издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семирамида шести соток

  • Автор: Эльфрида НЕВЗОРОВА

В садовом искусстве есть свои законы и приемы: куда и что посадить, чтобы притягивало взор, как выглядят рядом разные цветы, чем пахнет сад, как будут колыхаться на ветру растения, как будет выглядеть сад в разное время года, чтобы радовал нас, а не наводил уныние и грусть. И главное - чтобы сад не вымерз и не пропал ваш труд.

!I1!Итак, определив юг-север, начинаем этап привязки
дома. В Европе и на юге дома ставят в глубине,
примерно в центре сада, в Сибири — у дороги или у
края улицы, тем самым создавая преграду для пейзажа.
Пропадают перспектива, полет, пространство.

Поместив дом в центре участка, входом на юг, решаем:
откуда же лучше подойти к дому? Прямые дорожки не
прельщают — нет загадочности, глаза видят сразу все
без перспективы на неожиданность и необычность. Если
участок имеет слабый уклон, это придает ему
определенный шарм: некоторые цветники и грядки можно
расположить на невысоких террасках, создавая
следующей зоне (детской площадке или полянке)
горизонтальный вид. Начиная с концепции своего сада
(понимания, чего вы хотите), попытайтесь нарисовать
план основных построек и ландшафта (альпинарий,
водоем, цветники, сад). Представьте, где и какой
пейзаж вы хотите видеть, причем с разных точек сада,
и чтобы общее впечатление было тоже хорошее. Садовый
ландшафт формируется из таких компонентов, как земля,
вода, воздух и, конечно, растительность. Если у вас
есть домашние животные, летом они могут стать
садовыми и украсить общую картину.

!I2!Хорошо, когда в семье есть согласие и
взаимопонимание, когда не приходится доказывать и
отстаивать свою точку зрения. Например, с посадкой
деревьев. Мне очень хотелось, чтобы дом утопал в
зелени, как на юге. Для этого еще возле фундамента
будущего домика я посадила груши, яблони,
маньчжурский орех. И дом еще не был достроен, а груши
уже поднялись выше крыши и заслонили его собой. Сад
за эти годы тоже поднялся и уже приобретает тот вид,
о котором я мечтала.

Выросли и дают урожай груши, яблони, сливы и
облепиха, кусты давно набрали силы и плодоносят.
Красавец кедр достиг юношеского возраста и роста до
8 м, а вот ели, сосны и лиственницы я подстригаю,
придаю желаемую форму. Боярка распластала свои
ветви горизонтально и весной дарит пикантный сладкий
запах, осенью — ягоды, которые я сушу, а зимой пьем
чай. Набрали силу и размножились кусты пионов,
лилии и другие многолетние цветы.

В основном почти вся литература по ландшафтному
дизайну рассчитана на огромные по площади сады и
толстые кошельки, в рекламе даже цены указаны в
у.е.

!I3!У нас с вами другая задача. Глядя на яркие
фотографии в журналах с примерами садового
искусства, мы должны найти их применение у себя в
саду. Набор растительности тоже расстраивает, так
как большинство предлагаемых культур не растет в
Сибири или растет, но с большим трудом, а зимой и
вовсе портит весь вид сада в закутанном или загнутом
состоянии. Можно посочувствовать тем людям,
которые постоянно живут на дачах или в коттеджах и
всю долгую зиму сталкиваются с таким
непривлекательным видом. Да и среднее количество
соток у нас около 10, где уж тут разгуляться с
предложениями «крутых» ландшафтников.

Поэтому на своих участках мы смешиваем все стили,
что, впрочем, иногда бывает не так уж и плохо. Зато
какой полет фантазии, какое мастерство, какая
смелость!

Итак, регулярный стиль сада. Версаль — классический
пример этому, и вы, конечно, понимаете, что главным
элементом в таком стиле является дворец (большой
дом). Все остальное подчиняется ему. Искусственно,
нарочито, симметрично, геометрично, прямолинейно и
узорчато — это понятия регулярного стиля. Обычно так
обустраивают скверы, парки и бульвары города, чтобы
подчеркнуть его парадность.

Ландшафтный стиль еще называют английским, свободным
и пейзажным. Этот стиль больше всего привязан к
природному ландшафту. Дома утопают в зелени, а
вместо строгих газонов — веселые поляны. Деревья и
кустарники не растут рядами, а посажены группами или
в одиночку. Все подчинено природе, естественности,
но не хаосу. Тот же набор элементов (фонтаны,
каскады, пруды, клумбы, садовая скульптура,
растительность, дорожки, беседки, вазоны, перголы и
т.д.), но разное решение в размещении создает свой
неповторимый стиль.

!I4!Вот как описывал в 1790 г. Н.М. Карамзин свои
впечатления от посещения во Франции сада в
английском стиле Трианон: «Сад Трианон есть
совершенство садов английских; нигде нет холодной
симметрии; везде приятный беспорядок, простота и
красота сельские…». Карамзин даже растерялся в своих
предпочтениях: «Я не видал ничего великолепнее
Версальского дворца с парком и милее Трианона с его
сельскими красотами». В каждом стиле есть своя
красота. Пейзажный стиль — небольшие природные
сценки с использованием камней, воды,
растительности, фонарей, мостиков: рокарии,
миксбордеры, сады камней и мхов, альпийские горки…
Он пришел в Европу из азиатских стран.

Последнее время, например, многие называют
альпинарии «японскими садиками», т.к. миниатюризм и
камень присутствуют в обоих стилях. Стиль кантри, или
сельский стиль, а у нас деревенский — пожалуй,
самый распространенный. Обилие крупных, ярких цветов
вперемежку, не подчиненных никаким законам и логике, —
основная особенность таких садов. Они очень радостны
и естественны. Основной строительный материал в
таком саду — это, конечно, дерево. Деревянный дом,
баня, хозяйственные постройки, забор, садовая
мебель. А из «побрякушек» — это лейки, ведра, бочки,
кастрюли, тазы, корзины, приспособленные под
цветники. Полные простоты и очарования, они являются
важными штрихами деревенского стиля, если, конечно,
удачно спланирована композиция. Дизайн необходим в
любом стиле сада.

«Сады» в Прибайкалье в 60-70-е годы были очень
скучны, скорее это были огородно-кустарниковые
участки с палисадником перед домом. Но со
строительством коттеджей и загородных дачных домов
появилось и новое отношение к саду — не как к
подсобному хозяйству, а как к месту отдыха и способу
индивидуального проявления личности. Значит,
прививается уже распространившийся на Западе
коттеджный стиль.

Еще один интересный ландшафтный стиль — это
террасные сады. В зависимости от крутизны склона и
его направления по сторонам света располагаются и
используются растения. Применение природного камня в
этом случае больше всего оправдано. Ведь это и сами
подпорные стенки, и лестницы, и те же дорожки, и
смотровые площадки. Такие сады гораздо дороже и более
трудоемки по обустройству, но очень интересны,
загадочны и красивы.

Все слышали о садах Семирамиды как одном из семи
чудес света. Правда, их ошибочно относят к самой
царице Ассирии, жившей почти за 300 лет до того, как
эти террасные сады были созданы Навуходоносором II в
6 в. до н.э., а необычная система орошения
поддерживала сады в цветущем состоянии.

А вот современная история, рассказанная иркутянином,
выполнявшим «интернациональный долг» в Афганистане.
Вокруг дворца Амина в Кабуле на крутых склонах
располагались фруктовые террасные сады. Они были
невероятно красивы, но через месяц после штурма
дворца вдруг стали чахнуть. Тогда советское
командование распорядилось полить деревья. Солдаты
несколько раз подгоняли армейские водовозки и от
души поливали склоны. Но ничего не помогало, сады на
глазах продолжали засыхать. Наших офицеров задело:
дворец взяли, а с садом справиться не могут.
Пригласили местного старожила, чтобы он помог в
решении этой проблемы. Старец запросил за работу
мешок риса — для него и его семьи это была большая
плата. С восхода солнца и до заката ходил он по
склонам с мотыгой, что-то ковырял, но уже через
месяц все вновь увидели прежние сады. Так что
секреты есть у всех во все времена.

Но теоретические выкладки и специфическая
терминология для садоводов не главное. Важнее, чтобы сад
был по душе, чтобы, находясь в нем, мы не думали о
бесконечных проблемах, а с наслаждением отдавались
интересной работе и затем погружались в созерцание
сделанного.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры