издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Охота или браконьерство?

  • Автор: Виктор ПОПОВ, председатель Иркутского областного отделения Союза охраны птиц России, кандидат биолог

Какая разница птице, кем она будет убита Этой весной, в Дни защиты от экологической опасности, Союзом охраны птиц России вновь поднимается вопрос о запрете весенней охоты на птиц.

В прошлом году в Иркутской области весенняя охота была закрыта.
Некоторых успехов в этом направлении удалось достичь и в
позапрошлом году — на три года была закрыта охота на гусей, что
вызвало положительный резонанс среди большинства
природоохранных общественных организаций в России.
Наибольшее сопротивление запрету было оказано, как ни странно,
людьми, казалось бы, по роду своей деятельности и по призванию
обязанными охранять дикую природу, — охотоведами, в том
числе работниками и руководителями некоторых особо охраняемых
природных территорий (ООПТ). При этом приводились самые
разные аргументы. От абсурдного, будто бы этим будет нанесен
ущерб экономике области, до недопустимости нарушения
многовековых сибирских традиций. Но основным аргументом был
тезис, что от запрещения охоты пострадает так называемый
«культурный» охотник.

Сразу оговорюсь: хоть я сам и не занимаюсь охотой с 1983 года,
охоту как таковую не отрицаю. С уважением отношусь к охотникам-
промысловикам, нелегким трудом зарабатывающим свой хлеб. Но
по поводу весенней охоты, противником которой я являюсь, у меня
есть ряд вопросов. Ответы на них хотелось бы получить именно от
тех охотников, которые относят себя к культурным. Не буду
касаться ни научных выкладок о вреде весенней
охоты для птиц, ни экономических в виде смехотворных доходов в
пользу общественной организации от продажи путевок, ни
этических (убийство на токах в период любовной песни) проблем.
Коснусь только охотничьей культуры.

Почему лов рыбы во время нереста считается браконьерством?
Почему во время размножения категорически запрещена охота на
копытных и других млекопитающих, а охота на птиц в этот период
считается «культурной»? Довод, что в это время
отстреливают будто бы только самцов, по меньшей мере
несерьезный. Чтобы отделить селезней от уток, к примеру,
охотиться нужно только с подсадными утками. Но этот способ в
нашей области практически не применяется.

Часто звучит довод: если, мол, не застрелим мы, так все равно
птицу добудет кто-нибудь в Якутии или в Китае. Это правда,
на территории нашего южного соседа творится беспредел по
отношению к зимующим там птицам. Так неужели и наши
«культурные» охотники должны устроить то же самое на
территории Сибири? На практике же пока получается, что утки,
которые в Китае не попали под выстрел или в ловушки, избежали
приманки с крысиным ядом, чудом выжили на немногочисленных
клочках дикой природы среди рисовых полей и иных плантаций,
прилетев на родину, попадают под выстрел нашего «культурного»
охотника. Объясните, пожалуйста, где же, в чем же здесь заключена
культура?

Нередко приходится слышать, что, запретив охоту, мы притесняем
культурного охотника, а на некультурных браконьеров запреты не
действуют. Но объясните, какая разница птице, кем она будет убита.

2003 год был тяжелым для пернатого населения области: пожары,
засуха. В прошлом году добавились еще и птичий грипп, и массовое
истребление на местах зимовок. Численность птиц, в том числе и
промысловых, сократилась. Логично было бы дать им передышку
для восстановления поголовья. Так нет, пострадает культурный
охотник! Только при чем здесь культура, если корпоративные
интересы небольшой части общества преобладают над интересами
сохранения дикой природы, которые разделяет гораздо большее
количество жителей?

Хотелось бы еще узнать, где находятся те культурные охотничьи
хозяйства, на территории которых нет браконьерства, где полностью
соблюдаются все законы, где в полном объеме проводятся
необходимые биотехнические и учетные работы, которые тоже
служат аргументом в пользу весенней охоты.

Многие, отстаивая право весенней охоты на птиц, ссылаются на ее
традиционность. Но на то и прогресс, чтобы от варварских традиций
отказываться. В прошлом у некоторых народов были традиции
человеческого жертвоприношения. Неужели кто-то посмеет
утверждать, что их тоже следует сохранить? Да и в той же охоте есть
примеры растущей цивилизованности человека: отказались же мы, к
примеру, от традиций сбора яиц и легкой охоты на линяющих птиц.
А во многих странах мира и практически во всех странах Европы, на
которую мы так стремимся равняться, общество отказалось уже и от
весенней охоты на птиц. Более того, на отказ от этой традиции
пошли уже и охотники нескольких областей России, при этом ни
экономика, ни культурный охотник там не пострадали.

Думаю, что и в нашей области эта традиция может уйти в прошлое.
Опросы охотников показали, что многие из них поддерживают идею
полного запрещения весенней охоты, но при этом вовсе не считают
себя пострадавшей стороной.

И все-таки обращаюсь к охотникам, которые действительно считают
себя культурными в прямом смысле этого слова: не принимайте
участия в весенней охоте на птиц, даже если власти ее разрешат.
Это обернется для всех увеличением численности птиц в
осенний период, когда охота наносит природе гораздо меньший
вред. Будьте культурными людьми, а не только охотниками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры