издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С Луны свалился

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ г. Ангарск

На календаре ангарского поэта Иннокентия Новокрещённых - дата: 75 лет. Более двух третей этого срока он живёт в Ангарске. У нас его знает всякий. Интереснейшая личность! Сменил множество работ, исходил родную землю, бороздил океанские просторы. Но первым делом и поверх всего он - поэт.

Учился в железнодорожном училище в Улан-Удэ. Служил на Тихоокеанском флоте. Работал электриком на нефтехимкомбинате.

Ещё он заядлый странник. Исходил пешком многокилометровый берег Байкала, не оставил без внимания близлежащие горы. Прошёл по Оби, Енисею, Лене. «Самыми трудными, — вспоминает Иннокентий Фёдорович, — а следовательно, самыми памятными остались почти непроходимые болота трассы старого Обь-Енисейского канала. Это был переход длиною в тысячу триста километров».

Море — его особая, непреходящая страсть.

Я слышу морей голоса.

Я знаю, над вечностью мчатся

тугие мои паруса —

моё запоздалое счастье.

Спустя годы после службы он оказался в порту Ванино и ещё пять лет походил по морям-океанам.

Всё это для него — багаж для поэтического творчества. Тут и рождаются удивляющие проникновенности, поэтические неожиданности, нестандартности и непредсказуемости. Всё то, что для поэзии — клад, залежи полезных ископаемых.

Если заглянуть в истоки, то надо сказать, что родом он из Забайкалья. Про свою малую родину Красное Полесье, про предков, про происхождение своей фамилии знает всё. И тем, что знает, дорожит. Это его личный капитал. Человек, дорожащий таким капиталом, всегда вызывает уважение.

В стихах он искренен, неподделен, способен свободно отдаваться полёту. Земное и возвышенное сочетаются в его палитре легко, органично, непринуждённо.

Его стихи составили сборники «Пробный камень», «Часы», «Людмила», «Голос»… Последняя книга «Волна в изголовье» вышла в Санкт-Петербурге (издательство «Сувенир века»). Это — избранное. Солидный том в 360 страниц. Издали друзья — сделали автору неожиданный подарок. Одновременно это и дар читателям. А число сборников, в которых публиковался И. Новокрещённых, перевалило за 70.

Читает он свои стихи поэтически размеренно, словно вслушиваясь в звучание, дорожа каждым словом. И слушатели всегда внимают, захваченные стихом:

Иду лесной неторною дорогой,

продрог и приустал давным-давно.

На трапезном столе моём не трогай

и хлеб, и налитое мне вино.

Не трогай! Да тебе и не по вкусу

всё то, что мне назначено судьбой,

гурану — темнолицему урусу,

не схожему привычками с тобой.

Пусть я отстал на сопке круторогой

и трапезный мой стол давным-давно

полуистлел… И всё-таки не трогай

тот хлеб мой, зачерствелый и убогий,

и застоялое моё вино.

Переводил (к этому у него особый вкус и интерес) эвенкийских, эвенкских, юкагирских, чукотских, якутских, бурятских, монгольских поэтов. К тем, кого переводит, относится с нежностью и любовью. Наверное, это один из секретов его успеха на этой стезе.

Его предки были коренными землепашцами, и он всю жизнь пашет — только на другом поле. Но дело тоже нелёгкое.

На литературной ниве он не только творец, но и деятель. Составил множество сборников, отредактировал десятки книг. И продолжает это делать. Съел в этом деле всех собак. Нюх обострённый, чутьё первостатейное, взор остёр и проникающ.

В Ангарском гуманитарном лицее он ведёт поэтическую студию. Можно ли научить писать стихи? Это извечная загадка. Но у него есть в этом деле свои секреты. Лицеисты-стихотворцы издают собственные сборники, и ценители находят там немало удивительного. А многие питомцы студии стали студентами московского Литературного института имени Горького. Здесь же, в лицее, проходят встречи ведомого им юношеского литературного объединения «Крылатая строка». Впрочем, заглядывают на этот огонёк не только юные приверженцы рифмы и ритма; литераторам-ветеранам здесь тоже нескучно.

Это он придумал летом сзывать поэтов да и всех желающих и читать стихи у фонтана, в парке Дворца культуры нефтехимиков. Один из сборников ангарских стихотворцев получил такое название: «Встречи у фонтана».

К юбилею, словно по заказу, поспели новые книги. Одна из них — «Откуда приходят стихи» — издана в Москве. Нефтегазстройпрофсоюз России придумал к своему столетию такое издание. Под нарядной, добротной обложкой собраны строки поэтов — сотрудников отрасли со всех концов страны. Аналогичный сборник, ориентированный на своих авторов, решил издать и профсоюзный комитет Ангарской нефтехимической компании, и задуманный «Свет маяка» уже пришёл к читателям. Наконец, событием стало явление в свет антологии «Ангарск поэтический». На страницах этих изданий присутствует в качестве автора наш именинник, а в двух последних случаях он ещё и составитель сборников.

Над антологией ангарской поэзии Иннокентий Фёдорович работал около восьми лет с любовью и тщанием. Некоторые строки пришлось разыскивать в анналах, в домашних архивах. В книге представлено более 260 авторов, начиная с тех, кто рифмовал строки за колючей проволокой, в лагерях на месте будущего Ангарска. В антологию попали и известные имена, и те, кто остался в безвестности, но чьи строки проникновенны и заслуживают звания литературного произведения. Книга редкая и в своём роде единственная.

Все подтвердят: с Иннокентием Новокрещённых очень легко иметь дело. Он мудр, предупредителен, толерантен. А ещё — человечен: тактичен, незлобив, некофликтен, контактен, благорасположен. К нему льнут, его советом дорожат, ему доверяют. Он любого располагает к беседе, к общению, к откровенности. Такое ведь не так часто встречается, чтобы этого не заметить. Ему это дано.

Вместе с тем к бестактности, к хамству, к фанаберии он нетерпим. Тут его снисходительность и мягкость сходят на нет.

Он не пропускает презентаций, встреч и вечеров в Иркутском Доме писателей. Посещает премьеры в иркутских театрах. В ангарском «Чудаке» многие спектакли смотрел не по одному разу. В литературной гостиной библиотеки нефтехимиков он тоже завсегдатай. Везде поспеть трудно, но он, натура жадная, ненасытная, поспевает.

Откуда он такой взялся? Ответим шуточным заглавием одной из неизданных книг Иннокентия Фёдоровича: с Луны свалился. Он так придумал — на обложке будет значиться: Иннокентий Новокрещённых «С Луны свалился».

Что ж, так и будем считать. И поблагодарим спутник Земли за такой подарок.

На снимке: Иннокентий Новокрещённых

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры