издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гениальный сибиряк

В Иркутском художественном музее продолжает работать выставка-публикация, посвящённая 150-летию со дня рождения Михаила Александровича Врубеля (1856 - 1910). На ней представлены три произведения художника: майолика «Мизгирь», акварель «Морские жители» и рисунок карандашом «Головка девушки». Выставка продлена в связи с приятной неожиданностью: совсем недавно в собрании музея было установлено ещё одно произведение Врубеля, которое ранее считалось работой неизвестного автора. Это небольшой портрет, исполненный маслом на почтовой бумаге. И хотя после имени автора ещё стоит знак вопроса, музейщики решили представить его на суд зрителя. Произведения юбиляра экспонируются в окружении работ его современников, среди которых были его учителя, «однокашники», поклонники и непримиримые противники его творчества.

По рождению своему Михаил Александрович Врубель — сибиряк. Его родной город — Омск, где он появился на свет, где прошли его первые годы. Омск и сейчас гордится своим земляком, а музей города носит имя великого мастера.

Его лучшие произведения — «Испания», «Гадалка», декоративные панно для дома А.В. Морозова в Москве, «Портрет С.И. Мамонтова», «Портрет жены Н.И. Забелы-Врубель», «Пан», «Царевна-лебедь», «Сирень» — все хранятся в Третьяковской галерее; «Венеция» (1893), «Богатырь» (1898), «Шестикрылый серафим» — хранящиеся в Русском музее, и, конечно, его демоны: «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и многие другие. За этими творениями скрывается жизнь, полная неугасимого творческого горения и страдания.

Многие современники не поняли или не приняли его творчество. Вот слова директора императорского театра В.А. Телякова относительно театральных эскизов Врубеля: «…Врубель хотя и человек громадного таланта, но у него есть болезненная нота в живописи, и надо осторожно принимать его рисунки». А критик-народоволец Н.К.Михайловский, представленный на иркутском портрете кисти Врубеля (?), в статье, опубликованной в журнале «Русское богатство» за 1898 год, которым он руководил с 1892 года, называет ныне знаменитое панно художника «Утро» «вполне безобразным».

Но, к счастью, были другие, которые боготворили художника. Вот что писал о Врубеле его современник Сергей Маковский: «Врубель, страдалец порывистый и нежный, гордый до ребячества, страстный до безволия и разгула, гениальный до болезни…. Мятущийся в поисках неутомимых, в грёзах вихревых, в любви, взыскующей чуда, в созерцании зыбкости форм и красочных трепетов, весь в напряжённом движении, зоркий, тончайший, ослепительный… мученик Врубель, долго не признанный, до конца дней не понятый…» Слава пришла к художнику после венской выставки 1901 года, а вслед за этим и на родине возник интерес к его творчеству. Теперь крупные русские коллекционеры считали за честь иметь в своих собраниях его работы. Одним из первых, кто предугадал великое будущее художника, был Николай Карлович фон Мекк — владелец Московско-Казанской железной дороги, чей портрет кисти Б.М.Кустодиева (одно из лучших произведений в собрании Иркутского художественного музея) экспонируется рядом с Врубелем. Здесь же отрывок из его письма Врубелю 8 октября 1904 года: «Многоуважаемый Михаил Александрович! Я ужасно рад был получить Ваше письмо, особенно же порадовался я узнать, что Вы чувствуете себя, слава богу, хорошо. Раз Вы решили, что необходимо исправить Ваших «Демона» и «Сирень», то, конечно, не нам против этого спорить… Я затеваю устроить в Москве выставку картин из коллекций частных лиц и предполагаю дать на эту выставку и наши вещи («Демон поверженный» и «Сирень». — Авт.) и поэтому прошу Вас уведомить меня, которые из имеющихся у нас Ваших вещей Вы разрешаете выставить. Сбор с этой выставки поступит в склад великой княгини, на помощь раненым.

Не знаю, в какое время дня Вы были у нас, но Вашего «Демона» надо у нас смотреть вечером при электрическом освещении. 500 рублей я перевёл Вам несколько дней тому назад… Примите уверения в совершенном почтении преданного Н.К. фон Мекка».

Произведения гениального художника есть далеко не во всех провинциальных музеях России, поэтому каждое из них ценится чрезвычайно высоко. Все его творения — от монументальной церковной живописи до наброска простым карандашом — отмечены печатью великого мастера. Вот что пишет его современница, известная меценатка и деятель русской культуры княгиня М.К. Тенишева в книге «Впечатления моей жизни», многие страницы которой посвящены Врубелю: «Малейший его эскиз кричал о его огромном даровании».

Обратимся к произведениям Врубеля, хранящимся в Иркутске. Своего «Мизгиря», как и большинство других майолик, Врубель создал зимой 1899-1900 гг. В 1889 году благодаря своему «однокашнику» В.А. Серову Врубель знакомится с Саввой Мамонтовым — известным промышленником, меценатом, видным деятелем русской культуры (вдобавок родственником П.М. Третьякова — основателя знаменитой галереи в Москве). В 1891 году Мамонтов просит Врубеля руководить принадлежащим ему абрамцевским художественным гончарным заводом. Здешние мастера возрождали майолику и изразцы — древнейший вид русского художественного производства. Известный мастер-керамист П.К. Ваулин самостоятельно разработал технологический процесс, создал несколько рецептов красочных покрытий, открыл секрет восстановительного обжига. Художественные и технические достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками не только в России, но и за рубежом. Майоликовые изделия отличает изумительная красота покрытий: «сплавленные» краски делают поверхность похожей на драгоценные камни. Тончайшая, прозрачная плёнка (люстр), в состав которой входят золото, серебро, медь, платина и другие металлы, придаёт им после обжига радужный металлический блеск. Крупнейшие художники и скульпторы были привлечены Мамонтовым для создания моделей. С особенным увлечением работал для завода М.Врубель. Он лепил и расписывал изразцы, делал майоликовую скульптуру, используя в ней свои живописные приёмы — характерные изломы линий. «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдаёт, нет, не обдаёт, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте, это музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада», — пишет он сестре Анне в 1891 году после посещения французской художественно-промышленной выставки.

Он безвыездно живёт в Абрамцеве, работая над образами, навеянными музыкой «Садко» и «Снегурочки» Н.А.Римского-Корсакова. Человек музыкальный и восторженный, Врубель отзывался о творчестве композитора очень высоко и признавался, что тот оказал на него благотворное влияние. С 1898 г. на сцене частной оперы С.Мамонтова шла «Снегурочка» с участием его любимой супруги (с 1896 года) певицы Н.И.Забелы-Врубель в главной роли. Образы «Снегурочки» захватили художника. Врубель создаёт ряд скульптурных произведений к опере. Майоликовая скульптура «Мизгирь» находится в постоянной экспозиции иркутского музея и всегда вызывает недоумение зрителя своей угловатостью и незаконченностью: его «левая рука согнута в локте («подбоченился» франт), опирается ладонью на широкий пояс, плечи широко развёрнуты фронтально, а правая рука обрезана по плечо». Тёмно-коричневая полива с металлическим блеском ещё более усиливает выразительность образа. В иркутском собрании — повторение этой скульптуры, хранящейся в Абрамцеве. Всё объясняется тем, что образы Берендея, Купавы, Мизгиря задуманы были художником как единая поэтическая сказочная сюита. На выставке показана фотография из музея Абрамцово, где представлены все три персонажа: слева — несчастная, оскорблённая Купава, в центре — мудрый старец Берендей (портрет Римского-Корсакова) и справа — гордый, самоуверенный Мизгирь (автопортрет художника).

Одна из любимых тем художника — сказочный мир героев античной мифологии. Его «однокашник» Валентин Серов признавался, что никто, кроме Врубеля (даже известный сказочник Виктор Васнецов), не способен «к прекрасным фантазиям». Художник задумал большое декоративное панно «Игра наяд и тритонов». К сожалению, панно не было исполнено, но сохранилось несколько эскизов в Москве и в Иркутске: обнажённые тела юных наяд и морских кентавров-тритонов, резвящихся в волнах морского простора. В этих вещах Врубеля не меньше, чем фигуры, интересовала морская стихия, игра волн, прибой, который выносит на берег много чудесного. Хранящийся в Иркутске акварельный эскиз «Морские жители» даёт представление о Врубеле-символисте, стремящемся передать гармонию человека и природы через высокий строй античного мифа. Колористическая гамма — зеленовато-синие, коричневые тона — выдержана в русле цветовой стихии модерна.

Скульптура «Мизгирь» и акварель «Морские жители» поступили в иркутскую коллекцию в 1948 году из Московской закупочной комиссии. А вот маленький карандашный набросок «Головка девушки» музей получил в подарок от иркутянки Софьи Павловны Лебедевой в 1970 году в честь столетнего юбилея нашего музея. На нём стоит подпись художника. Приятно осознавать, что в далёком от столицы Иркутске были и есть поклонники творчества этого самобытного художника. Ещё в Императорской Академии художеств Врубель «приобрёл славу образцового рисовальщика». В рисунке «Головка девушки» художник, преобразуя реальные черты, создаёт загадочный условный образ, напоминающий живую маску с улыбкой архаической статуи. При всей условности образа, как всегда у Врубеля, угадываются реальные черты: героиня воскрешает в памяти лицо его любимой жены Н.Забелы-Врубель, которая была его постоянной и любимой моделью. «…Голубушка, бесценность моя, кумир, моя бабочка, соловей…, фиалка моя, роза моя ширазская. Я раб твой… Я не способен и несколько часов провести в разлуке с тобой…», — признаётся художник в одном из писем.

Пройдите ещё раз по залам русского искусства, и вы увидите не только четыре произведения великого мастера, которыми гордится музей, но и «Портрет отца» (1860) кисти его любимого учителя по академии Павла Чистякова, по-новому воспримете знаменитую «Нищую» Ильи Репина — его наставника не только в технике акварельной живописи. В письме к сестре Анне от 6 января 1883 года молодой Врубель пишет: «… под впечатлением нахожусь беседы с Репиным, который только что был у меня. Сильное он имеет на меня влияние: так ясны и просты его взгляды на задачу художника и на способы подготовки к ней — так искренни, так мало похожи на чесание языка…». Картина В. Поленова «Христос и грешница» напомнит о самом восторженном почитателе Врубеля, а карандашный рисунок Валентина Серова «Дети с козлёнком» вызовет в памяти не только его «однокашника» по Академии художеств. Это знакомство перешло в тесную дружбу.

…Помню 1975 год, когда, проработав в Иркутском художественном музее несколько лет, я попала в Третьяковскую галерею. Сразу поспешила в зал своего любимого Врубеля и задержалась там надолго, сражённая красками подлинных его живописных творений, которые доселе знала лишь по репродукциям. Особенно заворожил «Демон поверженный». Отвергнутый в своё время Третьяковской галереей, он был приобретён героем иркутского портрета Н.К. фон Мекком. Моё напряжённое, молчаливое общение с полотном продолжалось, вероятно, так долго, что какая-то молодая пара не выдержала и обратилась с вопросом: «Простите, вы так внимательно смотрите на эту картину. Что вы там такое увидели? Мы, например, её совсем не понимаем». Я принялась рассказывать взволнованно и сбивчиво…

Юбилей М.А.Врубеля — это событие огромного значения, так как творчество художника в настоящее время высоко оценено искусствоведами с мировым именем. Вот слова выдающегося историка искусств, художественного критика, автора основополагающих книг о XVIII — XX веках американца Роберта Розенблюма: «… Один из самых замечательных ваших художников того времени — Врубель. Ещё десять-двадцать лет назад в США о нём никто не слышал, но сегодня он стал международно признанным художником. И сейчас, если вы пишете историю символизма, Врубель — доминирующая фигура» . А вот ещё одно высказывание. Оно принадлежит большому русскому художнику Игорю Грабарю и датировано январём 1911 года: «Да будет его яркий образ, пышный, почти как великие образы ренессанса, счастливой путеводной звездою на нашем дальнем пути».

Людмила СНЫТКО, заведующая сектором русского искусства Иркутского художественного музея имени В.П.Сукачёва

На снимке: скульптура «Мизгирь» работы М. Врубеля

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры