издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирь ждет перемен

21 января в Томске под председательством полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина состоялось совместное заседание совета Сибирского федерального округа и совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". В нем приняли участие министр регионального развития РФ Владимир Яковлев, руководитель федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко, руководители органов исполнительной и законодательной власти регионов округа, ученые. Впервые на совет округа приглашены руководители крупных промышленных компаний. Ход совещания освещали журналисты региональных и федеральных СМИ.

На борту Ан-24, вылетевшего из Иркутского международного аэропорта в
шесть утра на запад, собрались первые лица Байкальского
региона: губернатор Иркутской области Борис Говорин, президент Бурятии Леонид Потапов,
глава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев.
Законодательную власть представляли председатель Законодательного
собрания Иркутской области Виктор Круглов, заместитель председателя
Народного хурала Бурятии Иван Калашников и председатель Думы Усть-
Ордынского округа Ирина Морохоева.

До Томска три с половиной часа лету, но поскольку разница в поясном
времени составляет два часа, главы регионов успели на рабочее
совещание, которое Анатолий Квашнин назначил на девять часов утра.

На этой встрече руководители сибирских субъектов Федерации обсудили
ход социальной реформы и те проблемы, которые возникли в процессе
реализации федерального закона о монетизации льгот. Поскольку, по
мнению губернаторов, причина возникших неувязок в том, что
правительство не урегулировало ряд практических вопросов, члены
Межрегиональной ассоциации приняли решение обратиться в
федеральный центр с запиской, в которой будут изложены конкретные
предложения и рекомендации по нормализации ситуации в Сибирском
федеральном округе.

В беседе с иркутскими журналистами, принявшими участие в поездке,
Борис Говорин объяснил, что эти рекомендации позволят учесть при
исполнении закона о монетизации льгот специфику сибирских регионов и
снять возникшую на отдельных территориях социальную напряженность.
Важным пунктом документа является предложение правительству
стимулировать механизмы контроля за расходованием средств и их
экономией. В противном случае возникает опасность не уложиться в
установленные на эти цели 52 млрд. рублей.

Заседание совета началось в одиннадцать часов утра и проходило в
Большом концертном зале Томской филармонии. Прежде чем приступить
к работе, Анатолий Квашнин поздравил вновь избранных руководителей
исполнительной и законодательной власти. В их числе были глава
администрации Усть-Ордынского бурятского автономного округа
Валерий Малеев, спикер Законодательного собрания Иркутской области
Виктор Круглов и председатель Думы Усть-Ордынского округа Ирина
Морохоева.

Первым вопросом на повестке дня совместного заседания стояло
рассмотрение хода реализации «Стратегии экономического развития
Сибири», а также путей решения социально-экономических проблем
сибирских регионов.

С докладом выступил заместитель полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
Игорь Простяков.

Докладчик отметил, что за последние годы в округе налицо
положительные тенденции в развитии экономики и решении социальных
проблем. Некоторые регионы буквально вырвались в число российских
лидеров по темпам роста промышленного производства. Так, за январь —
ноябрь 2004 года темпы роста промышленности Омской области
составили 112,1%, Новосибирской — 110,3%, Томской — 108,8%. При том,
что объем промышленного производства в целом по стране вырос на
6,2%, это очень хорошие показатели. Улучшается объем и структура
внешней торговли, повышается благосостояние населения.

Однако анализ экономической и социальной ситуации показывает
наличие негативных явлений.

Имеющиеся возможности для экономического роста используются
недостаточно. В структуре промышленного производства имеются
перекосы. Крайне низка доля высокотехнологичной продукции, ведущую
роль играют сырьевые отрасли. Так, более четверти производства в
Сибирском федеральном округе приходится на цветную металлургию.
Большинство субъектов остаются дотационными. Существует проблема
безработицы, уровень которой составляет 11%. А в некоторых регионах,
например в Тыве, он достигает 20 — 30%.

В докладе отмечено, что уровень жизни
населения Сибири ниже среднероссийских показателей. С учетом суровых
климатических условий и низких температур он, по оценкам ученых,
должен превышать европейский не менее чем на 20%. Такой баланс
позволит компенсировать негативное влияние сурового сибирского
климата. Но реалии таковы, что уровень жизни сибиряков в целом ниже
уровня жителей европейской России на те же 20%.

Инвестиционная политика федерального центра, в которой слабо
учитываются интересы Сибири, не способствует притоку в СФО
инвестиций и составляет всего 5 — 6% от их общего объема.

В обобщающей части доклада Игорь Простяков отметил весьма важную
составляющую негативных тенденций:

— Население Сибири неуклонно сокращается. Мы теряем ежегодно 0,5%
населения федерального округа. В результате численность населения упала ниже
отметки в 20 миллионов и составляет сегодня 19,9 млн. человек.
Если учесть, что в прошедшие столетия Сибирь неуклонно прирастала
людьми, то сегодняшняя тенденция ставит под угрозу национальную
безопасность России.

Обсуждая ход реализации «Стратегии экономического развития Сибири»,
утвержденной распоряжением правительства Касьянова 7 июня 2002 года,
участники совещания пришли к выводу, что она была выхолощена «в
тиши кремлевских кабинетов» и никак не влияет на реальную
экономическую ситуацию. В дальнейшем президент, который
последовательно демонстрирует внимание к сибирским регионам, дал
поручение Касьянову скорректировать этот документ. Но работа так и не
была выполнена. Назрела актуальнейшая необходимость разработки
эффективной Стратегии социально-экономического развития Сибирского
федерального округа, которая позволит в кратчайшие сроки
ликвидировать комплекс дисбалансов, являющийся главным
препятствием на пути реального решения большинства сибирских
проблем.

Анатолий Квашнин заявил в своем выступлении о необходимости
системного подхода к решению этой задачи. Анатолий Васильевич
убежден, что стратегические планы должны быть разработаны и
конкретизированы для каждого уровня административного деления — от
федерального округа до сельского поселения.

С конкретными предложениями по разработке стратегии Сибири
выступил губернатор Томской области Виктор Кресс.
Томский губернатор полагает, что на огромных пространствах Сибири нет
нужды упразднять административные границы. Это ухудшит
управляемость территориями. Для укрепления единства государства
важнее провести экономическую интеграцию. Интеграцию, выгодную
всем, а не отдельным регионам.

Кресс предложил три приоритетных направления: объединение
интеллектуальных ресурсов научно-образовательных центров, главными
из которых являются Новосибирский, Томский, Красноярский и
Иркутский; объединение усилий по освоению природных ресурсов;
развитие инфраструктуры.

Кресс отметил, что для создания в регионе хорошего инвестиционного и
налогового климата необходимы транспортные магистрали и достаточные
энергетические мощности. Крупным, объединяющим сибирские регионы
проектом может стать строительство трубопровода «Восточная Сибирь —
Тихий океан». Заказчиком и исполнителем проекта стоимостью в 12 млрд.
долл., рассчитанного на 5 лет, является компания «Транснефть».
Открываются возможности инвестирования в реконструкцию всей
трубопроводной системы Сибири, строительство новых участков
нефтепровода в Иркутской области и Бурятии.

В числе болезненных проблем Сибири Кресс назвал утечку
интеллектуальных ресурсов в центральные регионы страны и за рубеж.

— Мы готовим кадры для всего мира, испытывая при этом нарастающий
дефицит высококвалифицированных рабочих, людей с высшим
образованием. У нас нет проблем с безработицей, нам не хватает рабочих
рук, — заявил томский губернатор. — Одно из решений проблемы —
создание особых технологических зон в сибирских регионах. Об этом
говорил Владимир Путин в ходе январского визита в Новосибирск.

Принимая протокольное решение участники заседания решили
покончить с иллюзией, что проблемы Сибири должен решать
федеральный центр, и сформулировали ряд стратегических подходов:
выработка конкретных мер по преодолению бедности и снижению уровня
безработицы, выход на рубежи, которые смогут остановить отток
населения, вывод экономики на уровень, который позволит за 10 лет
удвоить ВВП, сокращение дотационности территорий, а в перспективе
— переход округа на самофинансирование.

Для объединения усилий по решению всех этих задач предложено
сформировать Высший экономический совет Сибирского федерального
округа. В него войдут главы регионов, руководители бизнеса, депутаты
Государственной Думы, члены Совета Федерации.

Завершая дискуссию, Анатолий Квашнин заявил, что «костяк» «Стратегии
экономического развития Сибири» следует подготовить к 31 марта.

Затем главы сибирских регионов обсудили следующий важный вопрос
повестки дня: «О готовности субъектов Российской Федерации
Сибирского Федерального округа к работе в условиях нового
разграничения полномочий».

С докладами выступили председатель координационного совета по
правотворчеству МА «Сибирское соглашение», председатель
Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс и
председатель координационного совета по местному самоуправлению МА
«Сибирское соглашение», председатель Новосибирского областного
совета депутатов Виктор Леонов.

Анализируя ход административной реформы, докладчики сделали
несколько общих выводов.

В различных субъектах существуют различные системы местного
самоуправления. Естественно, что и объемы работы для каждого субъекта
оказываются разными.

Принципиально важным является вопрос формирования бюджетов новых
муниципальных образований.

— Насколько эффективно мы сумеем создать для муниципальных
образований собственные источники доходов, настолько эффективно они
смогут исполнять свои полномочия. Речь идет о серьезном
перераспределении бюджетных средств, — заявил Виктор Леонов.

Актуальны проблемы границ, когда население возражает против выхода
из существующих муниципальных образований. В федеральном законе
этот пункт прописан противоречиво. Работа по определению границ не
только трудоемка. Она еще и финансово-емка. Надо потребовать с
федерального центра финансового участия в реформе.

Обсуждая ход административной реформы, руководители регионов были
резки в оценках: «Много проблем и недочетов», «Не очень ясен механизм
реализации закона», «Ошибочно внесены изменения в Налоговый кодекс,
в результате чего города лишились не только НДС, но и налога на
прибыль», «Если нам не вернут налоги, которые сегодня уходят в
федеральный центр, о развитии территорий можно забыть».

Анатолий Квашнин отметил, что чрезвычайно важен вопрос подготовки
управленческих кадров. В новых муниципальных образованиях
понадобится около 70 тысяч новых служащих.

Директор Департамента федеративных отношений, государственного
управления и местного самоуправления Министерства регионального
развития РФ Сергей Мирошников заявил, что соответствующие законы
были приняты в 2003 году, однако ход административной реформы
сильно отстает. То, что много проблем и недочетов, естественно. Учесть
все было невозможно. Поэтому необходимо своевременно внести в закон
коррективы. Что касается Министерства регионального развития, то оно,
по заявлению Мирошникова, должно стать единым методическим
центром реформы. Работать этот центр обещает, координируя свои
действия с регионами.

В конечном счете, было решено, что поскольку закон принят, то теперь
его надо не критиковать, а исполнять. Отмечена положительная
тенденция: руководители муниципальных образований начинают
привыкать к мысли, что теперь благополучие территорий будет зависить
от качества работы на местах, а не от времени, проведенного в кабинетах
региональной администрации. Руководителям регионов предложено
учесть опыт реализации административной реформы, которая в
Новосибирской области и Красноярском крае была проведена раньше, чем
в других субъектах Федерации. Было решено создать единый банк
правовых документов, которым смогут пользоваться все участники
Межрегиональной ассоциации.

Анатолий Квашнин выразил надежду, что взаимодействие Министерства
регионального развития с сибирскими регионами окажется достаточно
эффективным.

Подводя итоги заседания в беседе с иркутскими журналистами, Борис
Говорин подчеркнул, насколько важным является взаимодействие всех
уровней власти в рамках административной реформы. Здесь наиболее
актуальны две стороны: ее правовое обеспечение и кадровые вопросы.

Другой важной темой, к обсуждению которой приступили главы регионов
в Томске, стали проблемы лесопромышленного комплекса. Обсуждался
проект Соглашения: «Об обеспечении деятельности предприятий и
организаций лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса
Сибирского федерального округа». Смысл соглашения — в объединении
усилий сибирских регионов в разумном и экономном использовании
лесных богатств Сибири в интересах ее населения. В рамках «Сибирского
соглашения» создан координационный совет по лесу.

— Нам надо выработать общие правила игры, — заявил, поясняя смысл
соглашения, Квашнин.

— Рациональное использование лесного комплекса имеет для нас
первостепенное значение, — объяснил Борис Говорин журналистам.
— Здесь и рабочие места, и занятость населения, и налоги в местные бюджеты. Лес
— среда обитания сибиряков. Но беда в том, что в последнем варианте
многочисленных проектов Лесного кодекса кардинально ущемляются
права сибирских регионов. Мы обеспокоены тем, что право
распоряжаться лесным богатством Сибири передается федеральному
центру. Аукционы, конкурсы… Туда же идет вся прибыль. А нам
остается обязанность тушить лесные пожары. При этом средства на
ликвидацию лесных пожаров будут выделяться после того, как мы их
потушим: чем больше сгорело, тем больше денег: Совершенно
безграмотный подход, против которого выступают все главы сибирских
регионов…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры