издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как не дать росту нефтедоллара пройти мимо России?

В ситуации, когда мировые цены на нефть вот-вот перевалят за отметку 50 долларов за баррель, российская экономика получает реальный шанс добиться поставленной цели удвоения роста ВВП. Наша страна в этом году завоевала прочную позицию мирового лидера по добыче нефти, при этом импортеры российского углеводородного топлива готовы увеличивать объемы импорта. Происходит это в значительной степени из-за нестабильной политической ситуации на Ближнем Востоке, но, по большому счету, для развития отечественной нефтяной отрасли гораздо более важно не то, по каким причинам для нее складываются благоприятные условия, а то, как с максимальной эффективностью воспользоваться открывшимися возможностями. Аналитики с большой долей уверенности прогнозируют в нынешнем году добычу 432 млн. тонн нефти, 242 миллиона из которых будет поставлено на экспорт.

Но проблема в том, что, хотя количество добываемой в нашей стране нефти вполне
может удовлетворить растущий на мировом рынке спрос, но доставлять эту продукцию до
зарубежного потребителя в объемах, превышающих нынешние, мы не можем. У нас просто
отсутствуют достаточные для решения этой задачи транспортные мощности.

Поэтому строительство новых экспортных трубопроводов — проекты, что называется, первой
необходимости. В настоящее время государственная компания «Транснефть» готовится к
реализации проекта строительства нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан для
транспортировки российских углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Необходимо подчеркнуть, что компания «Транснефть» имеет богатый опыт строительства и
эксплуатации магистральных нефтепроводов. Недавно Компания получила международный
сертификат соответствия международному экологическому стандарту ИСО-14001.
Нефтепровод пройдет по маршруту Тайшет — Казачинское — Сковородино — Хабаровск до
бухты Перевозная. Мощность этой транспортной системы составит 80 млн. тонн нефти в год.
А состав сооружений включает в себя нефтепровод диаметром 1220 мм и протяженностью
4200 км, 44 нефтеперекачивающие станции, терминал в бухте Перевозная с причалами и
береговыми сооружениями и резервуарные парки общей емкостью 4,3 млн. кубометров.
Планируется, что 814,4 км нефтетранспортной системы будет проложено по территории
Иркутской области, 554,8 км — по Бурятии, 301,9 км — по Читинской области, 1405,8 км — по
Амурской области, 319,1 — по Еврейской автономной области, 245,9 км — по Хабаровскому
краю и 546,1 км — по Приморскому краю.

Недавно в согласовании проекта завершился очередной этап — закрылись приемные
общественных слушаний, теперь все замечания местных экспертов будет рассматривать
правительственная комиссия. Но уже сейчас очевидно, что многие претензии экологов,
которые сетуют на то, что «предполагаемая трасса будет проходить в экстремально сложных
природных условиях и ее строительство и эксплуатация окажет большое влияние на жизнь
людей», не выдерживают никакой критики. То есть сложные природные условия и влияние на
жизнь людей — это, конечно, факт, но отрицательных черт этот факт в себе не несет.

Во-первых, добыча нефти, как правило, всегда ведется в сложных природных
условиях — не предусмотрела природа для расположения месторождений райские уголки, во
всяком случае, в нашей стране. Соответственно, и транспортировку сырья приходится
осуществлять, как правило, в этих «сложных условиях». А о влиянии на жизнь людей лучше
всего могут рассказать жители нефтеносных регионов России, но вряд ли кто-то из
слушателей услышит жалобы нефтяников на отсутствие работы, заработков и налаженной
социальной сферы.

Однако общественные слушания, например в Еврейской автономной области, позволили
прийти к выводу, что строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан прежде
всего позволит создать новые рабочие места и улучшит экономическую ситуацию в регионе.
При этом для подстраховки от экологических проблем авторам проекта предложено только
обеспечить дополнительную защиту труб от возможных глубинных торфяных пожаров. А в
целом экологи одобрили и поддержали проект.

Из Обоснований инвестиций следует, что проект отвечает всем существующим в российском
и международном природоохранном законодательстве требованиям экологической
безопасности. В нем учтены источники образования отходов во время строительства и
эксплуатации объекта, их объемы и порядок обращения с ними. Кроме того, предусмотрен
эффективный комплекс природоохранных мероприятий, которые позволят исключить или
максимально снизить воздействие на окружающую среду.

В современном мире нельзя никуда деться от простой истины, что любая
промышленная деятельность человека оказывает то или иное воздействие на окружающую
среду. И из-за этого мы не перестаем строить города и дороги, летать в космос и развивать
био- и генную инженерию. Просто государство создает комплекс законов, нормативов и
правил, соблюдение которых промышленниками, строителями, транспортниками и
нефтяниками позволяет безопасно сосуществовать на едином российском природном
пространстве со всеми остальными жителями городов и сел. Иначе как рассчитывать на
экономический рост государства и процветание его граждан? Ведь меньше всего на
окружающую среду воздействовал пещерный человек.

Если же учитывать экономическую составляющую строительства нефтетранспортной
системы, то надо полагать, в одном только Приморском крае реализация проекта способна
обеспечить ощутимые поступления в региональный бюджет. Для края, не первый год
испытывающего катастрофические проблемы с обеспечением жилых домов, детских садов,
больниц и прочих объектов региональной инфраструктуры электроэнергией, это может стать
реальным способом преодоления финансовых проблем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры