издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутский учительский институт

Лев Петрович Меньшиков… Один из лучших представителей плеяды великих педагогов Байкальского региона. Пятьдесят пять лет отдано им труднейшему и сложнейшему, но благородному и жизненно важному делу — педагогической деятельности. Учитель истории, директор школы, заведующий районным и городским отделами народного образования, руководитель образования нашей области. Депутат городского и областного Совета, член бюро обкома иркутской комсомолии, Лев Петрович везде был настоящим полпредом патриотического воспитания.

В период его руководства областным образованием была открыта первая школа в посёлке Звёздный на Байкало-Амурской магистрали, развивалась сельская и малокомплектная многопрофильная практико-ориентированная школа, окрепла учебно-методическая база школьного дела. Его идеи управления сельской школой через Учебный округ горячо поддержаны и внедрены в практику педагогами области.

Почти двадцать лет Лев Петрович работал в Иркутском институте повышения квалификации работников образования, возглавлял музей народного образования имени А.Н. Антипина и областное отделение педагогического общества России. Благодаря ему создана галерея «Замечательные педагоги Иркутской области», полный список всех заслуженных работников образования Российской Федерации и РСФСР, материалы по истории народного образования Иркутской губернии и Иркутской области и множество других бесценных в историческом плане сведений.

Лев Петрович Меньшиков — автор более сорока научных работ и публикаций, в том числе книг «Народное образование Иркутской области 1937 — 1999 гг.», «Педагогические учебные заведения Иркутской губернии», свыше тридцати лет он выступал на страницах газеты «Восточно-Сибирская правда». Публикуемая сегодня в сокращении статья является последней работой Льва Петровича, но не окончательной, потому что остались его идеи и планы, ученики и коллеги, незабвенная память о нём.

Лев ДАМЕШЕК, ректор ИПКРО, профессор

Экономический подъём в России в конце ХIХ — начале ХХ веков вызвал серьёзные изменения в общественно-политической и социальной жизни общества. Среди населения повысился интерес к культуре, к грамотности. На этом фоне довольно быстрыми темпами продолжала расти не только сеть одно- и двуклассных начальных школ, но и школ повышенного типа: городских школ, прогимназий, ведомственных заведений.

Применительно к Иркутской губернии сеть школ повышенного типа состояла на рубеже ХIХ-ХХ веков из городских четырёх- и пятиклассных училищ в Иркутске, двуклассных городских в окружных городах: Балаганске, Верхоленске, Киренске и Нижнеудинске, а также из прогимназий ведомственных и частных учебных заведений.

Быстрый рост этих учебных заведений выдвинул на повестку дня вопрос об обеспечении их педагогами соответствующей квалификации. Учителя — выпускники учительских семинарий, педагогических классов и курсов уже не могли обеспечить необходимый уровень преподавания. Подготовка преподавательского персонала для городских (а в некоторых местах ещё сохранившихся уездных) училищ, а затем сменивших их в 1912 году высших начальных училищ была возложена Министерством народного просвещения на особые педагогические школы, названные учительскими институтами.

История российских учительских институтов берёт начало в 1817 году, когда при главном педагогическом институте был открыт учительский институт, просуществовавший, правда, только до 1822 года, а затем — с 1838 года по 1846-й.

Новая жизнь этих учебных заведений началась 31 мая 1872 года, когда Министерство народного просвещения утвердило для них положение. Институты были бессословными, мужскими, закрытого типа с обязательным проживанием в общежитиях. Поступали в институт в основном дети народных учителей, в своё время окончивших учительские семинарии. Продолжительность обучения была установлена в три года, по окончании института выпускник получал звание «Учитель городского училища». Каждый выпускник должен был отработать по назначению 6 лет, по два года за год обучения, при самостоятельном же выборе места работы он должен был компенсировать институту расходы по обучению — по 225 руб. за каждый год.

История открытия и непродолжительной деятельности Иркутского учительского института началась на несколько десятилетий позже создания аналогичных учебных заведений в европейской части России. Первый для Сибири учительский институт был открыт в университетском городе Томске только в 1902 году. Вторым был учительский институт в Иркутске, открытый в 1909 году.

Иркутский учительский институт распоряжением Министерства народного просвещения был открыт 1 июля 1909 года, находился он вместе с принадлежащим ему двуклассным городским училищем в ведении этого Министерства и содержался за счёт казначейства. В повседневной деятельности институт подчинялся учебному отделу при управлении генерал-губернатора. Размещался институт, как и многие другие учебные заведения Иркутска того времени, из-за отсутствия собственного здания в арендованных помещениях.

Под институт была арендована усадьба домовладелицы В.М. Борисовой по ул. Дёгтевской (ныне Российской), № 4. Состояла усадьба из двух двухэтажных и одного одноэтажного деревянных зданий. В этих зданиях в очень стеснённых условиях были размещены классы института и двуклассного училища, мастерская ручного труда, библиотека, комната для хранения учебных пособий, а также кухня, столовая, буфет, гардероб, канцелярия, учительская и квартиры для педагогов.

Учебная база института была представлена фундаментальной библиотекой в 1111 названий книг, ученической библиотекой в 926 книг, приборами и пособиями по физическому кабинету в 362 названия и по естественно-историческому кабинету в 48 наименований. Однако эта учебная база не отвечала возрастающим потребностям учебного процесса, поэтому большинство лабораторных работ по физике, химии, биологии проводились в промышленном и уездном училищах, а при изучении гуманитарных предметов использовался библиотечный фонд мужской и женской гимназии.

По состоянию на 1912 год институт не имел пансиона, общежития и ученических квартир. Все студенты института жили на частных квартирах. Правда, в воспоминаниях бывших выпускников института упоминается общежитие, расположенное в полуподвальном помещении на углу улиц Троицкой и Дёгтевской (ныне — 5 Армии и Российской). На казённое содержание ежегодно ставилось 20 первокурсников, на каждого из них в год было запланировано по 200 рублей, получали же они стипендию ежемесячно по 16 рублей 66 копеек. При институте была организована столовая, стоимость обедов в которой за год в 1909-1910 годах составляла 7 рублей, из которых 4 рубля платили студенты, а 3 рубля — институт.

Первым директором учительского института был Пётр Николаевич Жданов, преподаватель математики, окончивший Петербургский университет, коллежский секретарь по табелю о рангах, что соответствовало воинскому званию штабс-капитана.

Педагогический состав института был небольшим — всего 12 человек, из них 7 человек по штату и 5 — по найму (совместители). Профессиональный уровень преподавателей был очень высоким.

Шесть из семи учителей имели классные чины. Врач института окончил Томский университет. Законоучитель окончил Казанскую духовную академию. Из двух учителей городского училища один окончил Оренбургский учительский институт, второй — Иркутскую учительскую семинарию.

Учебные программы института были выше по своему уровню программ мужской гимназии, приближаясь по уровню к высшему учебному заведению. Выпускники института могли работать не только в городских четырёхклассных и высших начальных училищах, но и в средних учебных заведениях.

Структурным подразделением учительского института было двуклассное народное училище. Комплектовалось оно мальчиками из малообеспеченных семей. Обучение было частично платным — 10 рублей в год с каждого ученика. Всего учеников по состоянию на 1912 год было 42. В 1913 году в училище было открыто монгольское отделение, в котором русскому языку обучалась небольшая группа юношей из Монголии. Одним из учеников этого отделения был Чойбалсан, впоследствии вождь монгольского народа.

В непродолжительной истории учительского института просматривается два этапа: первый — с 1909 по 1917 года, второй — с 1917 по 1921 года. На первом этапе деятельности института в процессе обучения никакой специализации не было — все студенты обучались по единому учебному плану: закон Божий, педагогика и дидактика, русский и церковно-славянский языки, математика, история, география, физика, естествознание, рисование-черчение, пение и по выбору — ручной труд.

Курс обучения в институте продолжался три года и разделялся на три последовательных класса, между которыми и распределялись учебные предметы, предусмотренные положением об учительских институтах. Нормативное время для прохождения курса каждого класса было установлено в один год.

Большое внимание уделялось педагогической практике в двуклассном городском училище. Сначала студенты второго класса посещали уроки по всем предметам в училище, а начиная с третьего класса давали пробные уроки.

Второй этап в жизни института был связан с преобразованиями в российском обществе с февраля 1917 года. Произошли изменения в управлении институтом. На смену назначаемого директора пришёл выборный. Первым выборным директором в 1917 году стал А.М. Ремизов, ранее работавший в этом же институте в качестве преподавателя русского языка и словесности.

В связи с демократизацией общественной жизни осенью 1917 года был открыт приём в институт женщин, окончивших педагогические классы при средних учебных заведениях. В последнем выпуске института в 1920 году среди восемнадцати выпускников было семь женщин.

В том же 1917 году произошла реорганизация института, была введена специализация, что привело к созданию трёх отделений: физико-математического, историко-литературного, естественно-географического. Для чтения лекций на отделениях по специальным предметам приглашались преподаватели из других учебных заведений города.

Несмотря на реорганизацию института основная часть педагогов продолжала в нём работать. Среди них Тереховский П.М. — преподаватель педагогических дисциплин, Линьков А.И. — преподаватель истории, Детищев А.П. — преподаватель физики, упомянутый Ремизов А.С. С 1912 года институт стал делать выпуски с распределением по территориям, входящим в состав Иркутского генерал-губернаторства. Из первого выпуска трое уехали в Енисейскую губернию, трое — в Якутскую область, один — в Забайкальскую область и только трое остались в распоряжении директора народных училищ Иркутской губернии. Всего за время своего существования институт подготовил более 150 учителей. Деятельность учительского института в г. Иркутске была непродолжительной. 20 августа 1920 года он был преобразован в институт народного образования (ИНО) с задачей готовить учителей с высшим образованием для начальной школы.

Институт был переведён в здание второй женской гимназии им. И.С. Хаминова (ул. Желябова). В 1921 году институт народного образования, по предложению наркомпроса, влился в Иркутский университет, а в 1931 году выделился в самостоятельный педагогический институт (ныне ИГПУ).

Небезынтересна судьба зданий, в которых более 10 лет находился учительский институт. В 1922 году в них разместился второй в городе детский сад, носящий имя Инессы Арманд. Позднее и до 70-х годов в нём размещался дошкольный детский дом. А сейчас на этом месте «визитная карточка» г. Иркутска — дом архитектора Павлова.

К учительским институтам, как учебным заведениям, в нашей стране вернулись в 1934 году, когда начался переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Эти институты с двухлетним сроком обучения готовили учителей для 5-7 классов по всем основным специальностям.

В г. Иркутске такой институт был открыт в 1934 году, в г. Тулуне — в 1939 году. За двадцать с лишним лет работы они выполнили стоящие перед ними задачи и были закрыты в 1956 году.

На снимках: здание учительского института; студенты третьего курса учительского института, 1914 год.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры