издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Культ качества Валерия Тененбаума

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

Областной типографии N 1 им. Посохина скоро исполнится 100 лет Иркутск, улица Карла Маркса, 11, 2 этаж, кабинет директора. В шкафах, на полках -- книги, журналы, проспекты, дипломы, благодарственные грамоты... Среди призов выделим особо два -- "Золотой Меркурий", которым типография награждена в 1997 году во Франции, и приз из Женевы, октябрь 2003 года. На столе вижу календарь, где представлена вся (или почти вся) продукция за сто лет. Если выставить ее на обозрение, получится немалая библиотека.

Я беру интервью у Валерия Исааковича Тененбаума, практически
обойдя всю типографию, встретившись до этого разговора
со многими людьми — от руководителей высшего и среднего
звена до рабочего. Они связывают сегодняшние успехи
прежде всего с Тененбаумом, но ни тени подобострастия,
какого-либо намека на подхалимаж я не видел ни у одного
человека. Люди так считают, видя и зная личный вклад
Валерия Исааковича,
грамотное руководство, боль и тревогу за общее для всех
дело. Они верят руководителю, в то, что он знает, как
надо делать дело.

Более 15 лет назад его избрали народным голосованием практически
единогласно. До этого были различные места работы (по
специальности), был Ленинградский полиграфический институт,
была армия и много чего другого.

Наследство досталось нелегкое. Долги, убывающие
заказчики, цеха, требующие реконструкции: на дворе стояла
пресловутая перестройка, в которой далеко не каждый
выжил. Одно было хорошо: самостоятельность, полный карт-бланш.
И все же главным Тененбаум называет оздоровление обстановки
в коллективе. Потихоньку избавлялись от неумеющих (или
нежелающих) работать, пьяниц (были и такие), непрофессионалов.

Но люди, даже самые замечательные, мало что сделают
сегодня без конкурентоспособного производства. На него-то и
сделан был упор, потому как только на этой стезе можно
было плыть в океане «дикого», как его тогда называли,
рынка. Время было такое, что, казалось, людям не до книг.
Да, пропали хорошие крупные заказы (на
учебники, например), снизился их общий объем, а
на первое место выплыло его величество качество. Качество
и еще раз качество — вот чего требовал новый рынок.
Стали закупать (залезая в долги) новое оборудование,
построили два новых корпуса, освободились от затратных
филиалов. Появились новые скоростные, многоцветные машины.
Акционировались. При акционировании ставили задачу сделать все,
«чтобы каждый знал,
что он в результате «поимеет». И потому оно прошло без
вполне возможных в этом случае потрясений и трений.
Так создался сегодняшний коллектив.

Итак, качество. Оно требовало отказа от старых технологий,
от высокой печати. Мало кто знает,
что такое наборная машина еще совсем недавних лет:
горячий металл, краска, пары
вредного для здоровья так называемого гарта, колонки
набора… Ушло все это в небытие, проработав сотню
лет.

Сегодня типография отказалась от высокой печати,
ее сменяют новые технологии и новая техника. Только
что получили чудо техники — машины (СТР), их начинают
устанавливать. Чем они хороши: сигнал с компьютера
(готовые полосы) поступает прямо на устройство прямого
экспонирования на печатную форму, минуя стадию копирования
на пленку. Процесс ускоряется и приобретает совершенно
иной качественный уровень, чем прежде. Машины просто
уникальные, таких от Урала до Дальнего Востока еще нет.

Еще одно неоспоримое достоинство таких машин — высокоточное
цветоделение и возможность управления цветом в автоматическом
режиме. Если до сих пор дизайнерам приходилось чуть
ли не «вручную» работать с цветом, то теперь эту проблему
будет решать новая машина. Таким образом, весь процесс
от подготовки до выдачи печатного образца становится
быстрее, проще и качественнее.

Разумеется, оборудование менялось не все,
есть участки, где оно и сегодня вполне устраивает. Печатное,
резальное производство заменилось, сейчас стоит задача
поменять печатное оборудование (что и делается), фальцевальное.
Есть возможность выходить и на большие тиражи,
и верится, когда-нибудь они будут. Вот, например, типография
печатала материалы Байкальского экономического форума.
И губернатор области, и другие официальные лица, участники
форума, остались очень довольны — уровень исполнения
был высоким. «Мы живем, — считает Валерий Исаакович,
— в перспективном
регионе, соответственно, здесь будут и деньги, будут
и объемы. У нас есть крупные, мощные предприятия с богатой
историей, они заказывают книги. Мы делаем
эти книги, их не стыдно вручить заказчику. Когда видим,
что книга удалась, выдвигаем ее на творческие конкурсы —
и областные, и общероссийские. Издали полный сборник
Александра Вампилова, он отмечен в Москве и выдвинут
на номинацию «Лучшая книга года». Многие писатели
приходят к нам напрямую, и, обладая лицензией на издание
книг, мы многим помогаем, хотя большие дивиденды
такие заказы не приносят».

У Валерия Исааковича писатели,
поэты, художники всегда находят поддержку, взаимопонимание.
Работают с клиентами гибко, находят компромиссы; как
правило, человек не выходит обиженным или недовольным
из кабинета генерального директора. «Уменьшаем даже доходную
часть, — говорит Тененбаум, — считаем своим
долгом помогать развитию культуры в области».

Книга остается одним из источников информации,
кладезем знаний. Компьютер пришел еще не в каждый дом,
а вот книга, учебник, периодические издания доступны
людям. Причем, подчеркнем это обстоятельство особо, типография
имени Посохина печатает совсем не то, на что сегодня
спрос у определенной части читателей. Пошлых «мыльных»
романов здесь принципиально не делают. Иркутская серия
«Полярная звезда», краеведческая литература и фотоальбомы
— образцы только последних изданий.

Валерий Исаакович Тененбаум придвигает ко мне стопку
новинок. Это подарочное издание «Иркутск в панораме
веков» — элегантный фолиант в жемчужно-серой обложке,
альманах-исследование иркутских историков «Байкальская
Сибирь», фотоальбом иркутянина Александра Князева «Байкал.
Времена года»…

Чуть раньше были «Храмы Иркутска». Книга о династиях
врачей, серии открыток на байкальскую тему — заказы
Иркутского отделения Фонда культуры. Вот-вот будет
отпечатан солидный фолиант
«Иркутский классический», посвященный 85-летию старейшего
университета Восточной Сибири.

Понятно, что выпускать качественную книжную продукцию,
не любя книгу как форму существования литературы и как
вид полиграфического искусства, невозможно.

Сам генеральный не скрывает своего особого пристрастия
к книге и, обсуждая заказ, заранее представляет, какой
она должна быть. От дизайна, от качества полиграфического
исполнения зависит впечатление, которое оставит книга
у читателя. Валерий Исаакович, конечно, знает, что плохое содержание,
может быть, полиграфией и не спасешь, но то, что хорошее
содержание можно угробить плохим полиграфическим исполнением,
— это точно.

В семье Тененбаума — культ книги. К хорошей книге с детства
приучил дочь, даже когда было трудно литературу купить
и приходилось ее «доставать».

На протяжении ста лет своего существования, а в последние
годы особенно, областная типография N 1 предоставляет
своим клиентам полный набор современных полиграфических
услуг.

У предприятия
немало проблем, но они решаются силами коллектива, волей
и разумом руководства. Однако есть одна «рогатка», которую здесь
пока не под силу одолеть. Повторяю — пока. Возможно,
придет время, когда те, от кого это зависит, сумеют
избавить типографию от этого «дамоклова меча», повисшего
над предприятием. Речь идет о том, что типография, сотню
лет находясь в собственных корпусах (ведь строил-то
их Посохин!), платит аренду за них. Скажете — чепуха, нонсенс?
Увы, печальная действительность. Старинное здание,
по сей день украшающее собой и особенно башенками на
крыше центральную улицу Иркутска, строилось век тому
назад именно как типография. Вот эти «башенки»-то и
стали большой проблемой типографии.

Как ее можно решить? Сам генеральный
директор ответа на этот вопрос пока не знает. Было
терпимо, когда аренда была невелика; теперь эти суммы
«зашкаливают» за все разумные пределы.

Естественно, что на предприятии со столетней историей
есть свои ветераны, свои династии. При входе в типографский
корпус вы увидите мемориальную доску с именами работников,
погибших в боях Великой Отечественной войны. Об участниках
войны, которым посчастливилось вернуться в родной коллектив
и доработать до пенсии, о ветеранах труда здесь не забывают:
по возможности выписывают материальную помощь, поздравляют
с днями рождения, с Днем Победы, выделяют деньги на
лечение.

Нынешнего генерального директора
Валерия Исааковича Тененбаума тоже с полным правом
можно считать ветераном: после окончания Ленинградского
института полиграфии в 62-м году он начал работать
здесь инженером производственного отдела. Директором
коллектив выбрал его в 1987 году, а
в 1998 году Валерий Исаакович
получил во Франции почетный приз «Золотой Меркурий».
Он — заслуженный работник культуры России и академик
Международной академии реальной экономики. Академия
наук в Швейцарии в 1989 году присвоила ему даже звание
«Человек планеты Земля».

Оно и правильно, что человек планеты Земля. На ней, грешной,
мы трудимся, в нее и уйдем. Но пока носят ноги и светла
голова, нужно работать на благо своих детей и нас с вами.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры