издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Извечный поединок с вирусом

Искусственно стимулируемый в живом организме иммунитет против опасных инфекционных заболеваний — одно из великих открытий человеческого интеллекта. Оно предотвратило не одну трагедию планетарного масштаба и продолжает страховать людское сообщество от тяжелейших последствий перенесённых недугов, в том числе и от преждевременных смертей. Давно став актом обычной врачебной профилактики, обернувшись знакомыми с детства прививками, оно, это открытие, конечно, лишилось налёта таинственности. Но не утратило способности всякий раз, как наше легкомыслие берёт верх над осмотрительностью, жёстко напоминать о себе. Один из примеров не столь далёкого времени: в 90-х годах минувшего века развернулась острая полемика по поводу необходимости прививок против дифтерии. До сих пор на памяти статьи высокого эмоционального накала в прессе, доказывавшие бесполезность и даже вред от «вторжения в организм чужеродного белка». Многие тогда встали под знамёна воителей против вакцинации вообще и прививок против дифтерии в частности. Результат — грозная эпидемия тяжелейшего недуга, прокатившаяся по всей стране, в том числе и по Приангарью. Особенно тяжело хворали взрослые, лишённые иммунитета: проходящая как бы по разряду детских болезней, дифтерия собрала в конце прошлого века по России немалую жатву. Хорошо, что горький урок пошёл впрок: прививки против дифтерии, доказав свою необходимость, заняли положенное им место в национальном календаре вакцинации населения и являются обязательными в детском возрасте. Только так недуг, прогноз которого часто бывает неблагоприятным, удалось укротить.

Национальный календарь профилактических прививок — надёжный, но своеобразный щит, призванный служить безопасности любого государства. О его отечественной специфике, а также о коррективах, внесённых в российскую программу вакцинации в связи с реализацией национального приоритетного проекта «Здоровье», мы говорим со специалистом главного управления здравоохранения администрации Иркутской области Еленой Анатольевной НИКИТИНОЙ.

— Наш действующий календарь профилактических прививок утверждён Министерством здравоохранения в 2001 году. Одновременно с ним принят и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

— То есть это разные вещи?

— Да, абсолютно разные. По национальному календарю профилактических прививок в обязательном порядке вакцинируются против ряда инфекционных заболеваний все дети и взрослые, у которых нет к тому противопоказаний по состоянию здоровья. Что касается вакцинации по эпидемическим показаниям, то она осуществляется в период эпидемий (к примеру, каждый год — против гриппа), а также на территориях, как мы говорим, эндемичных по тем или иным заболеваниям (для Приангарья — прививки против энцефалита).

— Природа распорядилась таким образом, что мы приходим в этот мир безоружными против множества опасных вирусов. Похоже, поединок человечества с ними вечен, как вечна сама жизнь. И если не вирусы и бактерии, а мы, люди, всё-таки берём верх в этой борьбе, то лишь потому, что нас выручает искусственно обретённый иммунитет. Прививки против каких болезней в обязательном порядке предусмотрены нашим национальным календарём?

— Наш национальный календарь профилактических прививок составлен таким образом, чтобы, вступая в жизнь, человек с первых дней, недель или месяцев был вооружён против туберкулёза, гепатита, коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи и паротита.

— Так много и такого разного чужеродного белка — сразу в только что начавшуюся человеческую жизнь? По силам ли ей выдержать такой натиск?

— По силам. Иммунологи разработали наиболее подходящий возраст для каждой обязательной прививки, то есть учли момент, когда иммунная система ребёнка способна уже ответить на получаемую ею дозу вакцины. К примеру, первая прививка против полиомиелита делается малышу в трёхмесячном возрасте. А против туберкулёза первая — ещё в роддоме, вторая — перед поступлением в школу и третья — в 14 лет. Что касается гепатита, то первую дозу вакцины против этого серьёзного заболевания человечек получает тоже в роддоме, вторую — когда ему исполняется месяц, и третью — в полгода. Я особо хочу ещё раз подчеркнуть принципиально важную позицию: срок каждой прививки глубоко и всеобъемлюще обоснован иммунологами. Никакой педиатр не возьмёт на себя ответственность «привить» малыша по собственному усмотрению.

— Но почему не одна прививка против недуга, а несколько на протяжении детства, отрочества и юности?

— Дело в том, что каждая последующая прививка как бы стимулирует иммунную память организма. Способствует тому, чтобы организм в конце концов обрёл силы противостоять определённым вирусам.

— Елена Анатольевна, но если это так, откуда же у нас в России такая острая ситуация с тем же туберкулёзом? Ведь три прививки против него, казалось бы, должны были подготовить человека к встрече с микробактериями?

— Прививка не может дать полной гарантии от заражения. Ну вот я вам скажу, что третья прививка против туберкулёза бережёт наш организм в течение 20 — 30 лет. Но ведь очень часто случается так, что к сроку своей второй прививки, к своему семилетию, ребёнок подходит уже инфицированным. Туберкулёз — недуг социальный. Дети заражаются от взрослых. И чаще всего — в неблагополучных семьях. Теперь представьте себе, что было бы с гражданским обществом, если бы прививка против туберкулёза выпала из нашего национального календаря.

— Но если и впрямь национальный календарь прививок незыблем, то почему приоритетной проект «Здоровье» включил в себя проблему дополнительной иммунизации? Что это, увеличение количества обязательных прививок против уже предусмотренных календарём болезней или новые недуги, включённые в календарь? Иными словами, «щит» против наших извечных врагов — возбудителей опасных заболеваний дал слабину?

— Действительно, в текущем году вышел приказ Министерства «О внесении изменений в национальный календарь профилактических прививок», в который было внесено новое заболевание и расширен контингент, подлежащий обязательной иммунизации.

— Новое — это какое?

— Это грипп. Согласно приоритетному проекту «Здоровье», против гриппа уже в нынешнем году должны в обязательном порядке бесплатно быть привиты все дети, посещающие дошкольные заведения, и ученики первых — четвёртых классов. Кроме них, все медицинские работники и работники общеобразовательных учебных заведений, а также пожилые люди старше 60 лет. Пока бюджет не позволяет расширить этот круг, но в 2008 году предполагается прививать против гриппа в обязательном порядке всю обучающуюся молодёжь.

— Ну хорошо, грипп пополнил собой список недугов, включённых в обязательный календарь прививок. Но все остальные болезни, перечисленные вами, остаются прежними. Тогда почему речь идёт и о них?

— Программа дополнительной иммунизации предусматривает прививки против гепатита Б всем детям от года до 17 лет, не переболевшим этим недугом и не привитым против него. Точно так же и с прививками против краснухи: в этом году подлежат вакцинации против неё все дети от 5 до 17 лет, ранее не болевшие ею и не получившие прививок против неё. О краснухе, кстати, разговор особый. Раньше предполагалось, что прививать будем только девочек, поскольку перенесённая в период беременности краснуха грозит серьёзными патологиями новорождённым. Но потом было решено, что прививать против краснухи нужно и мальчиков — чтобы создать надёжную иммунную «прослойку» населения по всей стране.

— Но ведь эти болезни и без того включены в национальный календарь. Значит, всё-таки не все дети были привиты против гепатита и краснухи, если потребовалась дополнительная иммунизация?

— Прививка против гепатита Б началась с 1998 года, и все ребята, родившиеся раньше, оказались не привитыми против него. Что касается краснухи, то и против неё вакцинация началась относительно недавно: родившиеся до 1991 года молодые люди против неё безоружны.

— О мгновенном результате дополнительной иммунизации говорить ведь не приходится? Как вы, Елена Анатольевна, выразились, «иммунная прослойка» населения образуется не сразу…

— Да, не сразу. Вакцинация, согласно приоритетному нацпроекту «Здоровье», не даст мгновенный результат. Она ведь только в этом году началась. Зато началась вполне достойно: Иркутская область получила медицинские иммунобиологические препараты на сумму более 50 миллионов рублей. Вполне достаточно для того, чтобы справиться со всем задуманным на первый период дополнительной иммунизации.

— Какие вакцины более приемлемы для человеческого организма — живые или инактивированные?

— Весь мир перешёл в основном на инактивированные. Убитая вакцина всё равно содержит антигены, то есть белковые части микроорганизмов, на которые организм начинает «откликаться», вырабатывая антитела, препятствующие развитию инфекционного заболевания. Но и живые вакцины по-прежнему в ходу. Скажем, с полиомиелитом Россия смогла справиться только благодаря вакцинации. Ребятишек, у которых нет проблем со здоровьем, мы прививаем живой вакциной. Но детям с ослабленным иммунитетом, страдающим онкологическими заболеваниями или ВИЧ-инфицированным, живая полиомиелитная вакцина противопоказана. Эту группу детей мы прививаем убитой вакциной. Поскольку в России она не производится, её, как и вакцину против краснухи, государство закупает за рубежом. И в таком количестве, чтобы её хватило на всех «проблемных» маленьких наших граждан.

— Елена Анатольевна, последний мой вопрос, едва ли не самый тревожный для всех родителей: насколько гарантированы дети от возможных ошибок медиков? Ведь и та дискуссия о пользе или вреде прививок против дифтерии, с которой мы начали беседу, родилась не на пустом месте. Да и вы только что сами сказали о том, что подход к каждому ребёнку, прививаемому, например, против полиомиелита, должен быть сугубо индивидуальным. Иными словами, обязательная массовость профилактических прививок сочетается ли с вниманием к каждому отдельно взятому ребёнку?

— Ответственность медиков, действительно, очень велика. Но именно поэтому инактивированной вакциной прививаются все дети, у которых есть малейшее подозрение на неблагополучие. И поскольку школьных врачей сегодня явно недостаточно, дополнительная нагрузка ложится на участковых педиатров. Насколько я знаю, многие педиатры идут в школы и осматривают детей перед началом прививочной кампании. Состояние каждого ребёнка фиксируется в его прививочной карте, которая есть в поликлинике, где он наблюдается. Кроме того индивидуальная карта каждого ученика имеется в его школе. Информация о произведённой прививке заносится в эти документы. И есть ещё одно немаловажное условие, которым нельзя пренебрегать: родители всех ребятишек должны письменно заявить о том, что они поставлены в известность о предстоящей прививке.

Вакцинация занимает особое место в здравоохранении страны — от неё в немалой степени зависит благополучие нашего завтрашнего дня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры