издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Николай Хиценко: Мы решили проблему выживания

Правобережный округ Иркутска отмечает сегодня юбилей. Ровно 10 лет назад была принята новая система административного деления города по округам. Тогда Куйбышевский и Кировский районы были объединены в единую административную единицу. О том, что было сделано за эти годы, о проблемах и перспективах рассказывает бессменный руководитель администрации округа, заместитель мэра г. Иркутска Николай Хиценко.

— Николай Степанович, для чего собственно была принята новая административная система и насколько она себя оправдала?

— Несмотря на то, что создан Правобережный округ, существуют ещё и районы — Кировский, Куйбышевский. Их никто не отменял. Поэтому у нас работает два суда, две прокуратуры, две милиции. Однако система управления объединила разрозненные ранее структуры, стала более мобильной и прозрачной. Благодаря этому мы сократили саму цепочку принятия решений, стало меньше бюрократической волокиты. Кроме всего прочего, объединение повлекло за собой и сокращение управленческого аппарата. То есть число чиновников уменьшилось в два раза, что само по себе немаловажно. Естественно, произошли изменения и в структуре общественных организаций. У нас единый женсовет, единая организация ветеранов и так далее.

— Тем не менее все городские проблемы невозможно решить даже при идеальной системе управления. И все городские проблемы, конечно, проецируются на округ…

— Проблем, конечно, хватает. Отчасти они обусловлены, если можно так выразиться, географией округа. Правобережный округ — это и центр города, и рабочие окраины, например, предместье Рабочее и Радищево. В округ входит и микрорайон Зелёный, и посёлок Искра. На сегодня Куйбышевский район — самый большой зелёный массив, по существу — «лёгкие» города.

Поэтому, с одной стороны, мы сталкиваемся с проблемами неблагоустроенного жилья, а с другой — видим, что центральные улицы перегружены автотранспортом. В Правобережном округе огромное количество частного сектора. В апреле-мае будущего года на городской Думе будем принимать отдельную программу по частному сектору. Наш округ уже подготовил свои предложения. Они довольно объёмные и «тяжёлые» в финансовом отношении. Тем не менее все в городе понимают, что этим вопросом нужно заниматься. В частном секторе идёт активная перестройка домов. Если пройтись по предместью Марата, Радищева, Рабочему, то можно увидеть, как среди вросших в землю домиков появляются целые улицы добротных кирпичных и деревянных коттеджей. Люди сами решают свои проблемы и не просят помощи у государства, не требуют обеспечить их жильём.

Мы в этой ситуации считаем своим долгом обеспечить нормальные условия жизни в частном секторе как можно скорее. Это значит — заасфальтировать дороги, наладить уличное освещение, максимально приблизить водоснабжение, поставить колонки на улице. Программа направлена как раз на решение этих проблем. Она будет расписана по годам.

Предполагается, что каждая улица будет делаться целиком — и освещение, и дорога, и водопровод. Так, чтобы зайти на неё один раз и больше не возвращаться, не перекапывать без конца. Думаю, это оптимальный вариант. Кстати, тем самым мы дополнительно подтолкнём людей к обустройству своих домов. После того как мы благоустроим эти районы, они, несомненно, станут более привлекательными для строительства частного жилья. И предместье Марата, и Радищево, и Марково находятся в непосредственной близости от центра города, так что и в этом плане они перспективны.

— С одной стороны — частный сектор, а с другой — исторический центр города. Здесь, наверное, совсем иная специфика?

— В центральной части другие проблемы. Здесь обилие торговых площадок, развитая инфраструктура, объекты развлечений, административные здания. Центр города перегружен транспортом. И сразу встаёт вопрос парковки. Единственно реальный способ на сегодня как-то его разгрузить — строительство высотных парковок. Туда можно было бы ставить хотя бы часть транспорта. Человек приезжает на работу, ставит машину на парковку, и она по крайней мере не стоит целый день где-то на обочине.

Я надеялся, что первая парковка появится у Торгового комплекса. Несколько лет назад, когда в ТК пришёл новый менеджмент, нам был представлен проект развития комплекса. В него, кроме всего прочего, входило строительство высотной парковки. Если бы проект состоялся, можно было бы значительно очистить от транспорта прилегающие улицы. Но впоследствии руководство комплекса отказалось от строительства. Срок окупаемости такой парковки велик, порядка 5-7 лет, а затраты нужны очень серьёзные.

— При строительстве новых объектов этот момент как-то оговаривается?

— При согласовании проектов строительства новых объектов мы уже ставим условием наличие парковки. Часто автостоянка предусматривается в цокольном этаже. Как пример, могу привести строящийся комплекс зданий на улице Дзержинского, между Киевской и Богдана Хмельницкого. Весь цокольный этаж отдан под стоянку, на первом этаже будут офисные помещения, а выше — квартиры.

Тем не менее они не решат проблему целиком. Здесь и загазованность, и высокий уровень шума. Жильё на первых этажах центральных улиц становится всё менее привлекательным. Поэтому его всё чаще продают под офисы. И снова встаёт вопрос парковки. Получается замкнутый круг. Сетку улиц в Иркутске менять нельзя, дома переносить тоже нельзя.

— И всё-таки, центр города активно меняется. Что будет с нашими деревянными домами, в том числе с памятниками?

— Если говорить о достижениях последних лет, то мы начали активно расчищать центр города от старого неблагоустроенного жилья. Снесли целый квартал Чкалова-Гаврилова-Бограда. В районе Центрального рынка много домов сносится. И самое главное, находятся частные инвесторы, которые начинают сами сносить неблагоустроенное жильё в центре города. Например, между бульваром Гагарина и улицей 5-й Армии много жилья снесли за счёт частного инвестора. По улице Декабрьских событий, по улице Дзержинского сносятся старые дома.

Есть ещё одно перспективное направление — воссоздание деревянных строений. Например, Желябовский комплекс или целый квартал «Декабристы в Иркутске». Это, конечно, уже не памятники архитектуры, а их хорошо изготовленные копии. Я сторонник того, что деревянную старину нам необходимо сохранить. Причём сохранить не просто какие-то фрагменты, а саму среду. Например, несколько исторических кварталов сделать. У нас уже есть заповедные улицы, например, Грязнова, Богдана Хмельницкого, Желябова. Другое дело, что жизнь идёт вперёд и не нужно пытаться её остановить.

— Из центра города ушло много промышленных предприятий. Как вы оцениваете этот факт?

— С одной стороны, это хорошо в плане экологии. Не работает станкозавод, чаеразвесочная фабрика. Завод Куйбышева избавился от своей знаменитой кочегарки. Сегодня они перешли на центральное отопление. Это тоже большой плюс в плане экологической безопасности. Но, с другой стороны, мы увлеклись созданием нового города — банки, офисы, магазины. А ведь основа основ любого государства — это промышленность, производство. В этом плане, конечно, мы ослабили свои позиции.

Кстати, есть у меня интересный документ. В 1988 году Иркутский городской совет народных депутатов принял экологическую программу Иркутска на 20 лет. И в ней был предусмотрен вынос из центра города станкозавода, завода карданных валов, «Эталона», завода им. Куйбышева. По иронии судьбы, программа эта по большей части выполнена, многих предприятий действительно нет. Только мы заплатили за это слишком дорогую цену.

Однако, не всё так мрачно. Завод им. Куйбышева живёт. Конечно, это уже не то предприятие, что было. Трудится там около 1200 человек, но они выполняют очень большие заказы для металлургической промышленности. Предприятие работает, обновляет свой станочный парк. Появились и небольшие предприятия, например, по производству мебели, детских игрушек. Развивается деревообработка. Набирает приличные обороты служба сервиса по обслуживанию автомобилей. Про рынки и говорить нечего. Сохранились строительные предприятия. Например, трест «Иркутскжилстрой», ныне «Иркутская строительная компания». Ровесник нашего округа — компания «Новый город». Появляются и новые компании — «Сибстройсолод», «Энергохимкомплект».

Оживилась строительная отрасль. Наряду с точечной, начинается серьёзная комплексная застройка. В микрорайоне Топкинский разворачивается масштабное строительство, в микрорайоне Светлый. На улице Декабрьских событий будет большой комплекс жилых домов. Так что жизнь идёт.

— Иркутск всегда был интеллектуальным городом. Большая часть учебных заведений сосредоточена в Правобережном округе…

— Да, и особенно радует то, что в последнее время активно стали проявлять себя и высшая школа, и средняя, и система профтехобразования. На улице Рабочего штаба находится лицей, который раньше был базовым для завода им. Куйбышева. Сегодня там самое современное компьютерное оборудование, передовые технологии обучения, электронная библиотека. Всё это сделано на деньги федерального и областного бюджетов, платного обучения там нет. И таких училищ у нас в округе несколько, надеюсь, будет ещё больше. Появляются негосударственные учебные заведения.

— Отдельная тема — благоустройство. Горожан особенно радует, что и в этой сфере заметно активное оживление. Главное, чтобы оно не затихло в ближайшие годы, потому что сделать нужно ещё очень много.

— Не беспокойтесь, не затихнет, скорее, наоборот. В ближайшие три года мы собираемся очень серьёзно перестроить бульвар Гагарина. Планируется продлить его до реки Ушаковки, сделать Набережную в два уровня, заменить дендрологию и многое другое.

В этом году мы уже обновили много улиц — Свердлова, Ленина, Рабочую. На следующий год запланирована реконструкция сквера Кирова. Переделываться будет всё, от изгороди и покрытия до дендрологии. На следующий год запланирована реконструкция сквера у памятника Ленину и фонтана у Дворца спорта. Они тоже давно нуждаются в обновлении. Проект благоустройства готов. Площадь у цирка тоже будет полностью переделана, включая фасад самого здания цирка. Планируем убрать оттуда уличную торговлю.

Начали активно заниматься фасадами. В прошлом году по городу было отремонтировано всего 70 фасадов. В этом году только в Правобережном округе — 130. Причём из них только половина — муниципальных. Вторую половину сделали частные инвесторы за свой счёт. Особенно радует, что теперь не нужно их уговаривать, наоборот, компании выходят с собственными инициативами. Последний пример — реконструкция фасада здания на углу улиц Ленина и Чкалова, где магазин «Евразия». Там делается утеплённый вентилируемый фасад из керамогранита. Это исключительно коммерческий проект.

Коренным образом меняется въезд в центр города со стороны железнодорожного вокзала. Там строится жилой комплекс «Панорама» по улице 5-й Армии. С другой стороны, где сейчас пустырь и металлические гаражи, планируется строить здание банка. Рядом спроектировано строительство универсального спортивного зала с широким доступом для всех желающих. Зал будет строить техникум физической культуры.

Подводя черту, можно сказать, что десять лет назад перед городом стояла проблема выживания. Все вместе мы с ней справились. Сегодня город живёт, и можно, наконец, подумать о том, как сделать нашу жизнь более красивой.

Беседовала Елена ТРИФОНОВА, «Восточно-Сибирская правда»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер