издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полёт начинается на земле

Бесперебойная работа воздушного транспорта зависит от качественной работы наземных служб, а коммерческий успех авиалиний определяет, как проводят пассажира в полёт работники аэропорта. В Российской Федерации координацией действий аэропортов по обеспечению чёткой работы авиатранспортного конвейера занимается ассоциация "Аэропорт", действующая рука об руку с государственными органами, регулирующими авиационные перевозки. За 15 лет ассоциация выросла от 33 членов до 215 предприятий и учреждений: это авиапредприятия стран СНГ, российские и зарубежные фирмы, производящие оборудование для аэропортов. 23-24 мая в шереметьевском отеле "Новотель" ассоциация "Аэропорт" провела 29-ю Московскую международную конференцию и выставку по теме "Концессии в аэропортах".

Как участники конференции оценивают состояние дел в аэропортах России? Такой вопрос задал наш корреспондент Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ депутату Госдумы, члену Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Сергею Дубровину.

— Положение двоякое. С одной стороны, воздушный транспорт выходит из кризиса 90-х годов. Авиатранспортом в 2005 г. перевезено 35 млн. пассажиров, что на 3,6% больше, чем в 2004 г. В этом числе 15,9 млн. человек на международных и 19,1 млн. на внутренних авиалиниях. А вот на рынке грузоперевозок наблюдается незначительное, но снижение: перевезено 624 тыс. тонн грузов и почты (95,3% по сравнению с предыдущим годом).

С другой стороны, с каждым годом в стране уменьшается количество аэропортов и аэродромов, а аэропорты Московской зоны стабильно увеличивают свой потенциал. Растут объёмы перевозок в обоих Шереметьево, в Домодедово, во Внуково. Хочу отметить: успешно развиваются те аэропорты, где имеется сотрудничество Министерства транспорта, авиапредприятий и реальная поддержка и понимание со стороны местных властей — региональных и муниципальных. Так, на конференции была отмечена положительная динамика в развитии региональных аэропортов. Наряду с предприятиями Толмачёво (Новосибирск), Большое Савино (Пермь), Кольцово (Екатеринбург), аэропортами Красноярска и Казани отмечена работа ФГУП «Аэропорт Иркутск».

Но нужно признать: прежних объёмов авиаперевозок российские предприятия не достигли. И не достигнут, учитывая стоимость авиабилетов, в которых примерно 50-60% составляет цена авиационного керосина, а услуги аэропортов всего лишь 12-14%. Для сравнения: за рубежом стоимость топлива в авиабилете составляет лишь около 30%.

Для увеличения пассажиропотока и грузооборота на авиалиниях необходимо значительное обновление самих аэропортов, аэропортовой техники и оборудования. Поэтому обсуждение вопросов, связанных с концессиями в аэропортах, существенно влияющими на повышение доходности этих предприятий, очень актуально. Ведь одним из инструментов для решения таких проблем являются концессии.

— Концессионные соглашения в авиаперевозках — что это такое?

— Как пассажиры оценивают тот или иной аэропорт? «Хорошо» — это когда нас быстро и вежливо пропустили через различные пункты досмотра, приняли наши вещи, недолго продержали в «накопителе» (а если и задержали, то места отдыха должны быть удобными и всем их должно хватить, кафе должно быть недорогим). «Плохо» — когда любой из этих пунктов хромает. В ситуации, когда доходность аэропортов от основного вида деятельности, реальная возможность её увеличения кроется в активном внедрении неавиационной деятельности: магазинов, кафе, ресторанов, цеха бортпитания, топливозаправочных комплексов, автостоянок и так далее. И это — ниша частного предпринимателя. 6 июля 2005 года Госдумой принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Сегодня партнёрство государства и частного предпринимателя стало уже не теоретическим, а вполне конкретным понятием.

Сегодня закон находится в первой фазе действия. К сожалению, в недрах Министерства транспорта забуксовала разработка типовых концессионных соглашений по отдельным видам имущества, объектов производственной и инженерной инфраструктуры аэропортов. Ход разработки типовых концессионных соглашений показал, что нам пока не хватает опыта. На московской конференции эта тема была обсуждена, и из уст профессионалов аэропортовского дела прозвучали конкретные предложения, в том числе по взаимоотношениям государства и аэропорта с юридическими лицами. Избежать ошибок позволит и опыт концессионной деятельности, представленный Ф. Уорли — руководителем отдела торговли и инвестиций посольства Великобритании в Москве.

Кроме этого, в рамках конференции прошла выставка новых и лучших образцов аэропортовой техники и оборудования. Зарубежные и российские фирмы смогли не только представить свои разработки, но и выслушать пожелания для производства новых образцов.

— Можно ли отметить какие-либо наиболее перспективные примеры государственного партнёрства в аэробизнесе?

— Пожалуйста. ФГУП «Пермские авиалинии» — один из примеров, когда путём соединения государственных и бизнес-интересов реализуется программа развития пермского аэропорта. По заказу администрации Пермского края в 2005 году было разработано технологическое решение будущего пассажирского терминала с учётом рекомендаций и стандартов ICAO и IATA. Терминал предусматривает возможность увеличения доходов аэропорта от концессионной деятельности и аренды. Планируется и модульное строительство грузового терминала.

В международном аэропорту Казани за 2005 год был расширен спектр услуг, оказываемых пассажирам в аэропорту и на борту воздушного судна: упаковка багажа, бесплатная и платная парковка автомобилей пассажиров и клиентуры, обеспечение бортовым питанием с учётом индивидуального подхода (вегетарианское меню, диетическое, национальное, детское). Наш иркутский аэропорт уже сегодня может представить отреставрированный гостиничный комплекс «Аэропорт» — современный комфортабельный отель. Он предоставляет места пассажирам, следующим транзитом через наш аэропорт, или тем, кто задержался в случае временной отмены рейса. Для желающих действуют кафе-бар, ресторан и спортивно-оздоровительный комплекс с сауной. Медицинско-санитарная часть оснащена новейшим лечебно-диагностическим оборудованием. Одной из целей развития предприятия является создание авиатранспортного логистического комплекса, включающего в себя новый гостиничный комплекс, торгово-сетевой центр, международный бизнес-центр. В отреставрированном здании будет оригинальный музей развития иркутской авиации.

Выводы, которые можно сделать по итогам конференции, таковы: Министерству транспорта как можно скорее необходимо отработать законодательство о концессионных соглашениях в отношении аэропортов. Авиапредприятиям — по согласованию с федеральным ведомством разработать возможные формы присутствия частных инвесторов в аэропортах и провести поиск потенциальных партнёров и инвесторов. И, наконец, региональным властям уже сегодня необходимо создавать рабочие группы, рассматривающие все предложения по взаимовыгодному партнёрству государства и бизнеса в аэропортах.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры