издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Для «эконом-класса»

Клиническому алкоголику не по карману легальная водка

Волна алкогольных отравлений в Иркутской области пошла на спад. Постановлением мэра Ангарского муниципального образования режим ЧС заменён на режим повышенной готовности. Тем не менее в режиме ЧС продолжают жить Шелехов, Черемхово, Куйтунский район, Усолье- Сибирское и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.

«Ситуацию удалось стабилизировать благодаря целому комплексу мер по пресечению распространения суррогата, — заявил начальник информационно-правового отдела управления МЧС по региону Пётр Лошаков. — Изъято более 200 тонн суррогата, и этот процесс продолжается». По области зарегистрировано 2598 случаев отравления. В больницах находятся 1255 человек, из них 176 — в тяжёлом состоянии. Умерло от отравления суррогатным алкоголем 85 человек, трое — за последние сутки. За те же сутки в больницы области поступило 83 человека. Это, конечно, много, но в три раза меньше, чем в пик заболеваемости. Как рассказал Пётр Лошаков со ссылкой на председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, первого вице-губернатора Юрия Параничева, режим повышенной готовности в Приангарье будет отменён, как только острота ситуации спадёт до нескольких обращений в день. Сегодня на сессии Законодательного собрания пройдёт «Депутатский час», где чиновники и парламентарии в очередной раз рассмотрят ситуацию по заболеваемости токсическим гепатитом, вызванным употреблением спиртосодержащей жидкости.

В Иркутске от токсического гепатита умерло 9 человек, все они были больны туберкулёзом или ВИЧ-инфекцией. «Иммунитет у этих людей уже был снижен, поэтому нужно ещё доказать, что смерть наступила из-за отравления, — говорит начальник отдела по делам ГО и ЧС управления по мобилизационной подготовке и гражданской обороне Пётр Курчинский. — Этот факт мешает инкриминировать продавцам суррогата часть 2 статьи 238 УК РФ, предусматривающую ответственность за «сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, повлёкших смерть людей». Если удастся это сделать, бутлегерам может грозить лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

Вопрос, откуда в Иркутскую область попала смертоносная жидкость, пока остаётся без ответа. Органы УВД проводят расследование. Однако главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко заявил, что Роспотребнадзор выявил пять предприятий, продукция которых использовалась для производства суррогатного спирта. Это, в частности, Александровский завод бытовой химии во Владимирской области. Большой объём спиртосодержащей жидкости поступал также из Беслана.

По данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, с 1 сентября от употребления некачественного алкоголя в России скончалось 360 человек. За два последних месяца в 15 субъектах РФ было зарегистрировано более восьми тысяч случаев отравления суррогатом.

По мнению главного санитарного врача России, необходимо принимать меры против алкоголизации страны. Например, закрывать половину заводов, производящих технический спирт, и ввести государственную монополию на все сферы алкогольного бизнеса. У этой идеи много сторонников. На волне отравлений в Госдуме началась активная разработка законопроекта о введении госмонополии не только в производстве, но и в розничной продаже алкоголя.

Рынок алкогольной продукции давно пора упорядочить. Сейчас нет единого органа, который контролировал бы этот рынок централизованно. За ним следят несколько министерств и ведомств — Минфин, Роспотребнадзор, ФНС, МЭРТ и другие. А у семи нянек дитя без глазу. Особенно наглядно это показал летний алкогольный кризис, связанный с введением Единой государственной автоматизированной информационной системы учёта производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Виновных в том, что система не работает, правительство не может найти до сих пор. Получается, что свой прокол государство пытается исправить очередным ужесточением административных мер.

Однако речь идёт только о легальном рынке. По словам директора по маркетингу и продажам «Моспродукта» Александра Гурьева, оптовая цена самой дешёвой бутылки водки класса «эконом» составляет 55 рублей. Это оправданная цена, примерно 35 рублей с бутылки составляет акциз, добавьте к этому стоимость самой бутылки, этикетки, стоимость спирта, воды и так далее. В магазине она не может стоить меньше 60 рублей. С нового года ожидается дополнительное 15-процентное увеличение акциза на алкогольные напитки крепостью до 25 градусов.

Клинический алкоголик не будет покупать в магазине водку за 60 рублей, это для него слишком дорого. Он будет искать дешёвое пойло из-под полы. А если будет спрос, будет и предложение. После того, как «комплексные меры» по борьбе с суррогатом будут ослаблены, бутлегеры найдут новый выход на теневой рынок. Вопрос только, какой…

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры