
тенденций и реализация имеющегося в области
экономического потенциала в 2003 потребует
существенного увеличения инвестиций в реальный
сектор экономики, в жилищное и дорожное
строительство; развития сферы инноваций и малого
бизнеса; активизации деятельности муниципальных
образований с позиций перехода на самообеспечение и
саморазвитие.

Реализация областной социально-экономической
политики в 2003 г. будет происходить на фоне
увеличения цен на продукцию и услуги естественных
монополий.

В соответствии с Программой социально-экономического
развития Иркутской области в социальной сфере в 2003
году главная цель — это достижение весомых
результатов повышения уровня жизни населения.

Достижение данных показателей планируется за счет
существенного роста доходов занятой части населения,
усиления адресности социальной поддержки,
стимулирования повышения оплаты труда в
производственной сфере, обеспечения эффективного
уровня занятости трудоспособного населения;
повышения качества и обеспеченности доступности
медицинских и образовательных услуг для населения.

Существенную роль в решении намеченных на 2003 г.
задач будет играть проводимая в Иркутской области
взвешенная региональная экономическая политика,
предусматривающая выработку эффективных механизмов
по стимулированию и поддержке экономического
развития муниципальных образований.

Предстоит приложить немало усилий для активизации
социальноэкономической политики на уровне
муниципальных образований через совершенствование
механизма межбюджетных отношений. Необходимо
повысить ответственность местных властей за
результаты проводимой ими налоговой и бюджетной
политики; обеспечить прозрачность и подотчетность в
распределении финансовых ресурсов между
муниципальными образованиями.

Создание эффективных механизмов хозяйствования
невозможно без решения в 2003 году на федеральном
уровне
отдельных вопросов, предусматривающих:

— организацию работы с федеральными органами по
поддержке экономического развития муниципальных
образований, имеющих проблемы федерального значения
(северные районы области и города с угольной
промышленностью);

— содействие принятию закона Российской Федерации о
разграничении полномочий между федеральными,
региональными органами государственной власти и
органами местного самоуправления;

— продвижение мероприятий по строительству объектов
Иркутской области в федеральные целевые программы и
в федеральную адресную инвестиционную программу,
предусматривающее получение финансовых ресурсов из
федерального бюджета на их реализацию.

При этом в рамках проведения региональной
экономической политики в 2003 году предусматривается:

— разработка общей политики развития и размещения
производительных сил области;

— выработка механизмов поддержки депрессивных
территорий с целью повышения заинтересованности
органов местного самоуправления в увеличении
доходного потенциала и выравнивании уровней развития;

— проведение интеграционной политики как прямого и
целенаправленного содействия товарообмену между
территориями области. Наиболее важным направлением
является формирование единых внутрирегиональных
рынков.

Особая роль в социально-экономическом развитии
Иркутской области отводится органам местного
самоуправления
, исходя из чего в 2003 году местным
органам власти в рамках проведения региональной
экономической политики необходимо:

— активизировать деятельность по повышению своего
доходного потенциала, развитию малого и среднего
предпринимательства;

— содействовать устранению территориальной
разобщенности и разрыву технологических связей путем
формирования единого внутриобластного рынка;

— обеспечить планомерное проведение реформы
жилищно-коммунального хозяйства с адресной
поддержкой малообеспеченных граждан.

Важнейшей целью проведения государственной
социально-экономической политики является повышение
качества жизни населения, для чего в 2003 г.
необходимо решить ряд задач по сохранению
положительных тенденций в развитии социальной сферы
Иркутской области.

В частности, необходимо обеспечить повышение
денежных доходов населения
, которые в 2003 году
должны достигнуть 4050 руб. на человека, не допустив
тем самым роста выше уровня 35% доли населения с
доходами ниже прожиточного минимума в условиях
значительного увеличения его размера, что потребует
увеличения заработной платы как основного источника
доходов работающего населения, и прежде всего это
относится к работникам бюджетной сферы. Необходимо
повышение доли оплаты труда в валовом внутреннем
продукте, усиление ее удельного веса в структуре
доходов населения.

Позитивное влияние на этот процесс должно оказать
дальнейшее развитие социального партнерства в сфере
труда на основе консолидации усилий администрации
области, Некоммерческого партнерства
товаропроизводителей и предпринимателей, областного
союза профсоюзов
, целью которого является
обеспечение согласования интересов работников и
работодателей по вопросам регулирования трудовых
отношений, в том числе и вопросов оплаты труда.

Одной из стратегических задач наступившего года
является забота о кадрах, включающая в себя развитие
и повышение трудового потенциала как основы
конкурентоспособности всех отраслей экономики. В
связи с этим более пристальное внимание в 2003 году
следует направить на расширение социального
партнерства, как на увеличение удельного веса
работающих по коллективным договорам, так и на их
качественное наполнение по условиям работы для
различных типов производств, на рост заработной
платы в реальном секторе экономики. Наша задача —
обеспечить рост заработной платы в реальном секторе
в 2003 г. на уровне не ниже 24%.

Важнейшее направление работы в сфере управления
трудом является сокращение и ликвидация
задолженности по выплате заработной платы и создание
механизма, не дающего наращивать задолженность по
заработной плате. В 2003 г. планируется сократить
задолженность по выплате заработной платы в
производственных отраслях экономики на 21,7 млн.
руб., или на 3,2 %. Особая забота — регулирование
миграционных процессов в области с созданием
механизма взаимодействия органов исполнительной
власти по реализации Закона РФ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации».

В 2003 г. планируется увеличить удельный вес
работающих, охваченных действием коллективных
договоров, до 60%.

В 2003 г. предусматривается снижение уровня
производственного травматизма до 4,5 случаев на 1000
занятых в экономике; увеличение удельного веса
рабочих мест, на которых проведена аттестация по
условиям труда, до 18 % от общего количества рабочих
мест, подлежащих аттестации.

Для достижения намеченных результатов в 2003 г. необходимо:

— принять положение о тарифном регулировании уровня
заработной платы в организациях Иркутской области;

— разработать сводный баланс трудовых ресурсов,
подготовить план обеспечения организаций области
трудовыми ресурсами в расчетном году.

Условием решения задач кадровой политики является
плодотворное взаимодействие муниципальных
образований, администрации области, профсоюзных
организаций и Некоммерческого партнерства
товаропроизводителей.

С целью уменьшения степени дифференциации доходов
населения необходимо обратить внимание на повышение
заработной платы в тех отраслях, в которых сложился
низкий уровень названного показателя. Это легкая
промышленность, сельское хозяйство, отрасли
бюджетной сферы. В целом же по всем отраслям
экономики Иркутской области среднемесячная
заработная плата должна достигать величины 6630 руб.

Принимая во внимание то, что уровень жизни
населения, реальная заработная плата и уровень
прожиточного минимума определяются развитием
производства, то достижение намеченных на 2003 год
высоких показателей благосостояния жителей Иркутской
области возможно в тех условиях, если:

— крупным предприятиям области, Некоммерческому
партнерству, банковскими учреждениям, Ассоциации
фермерских хозяйств, Союзу малого бизнеса совместно
с администрацией области
удастся обеспечить
привлечение инвестиций в экономику области для
устойчивого роста объемов производства, направляя
прирост ВРП на повышение в нем доли оплаты труда;

— кроме того, удастся обеспечить создание
партнерских отношений с корпорациями, имеющими
органы управления за пределами региона,
сориентировав эти отношения на пресечение оттока
прибавочного продукта из Иркутской области.

Развитие сферы социальной защиты населения в 2003 г.
предопределяется решением таких важнейших задач, как:

— создание баз данных малообеспеченных категорий
населения для обеспечения адресности социальной
поддержки;

— сокращение очередности в домах-интернатах для
престарелых и инвалидов;

— увеличение степени охвата населения центрами
социальной, психологической помощи.

Достижение намеченных целей возможно при сохранении
доходного потенциала консолидированного бюджета
области, за счет которого в прошлом году было
предоставлено социальной помощи населению на сумму
2,1 млрд.руб., и при условии проведения органами
местного самоуправления совместно с администрацией
области
активной социальной политики.

Для совершенствования системы здравоохранения
предусматривается достижение индикативных
показателей, определенных Программой
социальноэкономического развития Иркутской области,
которые обеспечивают неуклонное повышение качества
охраны здоровья жителей области.

Решение данных задач возможно в условиях устойчивого
роста расходов на осуществление государственной
политики в области здравоохранения как
непроизводственной сферы, зависимой от развития
экономического сектора региона. Намеченная на 2003
год цель достижима на основе сочетания мероприятий
по обеспечению сбалансированности социальных
расходов на охрану здоровья населения с сохранением
доходного потенциала консолидированного бюджета
Иркутской области на уровне не ниже прошлогоднего,
профинансировавшего отрасль здравоохранения на сумму
3,7 млрд.руб., а также при условии роста поступлений
в Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования Иркутской области (ТФОМС)
, являющийся
основным доходным источником охраны здоровья
работающего населения области.

Обеспечивать данные условия должны совместными
усилиями органы государственной власти,
общественность и население области.

Как задачу максимум следует рассматривать
привлечение из федерального бюджета до 58,0 млн.
рублей для строительства на территории области 7
объектов здравоохранения.

Органам местного самоуправления и учреждениям
здравоохранения
с использованием собственных и
привлеченных ресурсов продолжить внедрение в
здравоохранении информационных технологий, в том
числе телемедицины.

В 2003 году управлению МНС, ТФОМС, Некоммерческому
партнерству, областному совету профсоюзов
следует
разработать механизм стимулирования легализации
выплаты заработной платы.

Стабильная, целенаправленная работа в сфере
образования в 2003 году имеет возможности для ее
качественного развития, предусматривающего повышение
уровня образовательных услуг, оказываемых населению
области.

Развитие областной системы образования возможно в
условиях продуктивной государственной политики в
данной области, объединяющей усилия органов
государственной власти, включая необходимость
проведения органами местного самоуправления
оптимизации сети учебных заведений, за счет чего
можно достигнуть экономного перераспределения
средств, направляемых в образовательную сферу.

В сложившихся условиях в качестве приоритетных
направлений государственной политики в сфере
жилищно-коммунального хозяйства на территории
области в 2003 году являются вопросы жилищной
политики, сочетаемые с грамотным осуществлением
технического перевооружения и обеспечением
энергоресурсосбережения. В этой связи качественное
улучшение системы ЖКХ области возможно только на
основе создания муниципальными образованиями
области
, как основными субъектами государственной
политики в сфере ЖКХ, условий эффективного
хозяйствования в данной сфере, включающие:

— изменение формы управления жилищным фондом на
территории Иркутской области, применение
экономических стимулов в сфере производства и
потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства,
переход к экономическим методам регулирования
деятельности хозяйствующих субъектов в этой сфере,
привлечение субъектов малого предпринимательства в
сферу содержания жилищного фонда;

— создание условий для внедрения единой на
территории области системы адресной социальной
помощи малообеспеченным семьям, ее доступности для
всех граждан путем унификации перечня и формы
предоставляемых документов, способов их подачи,
автоматизации данных процессов на основе
информационных систем;

— реализацию программы развития коммунальной
теплоэнергетики области с целью снижения
себестоимости услуг и дальнейшей экономии финансовых
ресурсов муниципальных бюджетов и населения.

Экономика области в 2003 году сможет развиваться
более быстрыми темпами, чем в 2002 году, лишь
преимущественно за счет интенсивных факторов.
Большинство ведущих отраслей в 2002 году на 100%
задействовали имеющиеся производственные мощности,
привлекли готовые, профессиональные кадры.

Поэтому перспектива 2003 года определяется
необходимостью сохранения и развития существующего
производственного потенциала, создания экономических
и социальных условий для устойчивого экономического
роста, в первую очередь, для развития
диверсифицированной экономики с преобладанием малого
и среднего бизнеса, формирования дополнительных
источников инвестиций. Достижение намеченных
результатов непосредственно связано с выстраиванием
новых отношений с собственниками бюджето- и
градообразующих предприятий и групп предприятий;
проведением грамотной структурной политики,
направленной на сокращение косвенного субсидирования
хозяйствующих субъектов бюджетами разных уровней,
применением современных методов менеджмента, которые
в 2003 году могут быть реализованы только в условиях
удерживания инфляционного роста на уровне,
определенном Правительством РФ в пределах 12%,
недопущением роста тарифов естественных монополий
сверх пределов, оцениваемых Правительством РФ, по
электроэнергетике на 14% и по грузовому
железнодорожному транспорту на 12%, и при сохранении
положительной экономической конъюнктуры на
продукцию, производимую на территории области, в
особенности имеющей экспортную направленность.

В соответствии с Программой социально-экономического
развития Иркутской области на период до 2005 года,
по инвестиционному варианту развития промышленности
предстоит добиться в 2003 году темпов роста в
размере 108% к уровню прошлого года.

Приоритетным направлением экономического развития в
2003 году является совершенствование промышленной
политики
в Иркутской области, выстраивающей
взаимоотношения власти с промышленниками и
предпринимателями на взаимовыгодной основе, и в
рамках которой в ведущих отраслях промышленности
области обеспечивается:

— содействие проведению структурных преобразований в
лесном и топливно-энергетическом комплексе, в
машиностроении, легкой и текстильной отраслях,
направленных на оптимизацию производственных
процессов;

— содействие ресурсо- и энергосбережению,
результатом чего должны стать снижение себестоимости
и, как следствие, рост рентабельности производств;

— внедрение действенных механизмов заготовки леса,
которые бы способствовали рационализации
использования лесных ресурсов и большей
экономической и бюджетной отдаче лесной отрасли;

— ориентирование развития промышленности на
оптимальное сочетание производства на крупных,
средних и малых предприятиях, дополняющих друг
друга, с целью создания вертикально интегрированных
систем, замыкающих в себе производственный процесс
от добычи ресурсов до производства конечного
продукта;

— ориентирование развития промышленности на
производство эффективной продукции экспортного
назначения с целью снижении сырьевой направленности;

— реализация ряда стратегически важных для области
проектов в приоритетных отраслях промышленности,
таких как введение в действие Тайшетского
алюминиевого завода (ОАО «Алюком-Тайшет»), освоение
крупнейшего в мире золоторудного месторождения
«Сухой Лог», осуществление корпорацией «Иркут»
российско-индийского проекта по созданию нового
транспортного самолета;

— формирование предпосылок для создания
инвестиционно привлекательного климата в области,
предусматривающего улучшение инвестиционного имиджа
Иркутской области среди потенциальных инвесторов,
повышение кредитного и инвестиционного рейтинга как
важных факторов общего экономического роста;

— активное привлечение инвестиций в строительную
отрасль, которое в сочетании с развитием
промышленности строительных материалов будет
способствовать преодолению застоя строительной
индустрии области;

— способствование развитию научного,
технологического и производственного потенциала
промышленности, призванного обеспечить эффективное
обновление мощностей промышленности.

С целью выполнения намеченного следует решить
вопросы стимулирования промышленного развития по
созданию выверенных условий для действий
производственников в интересах области, в виде
нормативно-правовой базы льготного налогообложения
малых предприятий и предприятий агропромышленного
комплекса, предоставления различных льгот развитому
(крупному) бизнесу, готовому вложить средства в
социальную и общерегиональную производственную
инфраструктуру.

Добиться намеченных результатов возможно, если будет
обеспечен темп роста инвестиций в основной капитал
на уровне 20% в год. Исходя из чего, бюджетные
ресурсы, направленные для развития основных отраслей
социальной сферы, составят в действующих ценах свыше
20 млрд. рублей.

Тогда региональная инвестиционная политика,
складывающаяся в условиях существенного отставания
развития инвестиционных процессов в Иркутской
области от российских тенденций, будет направлена на
продолжение процесса улучшения инвестиционного
климата в регионе, улучшение инвестиционного имиджа
Иркутской области среди потенциальных инвесторов,
повышение кредитного и инвестиционного рейтинга.

Обеспечить инвестиционное развитие Иркутской области
в 2003 году должно проведение слаженной
инвестиционной политики, осуществляемой совместно
администрацией области, Законодательным собранием,
кредитными учреждениями, Федеральной комиссией по
рынку ценных бумаг
, которая должна предусматривать:

— совершенствование региональной нормативно-правовой
базы, способствующей активизации и повышению
эффективности инвестиционной деятельности;

— развитие фондового рынка как инструмента,
обеспечивающего свободное движение капитала в
наиболее рентабельные отрасли экономики, обеспечив
выпуск и продвижение ценных бумаг крупными
предприятиями области, испытывающими недостаток
ресурсов для качественного развития своей
экономической деятельности;

— создание рыночной институциональной
инвестиционно-проводящей системы для привлечения
инвестиций из внебюджетных источников;

— формирование системы продвижения инвестиционных
проектов среди потенциальных инвесторов, которая бы
предусматривала создание информационной базы
потенциальных объектов инвестиционных вложений,
имеющих полную оценку их инвестиционной
привлекательности.

Стратегической задачей администрации области в 2003
г. при осуществлении агропромышленной и
продовольственной политики
является обеспечение
продовольственной безопасности региона, повышение
доступности для низкообеспеченных категорий
населения основных продуктов питания.

В сфере развития сельского хозяйства, в соответствии
с Программой социально-экономического развития,
необходимо сохранить темпы роста
сельскохозяйственного производства, которые должны
достигнуть 101% к уровню 2002 г., кроме того
необходимо обеспечить сбалансированный рост и
развитие всех его подотраслей.

Исходя из чего, основными задачами развития
сельского хозяйства являются:

— увеличение производства продукции животноводства,
продуктивности и поголовья скота за счет обеспечения
процесса воспроизводства племенных животных и их
распространение в хозяйствах области;

— внедрение ресурсосберегающих и низкозатратных
технологий производства;

— повышение плодородия почв и увеличение площади
пашни под посев кормовых культур для обеспечения
собственными кормами животноводческой отрасли, а
также увеличение производства сырья для местных
перерабатывающих предприятий;

— повышение эффективности использования
сельскохозяйственных угодий и снижение доли
заброшенных земель;

— сохранение и обновление
производственно-технического потенциала;

— создание и сохранение рабочих мест, повышение
доходов работников сельского хозяйства и
квалификации кадров всех уровней;

— укрепление финансово-экономического состояния
сельскохозяйственных предприятий и повышение
налоговой отдачи государственной поддержки,
осуществляемой за счет средств областного бюджета.

Решение поставленных задач возможно при условии,
если в 2003 году удастся обеспечить осуществление на
федеральном уровне
мероприятий, способствующих
формированию среды, необходимой для
сельскохозяйственной деятельности в неблагоприятных
климатических условиях Восточной Сибири.

В рамках проведения региональной агропромышленной
политики необходимо осуществить комплекс
мероприятий, направленных на поддержку местных
сельхозтоваропроизводителей.

Для создания правовой среды, способной обеспечить
формирование условий развития агропромышленного
комплекса области, Законодательному собранию области
и администрации области
совместными усилиями следует
разработать и утвердить проекты законов области:

— «О государственной поддержке садоводов»;

— «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сельхозтоваропроизводители области, являясь
первичным звеном агропромышленного комплекса
области, могли бы более активно включиться в
региональную агропромышленную политику, обеспечив
тем самым намеченные на 2003 год темпы
экономического роста за счет:

— завершения реформирования предприятий и
формирования интеграционных структур;

— увеличения выпуска сельскохозяйственной продукции
при снижении затрат на ее производство и расширения
рынков сбыта;

— активизации работы по повышению плодородия почв и
увеличению уровня отдачи земли за счет использования
высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур,
соблюдения севооборотов, использования средств
химизации, применения энергосберегающих технологий и
многооперационных машин и др.;

— обеспечения своевременности выплаты заработной
платы и снижения задолженности по оплате труда
работникам предприятий.

Проводимая администрацией области экономическая
политика во многом направлена на увеличение доходной
базы бюджета как основы социальной защищенности
населения. В первую очередь это касается
совершенствования бюджетной политики в области
расходов — формирования критериев, определенных
исходя из приоритетов социально-экономического
развития и отражающих эффективность использования
бюджетных средств.

Финансовая политика в 2003 г. будет реализовываться
по следующим основным направлениям: повышение
собираемости налогов и других обязательных платежей,
совершенствование системы управления расходами
бюджета и совершенствование межбюджетных отношений.

Необходимо объединить усилия в проведении слаженной
налоговой политики, которая в текущем году
предусматривала бы:

— проведение анализа соответствия реального уровня
налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков
нормативному;

— разработку механизмов (в том числе и на
законодательном уровне) по стимулированию
прекращения теневых выплат заработной платы и
реализации других схем уклонения от налогообложения.

В целом социально-экономическое развитие Иркутской
области в 2003 году будет проходить в условиях
ухудшения общеэкономической ситуации, ввиду
практически полной загрузки производственных
мощностей и отсутствия возможности экстенсивного
расширения производственной деятельности; ожидаемого
ухудшения конъюнктуры мировых рынков алюминиевой,
целлюлознобумажной и других видов экспортной
продукции, составляющей основу экономики области.
Исходя из чего, достижение намеченных показателей на
основе решения всех поставленных задач возможно
только при консолидации совместных усилий как
органов государственной власти всех уровней, так и
экономического сектора региона и всей общественности
Иркутской области.

Благодарю за внимание!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры