издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три века одного посёлка

Нынешним летом Качуг отметил своё 320-летие. Для сибирского селения — срок немалый. Три века истории посёлка — это три века истории Сибири.

Вот что пишет календарь-справочник по Сибири за 1911 год: «Качуг, в 36 верстах от Верхоленска, расположен на правом берегу реки Лены, небольшое село, но самый оживлённый торговый пункт верховья Лены; служит складочным местом товаров и припасов, отправляемых по Лене сплавом, пароходами и зимой гужом. Жителей около 500 человек, занимаются извозом, сплавом и земледелием. Церковь во имя Николая Чудотворца, 2-классное училище Министерства народного просвещения. Резиденция крестьянского начальника и станового пристава. Здесь же волостное правление и почтово-телеграфная контора».

Название Качуг произошло от эвенкийского кочо — излучина, изгиб реки, мыс. Река Лена на этом участке не только имеет множество излучин, но и делает изгиб, поворот с западного направления на север. Поначалу в разговорной речи употреблялось просто Качиг, позднее укрепилось название Качуг.

Когда масло дороже золота

Изначально Качуг и окрестные деревни, входившие в Верхоленский уезд, занимались сельским хозяйством. Особенно было развито производство хлеба. По данным статистики, в 1868 году в Манзурской волости, в состав которой входил Качуг, насчитывалось 69 водяных мельниц. Ещё интересный момент — все эти мельницы содержались жителями вскладчину или артелями. В одном только Качуге работало 15 водяных мельниц. Хлеб использовался для своих нужд, поступал в продажу и частным лицам, и государству. Ещё часть закупалась для золотых приисков в Олёкминском округе Якутской области и для мелочной меновой торговли между поселениями Киренского округа.

Хлеб в основном складировался на пристанях Ленского бассейна (Качугская и Верхоленская пристани и в Жигалово).

Начиная с 1834 года в Качуге ежегодно проводились торговые ярмарки. Открывались они 25 апреля и заканчивались 15 мая. На ярмарку приезжали жители Манзурки, Харбатова, Бирюльки, Залога, Анги, Больших Гол, бурятских улусов. Например, на ярмарку 1894 года в Качуг привезено 15759 пудов самых разных товаров на сумму 97160 рублей. Продано 4556 пудов на 29698 рублей. Во время ярмарок жизнь в Качуге становилась насыщенней — народ вечерами на берегу Лены жёг костры, плавал на лодках и всячески веселился.

— Качугский район изначально сельскохозяйственный, — говорит Павел Козлов, мэр Качугского района. — В своё время на территории района находилось 11 сельхоз-предприятий. Из них работают стабильно пять-шесть. Сегодня приходится очень много тратить средств на обработку земли — дороговизна ГСМ, изношенная техника. Чтобы земля давала урожай, в неё нужно вкладывать и вкладывать…

Сегодня ООО «Анга» — наиболее стабильно работающее сельхозпредприятие в районе. Там и теперь засеивают 3200 га зерновыми, 400 голов дойного стада, всего 1500 голов крупнорогатого скота. И хотя значительно увеличилась сумма дотаций на сельское хозяйство района (с 213 млн. рублей до 700 млн. рублей), сельское хозяйство живёт тяжело, ведь Сибирь — зона рискованного земледелия.

— И всё-таки перспективное направление в районе — развитие сельского хозяйства, — уверен Павел Козлов. — Особое внимание — личным подсобным и крестьянско-фермерским хозяйствам. На этом пути есть подвижки, ряд таких вот хозяйств в этом году сработал удачно, с прибылью…

Один из главных способов развития подсобного хозяйства — развитие потребительской кооперации. Прежде всего необходимо выстроить отлаженную систему закупки продукции у крестьян. Тут качугцы не стоят на месте. Если в прошлом году у частников было закуплено 476 тонн молока, то за восемь месяцев нынешнего — уже 784.

Потребительская кооперация поставлена в районе на серьёзную основу. По Иркутской области Качугская потребкооперация прочно держит первые места по объёму производимой продукции. В районе действует 88 торговых точек потребкооперации, это 122 млн. рублей выручки в год. Наверное, поэтому цены в Качуге на продукты ниже, чем где бы то ни было в Иркутской области. Поесть в столовой (первое, второе, третье) можно на 50-60 рублей. В магазинах мясо, колбаса, хлеб, овощи — всё местного производства. Ассортимент невелик, но всё вкусное, основательное, недорогое и настоящее, даже газировка местного производства — забытые теперь уже «Буратино» и «Дюшес», приготовленные на настоящем сахаре и натуральном сырье.

В одиночку крестьянину сложно доставить свою продукцию до потребителя, тут нужна вертикально интегрированная структура. Сегодня уже закончены переговоры и практически решена судьба Качугского маслозавода. Скоро он войдёт в состав ОАО «Янта», качугское молоко пойдёт на Иркутский молзавод. Качугцам не придётся тратиться на доставку молока в Иркутск. Правда, неизвестно, вернётся ли знаменитое качугское сливочное масло на прилавки областного центра.

Надо сказать, что по качеству сибирское масло всегда было вне конкуренции на европейских рынках. Иностранные монополии всячески старались занизить истинную цену сибирского масла. Отдельные заграничные фирмы доходили до прямого подлога — подменяли наше масло низкими сортами своего, а сибирское выдавали за продукт собственного производства. Потому как сибирское сливочное масло отличалось высокими вкусовыми качествами. Так же и на иркутском рынке некоторые продавцы масло, привезённое из Германии, выдавали за качугское, чтобы продать третьесортный продукт по более высокой цене. Вот что писал Пётр Столыпин в 1910 году в рабочей записке правительству Российской империи: «Весь наш экспорт масла на внешние рынки целиком основан на сибирском маслоделии… Сибирское маслоделие даёт золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».

Ещё одно перспективное направление для района — глубокая переработка леса. Вывоз древесины кругляком по нынешним временам стал невыгоден из-за отдалённости лесосырьевой базы. Потому в районе появились фирмы, которые вкладывают деньги в развитие лесопереработки. А это и рабочие места, да и отходы от лесного производства можно пускать на отопление школ, библиотек, больниц и прочих объектов соцкультбыта. Получается дешевле, чем отапливать углём по 400 рублей за тонну.

Качуг расположен на двух берегах. Ещё в советское время был построен автомобильный мост через Лену. Построен выше Качугской судоверфи, чтобы спущенным на воду судам можно было свободно идти на север, не минуя мост. Нынче, когда судоверфи больше нет, встал вопрос о более коротком сообщении между частями посёлка. Чтобы попасть с левого берега на правый, где расположен административный центр, людям приходится добираться на двух автобусах. Так было принято решение построить пешеходный мост через Лену. В скором времени его строительство закончится.

Самая большая головная боль для пред-принимателей и простых жителей района — отсутствие налоговой инспекции. Год назад районную налоговую инспекцию расформировали, а все бумаги по Качугскому району передали в налоговую службу Иркутско-сельского района. Вот и приходится теперь людям мотаться за каждой и с каждой бумажкой за 260 километров в один конец.

«СОБР» в подчинении у мэра

Всего только с января в Качуге мэром Виктор Липаткин. Всего с января в России действует новое государственное устройство, когда каждый посёлок, каждая деревня может выбирать своего мэра, свою Думу. Не знаю, как на других территориях, но в Качуге новая форма самоуправления приносит плоды.

— Я сельхозник, — говорит про себя Виктор Иванович. — Поэтому привык делать, а не говорить.

Виктор Липаткин — уроженец Качуга. Управленец старой, ещё советской закалки, с тремя высшими образованиями, в последнее время, до того, как народ избрал его мэром, командовал одним из сельскохозяйственных предприятий. Кстати, в Качуг окончательно Виктор Иванович так пока и не переехал, а продолжает ездить на работу в районный центр за 18 километров. Вообще, Липаткин — человек в Качуге известный и уважаемый. На выборах опубликовал всего одну маленькую агитку в местной газете, и на этом вся его избирательная кампания закончилась. Доверие за месяц предвыборной агитации не заработаешь. А настоящее, заработанное годами уважение земляков помогает мэру районного посёлка творить маленькие чудеса на своей родине.

Качуг — посёлок ухоженный. По рассказам местных жителей, ещё год назад всё было совсем не так. На улицах царило засилье коров — животные спали на автобусных остановках, дороги и тротуары были в коровьих лепёшках. Пришлось проводить серьёзную разъяснительную работу среди владельцев скота. За восемь месяцев этого года в Качуге отремонтировано восемь километров дорог. Потом изыскали возможность расчистить стадион. Каким образом?

— У меня две силы, на которые я опираюсь в своих начинаниях, — рассказывает Виктор Иванович, — это моя команда и «СОБР» — специальный отряд быстрого реагирования…

«СОБР» — это армия местных «алконавтов», тех, кого в городе принято называть бичами и бомжами. Однажды Липаткин собрал всю эту праздношатающуюся публику и объявил примерно следующее: «Хватит промышлять стопари, пора пользу приносить родному посёлку». Оказалось, бичи — народ податливый и внушаемый. Весьма быстро разношёрстная публика превратилась в маленькую трудовую армию, вооружённую лопатами, метлами, тачками. И ничего, работают вместо беспробудного пьянства. Расчёт раз в неделю. Но тут есть маленькая хитрость. Мэр Липаткин трудармии на руки наличные не выдает, деньги получают их дети.

Чтобы сделать маленькое чудо и навести порядок, нужно людей в этом заинтересовать. Как? Администрация посёлка объявила конкурс на звание «Лучшая усадьба». Грамоты, ценные подарки будут вручаться по итогам 2006 года. Уже сейчас люди стараются не только держать в чистоте свой дом, но и подать его в выгодном, красивом виде. Виктор Иванович уверен, что в своём доме человек должен наводить порядок сам, не дожидаясь, пока за него это сделают марсиане. К этому и призывает земляков, бывает иногда даже с помощью экспрессивно окрашенной лексики. Но земляки не обижаются — ведь по делу говорит мэр.

Нашёл Виктор Липаткин и предпринимателей среди земляков, которые не равнодушны к своему посёлку. Нашёл к ним подход.

— Насильно мы никого не тянем, — говорит Виктор Иванович. — Мы сразу говорим: ребята, 90% — это ваша составляющая, 10% — наша. Мы организуем, вы финансируете…

Коммерческий люд с охотой спонсирует различные мероприятия районного масштаба. Ведь практически все предприниматели тоже качугцы. А как же, ведь это чистой воды реклама, только действенней, чем по телевизору или через газету. Проспонсировал праздник на рубль, а завтра получил выгоды на десять рублей — на праздниках народ имеет возможность увидеть товар лицом. Финансовую сторону нынешних сельских игр полностью на себя взяли коммерсанты. Призовые места были отмечены видеомагнитофонами, телевизорами и прочей нужной бытовой техникой.

— 131-й закон (Закон о местном самоуправлении. — Авт.) правильный, — рассуждает мэр Липаткин. — Правильный для тех, кто хочет работать на свою землю, на свою родину, можно и с малыми средствами навести порядок в своём доме…

Сегодня у Качуга есть свой герб. Ещё один герб — Российской Федерации — стоит в углу кабинета мэра Липаткина. Хотели повесить на здание мэрии, да прокуратура не разрешает — символ государственности не положен органам местного самоуправления первого уровня. Так-то вот, не положены атрибуты государственности маленькой его ячейке, на которой всё это государство и держится…

Иркутск — Качуг

Фото автора.

При подготовке статьи были использованы материалы из книги Алексея Белоусова «Качуг. Страницы истории».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры