издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Счастье – в бегах

Мода на лошадей быстрым галопом врывается в Иркутскую область, быть на коне хотят люди различного возраста и социального положения. Стремительно начинают развиваться конный спорт, туризм и прокат лошадей. С такой же скоростью появляются частные конюшни, грациозных обитателей которых везут даже из-за границы, оставляя у иностранных конезаводчиков десятки тысяч долларов. Любовь иркутян к лошадям буквально не знает препятствий: ей не мешает сибирский климат, отсутствие инфраструктуры для занятий конным спортом и содержания лошадей, нехватка специалистов, начиная от тренеров и заканчивая ковалями. Во время подготовки материала «конной лихорадкой» переболела и корреспондент «Конкурента» ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

То, что лошади вновь оказались в центре повышенного внимания, заместитель председателя совета Федерации конного спорта Иркутской области Ольга Тихомирова считает закономерностью. «Прошло то время, когда люди шли от лошади к машине. Идёт возвращение к старым ценностям, — говорит она. — Кони снова используются в сельском хозяйстве, оздоровлении и туризме, на отдыхе. В Великобритании на главных скачках присутствует королевская семья. Содержать лошадь считается хорошим тоном». Для многих коневладельцев Иркутской области их трепетные подопечные — в первую очередь способ улучшить качество своей жизни, ведь верховая езда повышает жизненный тонус.

Пиар-директор Иркутского клуба любителей верховой езды «Кавалькада» Ольга Малимонова считает, что новая мода появилась в том числе и благодаря президенту Путину, который не так давно стал владельцем арабских скакунов. Лошадь такой породы (а цена такой лошади может достигать 100 тыс. долларов) есть и в Иркутске. Броминга содержится на частной конюшне на ипподроме и, по сведениям «Конкурента», принадлежит генеральному директору ОАО «Иркутскнефтепродукт» Александру Таракановскому.

«Цена лошади зависит от её породы, родословной, физического состояния, подготовки и наличия наград, — говорит владелец имения «Заречное» Сергей Перевозников. — Беспородные лошади стоят от 500 долларов, породистые — от 1000 долларов». В Иркутской области есть кони, за которых заплачено по 90-100 тыс. долларов. Областной центр может похвастаться жеребцами ахалтекинской породы, они недавно появились в Иркутске и принадлежат коневладельцу Новосёлову. Есть несколько лошадей английской верховой породы, которая считается самой быстрой; орловской рысистой — эти красивые кони создавались специально для богатых экипажей.

Лошади таких пород появляются в областном центре благодаря состоятельным людям, среди которых начитывается несколько десятков коневладельцев. В их числе генеральный директор ОАО «Объединение «Ермак» Олег Геевский, экс-ректор ИГМУ Аскольд Майборода, а также руководитель управления Роснедвижимости по Иркутской области Юрий Вахрин. Последний, кстати, сам является хорошим наездником. И на прошедших нынешним летом бегах тандем Юрия Вахрина и его жеребца Амфитеатра был признан лучшим.

Наездник третьей категории Оксана Голосеева лошадьми увлекается с третьего класса, когда впервые пришла с отцом на бега. Говорит, что ей нравится скорость. Раньше Оксана работала на ипподроме, сейчас приходит сюда после основной работы. Она очень любит своего Наполеона, вместе с которым завоевала второе место на бегах на приз губернатора Иркутской области.

Лошади спортивных пород подразделяются на рысаков, или рысистых, и скаковых. Первых обычно запрягают в «качалки», бежать такая лошадь на соревнованиях может только рысью. Помимо орловских в Иркутске есть американские рысистые. Скаковые, напротив, могут пуститься только в быстрый галоп. Самый яркий представитель породы — английская верховая.

Конный спорт считается одним из самых дорогих нетехнических видов спорта. Содержание лошади, предназначенной для скачек и бегов, составляет порядка 15 тыс. рублей в месяц. «Ею занимаются минимум два человека: один ухаживает, второй тренирует», — говорит владелец «Заречного». Плюс корма, добавки, регулярные выезды на различные соревнования. Наездник первой категории Василий Иванов рассказал, что на подготовку скакуна в среднем уходит один год. Годам к пяти-шести он получает такое количество травм и болячек, что призовым уже быть не может, говорит Сергей Перевозников.

Владельцы элитных скакунов считают, что затраты на содержание коней оправданы: призовые фонды на скачках достигают 100 тыс. рублей за первое место. Часто лошадей везут в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, который славится большим призовым фондом. В нынешнем году впервые на ипподроме прошли скачки на приз губернатора Иркутской области, это событие собеседники «Конкурента» считают знаковым для развития этого вида спорта в регионе.

Для конного спорта, элементами которого являются конкур — преодоление препятствий, выездка и кросс — скачки с преодолением препятствий, используются полукровные лошади с примесью рысаков. Они более устойчивы, меньше болеют, лучше работают. «Можно купить арабов и текинцев, но они в Сибири мёрзнут», — говорит Ольга Малимонова.

Научиться выездке и конкуру можно в секциях конного спорта фонда Тихомировых, который сейчас базируется в деревне Грановщина Иркутского района, и в Иркутском клубе любителей верховой езды, который пока прописался на городском ипподроме. Но даже две этих организации не могут принять всех желающих — слишком высок спрос. Несмотря на то, что стоимость занятия составляет от 200 рублей, руководители признаются, что не зарабатывают на своём бизнесе больших денег. Фонд существует за счёт грантовых и спонсорских средств. Содержание лошади без затрат на аренду обходится минимум в 5 тыс. рублей в месяц. Амуниция — уздечка, спортивное седло и другое — стоит не менее 20 тыс. рублей. А сам будущий всадник должен потратить около 10 тыс. рублей на бриджи, сапоги, перчатки и каску.

Опрошенные «Конкурентом» эксперты говорят, что конный спорт в Иркутске развивается вопреки обстоятельствам. Самая главная проблема — отсутствие в областном центре инфраструктуры для содержания лошадей, обучения конному спорту и проведения соревнований высокого уровня. На иркутском ипподроме пока работают только три конюшни. По словам директора ипподрома Виктора Перфильева, необходимо полностью перестроить трибуны, сделать их крытыми, построить спортивное кафе, где любители скачек могут смотреть трансляции бегов из других стран. Ольга Малимонова добавила, что климат в Сибири очень жёсткий, а необходимая нагрузка для лошади при любой погоде составляет два часа. Поэтому желателен ещё и крытый манеж, считает она.

Вторая проблема — отсутствие специалистов по уходу за лошадьми. Сергей Перевозников отметил, что по пальцам одной руки можно пересчитать ветеринаров, ковалей, специалистов по объездке, мастеров-наездников. Ольга Тихомирова добавила, что мировые стандарты содержания лошадей и требования к специалистам за последнее время очень поменялись, за ними могут уследить не все, ведь конный спорт в нашей стране в течение трёх десятилетий был в провале.

Тем не менее эксперты уверены в светлом будущем конного спорта в Иркутской области. Понятно, что славы Рублёвского шоссе, где на двух домовладельцев приходится одна частная конюшня, Иркутской области не достичь. «Но конный спорт будет развиваться и дальше, — считает Ольга Тихомирова. — Это объективный процесс». Интерес к лошадям растёт. Их владельцы всё чаще вспоминают о том, что иметь лошадь не только престижно, но и полезно для здоровья. Недалёк тот час, когда прогулки верхом будут не менее популярны, чем бег трусцой, говорят эксперты.

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры