издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как в детстве аукнется, так в жизни откликнется

  • Автор: Ирина Песчаная, заведующая отделением детской спортивной медицины Иркутского областного врачебно-физ

Проведенная недавно в России всеобщая диспансеризация детей
показала: абсолютно здоровых ребят в стране нет. С
оговорками можно принять некоторые статистические
выкладки: только у 45 процентов обследованных ребят
здоровье не внушает серьезных опасений; 37 процентов
составляет группа, имеющая разные функциональные
отклонения; и,
наконец, 19 процентов — это дети, срочно
нуждающиеся в серьезной врачебной помощи. Сами по
себе эти данные — объективные свидетели
неблагополучия, угрожающего нашему будущему. Среди
выпускников школ явных проблем со здоровьем не имеет
только 10 процентов вступающих в жизнь. Все
остальные так или иначе искалечены «школьными
недугами», из которых патологии опорно-двигательного аппарата,
органов дыхания и пищеварения на первом месте.

Врачи давно бьют тревогу: один из главных
источников этих бед — малоподвижный образ жизни.
Что противопоставить многочасовому сидению за
партой, компьютеру, телевизору? Как перебороть
гиподинамию, грозящую многими бедами уже в детстве?
Научно доказано: дошколята должны иметь в неделю как
минимум 8 — 9 часов активного отдыха; ребята
постарше — не менее трех часов. Но даже и эти
скромные требования, предъявляемые самим детским
организмом, не выполняются. Очень часто медицинская
справка вообще освобождает ребенка от любых
физических нагрузок, что никак не способствует улучшению
его здоровья.

Жизнь диктует: нужно изменить само отношение к
школьной физкультуре. Не два, а три урока в неделю —
хотелось бы, чтобы таким стало школьное расписание.
Но, конечно, нельзя ко всем ребятам подходить с
одной меркой, без учета их индивидуальных физических
возможностей. В диспансере разработана комплексная
оздоровительная программа, которую целесообразно
реализовывать на уроках физкультуры в специально
созданных медицинских группах. Она совершенствуется
и по сей день на двух наших базах: в иркутской школе
N 63 и в иркутской начальной православной гимназии.
Причем инициатива в обоих случаях исходила от
администрации этих учебных учреждений, озабоченной
числом ребятишек, часто и долго хворающих.

Программа предусматривает несколько этапов, первый из которых
— диагностический. И это логично: прежде чем предъявлять
ребенку те или иные требования, необходимо знать
характер и степень имеющейся у него патологии. Затем
следуют наши обязательные (строго индивидуальные!) методические
рекомендации родителям и учителям. И третий этап —
практический: организация и проведение уроков с
оздоровительно-профилактической направленностью.

Вот уже два года, как в диспансере проходят
подготовку школьные преподаватели физкультуры из Иркутска
и области, которым можно будет доверять занятия с проблемными
детьми. Как следствие, организуются специальные группы в школах
Приангарья. Эта совместная работа нас, медиков, и
работников народного образования, предусмотрена,
кстати, целевой региональной программой «Здоровый
ребенок», рассчитанной на несколько лет вперед.

Детские группы здоровья созданы и на базе самого
диспансера. Они функционируют достаточно долгое
время, чтобы можно было сделать определенные выводы.
Закаливание, дыхательная гимнастика на улице в
холодное время года, водные процедуры, посильные
физические нагрузки — все это действует самым
благотворным образом. Резко повышается сопротивляемость
организма, намного реже случаются обострения хронических
заболеваний и атаки сезонных ОРЗ. Но забота врачей, педагогов,
всех общественных институтов о здороьве подрастающего поколения не
должна носить случайный, эпизодический характер. Ей
давно пора стать стержнем социальной политики
государства. Ведь как аукнется в детстве, так
откликнется во всей дальнейшей жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры