Ведро метеоритов за базу данных

Предлагают иркутским учёным

Прокомментировать ситуацию «Конкурент» попросил директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева. Как выяснилось, «чёрные метеоритчики» в последнее время проявляют интерес к столице Восточной Сибири. И готовы платить деньги за ценные метеориты и информацию.

— Вам поступали предложения купить метеорит?

— Периодически такое бывает. Несколько месяцев назад к нам в обсерваторию приходил человек, который мне прямым текстом заявил: «Хотите, я в следующий раз вам привезу ведро обломков Сихотэ-Алинского метеорита?». Он живёт на востоке страны, в Иркутске учится. Параллельно с учёбой этот человек занимается поисками обломков Сихотэ-Алинского метеорита. Видимо, это не сопряжено с какими-то серьёзными трудностями — из заповедника постоянно вывозятся и продаются метеориты. Официально считается, что с момента падения метеорита в 1947 году собрано уже более 10 тыс. фрагментов общим весом 27 тонн. Человек рассказал, что занимается своим промыслом давно и в 2000-2001 годах в день один мог найти 8-10 кг обломков, сейчас наступили времена похуже — собирает всего по 5-6 кг. По его словам, постоянно там орудуют около 20-30 человек. Всё это означает, что на самом деле масса метеорита гораздо больше, чем написано в учебниках.

— Что заинтересовало его в Иркутской области?

— Всплеск интереса к метеоритной теме в нашем регионе начался с 2002 года, когда в небе над бодайбинской тайгой был замечен яркий болид. Крупных фрагментов Витимского метеорита так и не нашли, удалось только собрать пыль из дымно-пылевого следа болида. Сразу после этих событий люди начали приносить в обсерваторию какие-то камни, обломки — у многих появилось подозрение, что это метеориты. Тогда же стали интересоваться нашим болидом и «чёрные метеоритчики».

— Так значит, ваш визитёр интересовался именно Витимским метеоритом?

— Сихотэ-Алинский метеорит — самый доступный, но при этом и один из самых дешёвых. А то, что три экспедиции не сумели обнаружить в тайге ни одного крупного фрагмента Витимского метеорита, только подогревает интерес к нему. Естественно, что этот человек хотел бы получить какую-то информацию о том, где искать метеорит. И вообще, стоит ли его искать? По нашим предположениям, Витимский метеорит уже никто никогда не найдёт — он рассыпался в пыль при взрыве в воздухе.

— Были ли ещё какие-то предложения с его стороны?

— Он интересовался информационной базой Комитета по метеоритам и хотел с нашей помощью каким-то образом попасть в неё. Там зафиксированы все известные места падения метеоритов в РФ, и эта информация для «чёрных искателей» очень кстати. Малоизвестные метеориты ценнее. Кстати, он обещал вернуться с новыми предложениями в октябре-ноябре.

— Насколько прибыльным является, с вашей точки зрения, бизнес «чёрных метеоритчиков»?

— Судить трудно, но некоторые факты наводят на размышление. Представители метеоритного бизнеса готовы, к примеру, оплачивать поездку и труд учёного на месте падения, чтобы тот смог зафиксировать находку. А ведь может оказаться, что найденные фрагменты — и не метеорит вовсе. И тем не менее бизнесмены готовы вкладывать в это немалые деньги.

— У вас в обсерватории хранятся несколько метеоритов. Никогда не поступало предложение продать их?

[ title=»Крупные &1метеоритные&1 преступления России» pos=»abs» width=»40%»]
2003 год — из Волгоградского планетария похищен кусок Сихотэ-Алинского метеорита весом в 50 кг.

2004 год — из Саратовского госуниверситета исчез 125-килограммовый метеорит «Саратов». Позже его куски продавались на европейских аукционах.

2005 год — на польско-украинской границе задержан груз обломков Сихотэ-Алинского метеорита общим весом 529 кг и стоимостью около 1 млн. евро.

В этом же году — из Москов-ского планетария похищен фрагмент Сихотэ-Алинского метеорита весом 40 кг (продажная цена — 50 тыс. долларов).

— У нас пять кусочков Сихотэ-Алинского метеорита и фрагмент метеорита «Царёв». Сихотэ-Алинских фрагментов на рынке много, и в этом смысле они особой ценности не представляют. А вот «Царёва» мне продать предлагали. Дело в том, что все его части находятся у государства и на «чёрном» рынке его нет. Но это не моя собственность. Он, как и другие наши метеориты, был передан по акту в бессрочную аренду нашей экспозиции Комитетом по метеоритам.

— Какую цену давали за «Царёва»?

— Назывались сотни долларов.

— Геохимические лаборатории вправе выдавать справки о подлинности метеоритов?

— Они могут дать справку о составе вещества. И на основании этих данных сделать вывод — земной это минерал или внеземной. Но метеорит должен быть внесён в международный каталог, а правом на это обладает только Комитет по метеоритам (20% находки при этом должны остаться у учёных. — «Конкурент»). Конечно, фиксация в каталоге не важна для некоторых покупателей, но тогда возникает вероятность приобретения вместо метеорита, к примеру, сплава чугуна или земного минерала. Гарантии подлинности экспертизы не даст никто. Потому что такую бумагу могу написать и я, не являясь геохимиком, если, конечно, хватит совести. А насчёт «липовых» метеоритов говорит статистика: из каждой сотни обнаруженных людьми метеоритов 1-2 оказываются настоящими. На мой взгляд, сертификация Комитета по метеоритам является самой качественной. Поэтому мне кажется странным утверждение иркутских продавцов, что их метеориты сертифицированы. Скорее всего, в лучшем случае есть только некая геохимическая экспертиза. Опять же остаётся вопрос: кем она была сделана?

— Получается, что Комитет по метеоритам не может сегодня никаким образом влиять на метеоритные потоки на Земле?

— Это печальный факт, но без средств на закупку метеоритов комитет беспомощен. И если мода на метеориты усилится, то вполне возможно, что редкие экземпляры уйдут в частные коллекции, минуя учёных. А для покупателя, даже самого искушённого, метеорит имеет только коллекционную ценность. К примеру, марсианские метеориты стоят очень дорого, но подлинный интерес они представляют только для учёных — в них найдены некие микровключения, которые некоторыми учёными принимаются за остатки ископаемых организмов этой планеты.

— Вам поступали предложения купить метеорит?

— Что заинтересовало его в Иркутской области?

— Так значит, ваш визитёр интересовался именно Витимским метеоритом?

— Были ли ещё какие-то предложения с его стороны?

— Какую цену давали за «Царёва»?

— Назывались сотни долларов.

— Геохимические лаборатории вправе выдавать справки о подлинности метеоритов?