издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О праздниках и праздности

  • Автор: Виктор Игнатенко

В России любят праздники. И действительно, их есть за
что любить. В отличие от обыкновенных дней праздники
«состоят в свободе и покое от трудов и работ».

Российская любовь к праздникам — любовь давняя,
имеющая прочные исторические корни. Более ста лет
назад Россия лидировала по количеству праздников
среди европейских стран. Как засвидетельствовано в
«Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, в
1898 г. число праздников в году было следующим у
разных народов: у мадьяр — 53 (все воскресенья и один
королевский день), у голландцев — 57, у пруссаков
— 60, у датчан и швейцарцев — 62, у французов — 63,
у бельгийцев — 65, у итальянцев — 67, у испанцев — 75,
у англичан — 87, у русских — 98.

Кроме воскресений, в России в то время праздновались
более десятка великих церковных праздников, включая
Масленицу и Пасхальную неделю, две недели на
Рождество, Новый год. К праздникам относился и с
десяток «царских дней»: тезоименитства императора,
императрицы, цесаревича-наследника и вдовствующей
императрицы, а также день восшествия царя на престол
и день его коронации. Впоследствии к российским
праздникам добавился еще один — 17 октября, день
чудесного спасения царской семьи на станции Борки.

Вот такие праздники были в царской России. Много их
было или мало? Смотря с чем сравнивать.

В средние века в Европе праздников было еще больше. В
старинных книгах можно прочитать, что при господстве
цехового строя в средневековой Западной Европе
церковных праздников было 22 непереходящих и 4
переходящих. Кроме того, «не работали в именины
хозяина и его жены, в день, когда чествовался патрон
корпорации, в приходский праздник, в случае похорон
членов цеха. Субботы и кануны праздников считались
полупраздниками: работали только полдня. Всего
приходилось в году до 140 праздничных дней».

Еще в XIX веке просвещенными людьми было замечено,
что «обилие праздников оказывает иногда
неблагоприятное влияние на экономическую жизнь
народа, уменьшая его заработки и приучая его к
лености и пьянству». В России предпринимались попытки
сокращения числа праздников. Иногда это приводило к
забастовкам и волнениям в пролетарской среде.

Опыт классовой борьбы преподнес поучительный урок:
власть, дарующая народу праздники, — это хорошая
власть; власть, отнимающая у народа праздники, — это
плохая власть. Этот урок был усвоен большевиками, но
ненадолго.

После революции 1917 года коренной ломки российской
системы праздников сразу не последовало, а главные
церковные дни продолжали оставаться выходными днями
до середины двадцатых годов. Правда, замена
«идеологических» праздников произошла очень быстро и
решительно: «царские дни» были заменены пролетарскими
праздниками.

В советское время в СССР было 8 нерабочих праздничных
дней: 1 января — Новый год, 8 марта — Международный
женский день, 1 и 2 мая — День международной
солидарности трудящихся, 9 мая — День Победы; 7
октября — День Конституции, 7 и 8 ноября — годовщина
Великой Октябрьской социалистической революции.

Проведенная в конце прошлого года реформа российских
праздников, хотя и увеличила количество выходных
праздничных дней в году с 11 до 12, но прибавила
больше вопросов по праздничной проблеме, чем убавила.

Из числа праздничных дней был исключен День
Конституции. Не знаю, чем не угодил законодателям
этот праздник. Казалось, кто-кто, а законодатели
никогда не обидят Основной закон страны. Обидели —
отменили важный государственный праздник. Тем самым
был посеян вопрос: а может быть, власти задумали
принять новую конституцию и в другой день? Ведь до
недавнего времени отечественный конституционный
вопрос решался очень просто: каждому генсеку и
президенту по именной конституции.

Мотивы отмены праздника 7 ноября лежат на
поверхности. Это удар по левой оппозиции. Коммунистов
лишили «красного дня календаря». Теперь они не будут
использовать этот нерабочий праздничный день для
проведения демонстраций и митингов с выговариванием в
адрес властей разных обидных слов. Однако люди
привыкли отмечать хотя бы один праздник в ноябре.
Поэтому было решено один ноябрьский праздник заменить
другим, но обязательно ноябрьским. Теперь 4 ноября мы
будем ежегодно отмечать ставшее актуальным давнее
освобождение России от польских захватчиков. 26
октября 1612 года войска Минина и Пожарского вошли в
Москву и польский гарнизон, расположившийся в Кремле,
капитулировал. Историки до сих пор спорят о
современном исчислении этой «антипольской» даты. 26
октября — это по старому стилю. Одни специалисты
утверждают, что разница между григорианским и
юлианским календарями в XVII веке составляла 9 дней;
другие — 11 дней. Есть и такие специалисты, которые
доказывают, что 26 октября в XVII веке — это как раз
7 ноября в XX и XXI веках. Как правильно догадался
читатель, последняя группа специалистов не может быть
права.

Вызывают вопросы и новые январские праздники. Какими
историческими датами или традициями отмечены первые
пять праздничных дней января? И вообще, могут ли
считаться праздниками просто каникулы? До сих пор,
согласно толковым словарям, каникулами считались
перерывы в учебных занятиях, предоставляемые для
отдыха. Может быть, эти словари безнадежно устарели и
должны быть дополнены указанием новых видов каникул:
депутатских, правительственных, коммерческих,
творческих? По всей видимости, в основе предложенных
всему российскому народу пятидневных январских
праздников лежат новоявленные традиции
немногочисленного круга соотечественников, которым
полюбилось праздновать Новый год в теплых и
благополучных странах вдали от российских холодов и
проблем.

Вот так, деловито и незамысловато, наш законодатель
начинает стирать грани между праздничными и праздными
днями. Но не стоит забывать: в русском языке
«праздный» — значит «пустой».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры