издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иностранная доля

С первого апреля в полном объёме вступило в силу постановление правительства Российской Федерации № 683 от 15 ноября 2006 года об установлении доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли. Согласно этому постановлению, теперь в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими товарами, торговли в палатках и на рынках работодатель не имеет право использовать иностранных работников.

Постановление вступило в силу в январе 2007 г. На переходный период, с 15 января до 1 апреля, правительство предписывало убрать иностранцев из торговли спиртным и медикаментами, а в других сферах — ограничить 40%. Теперь же все торгующие иностранные граждане остались вне закона. Является ли такой шаг разумным и естественным стремлением защитить потребителя и государство или это шаг, продиктованный популистскими соображениями? На эти вопросы должны были попытаться ответить участники «круглого стола», проведённого исследовательским центром «Внутренняя Азия», отделом по связям с общественностью администрации города Иркутска, при поддержке газеты «Восточно-Сибирская правда».

Галина Калугина, зав. отделом по связям с общественностью администрации города Иркутска:

— Администрация г. Иркутска отслеживает ситуацию, которая сложилась на рынках города в связи с исполнением постановления №683. Мы, со своей стороны, заинтересованы, чтобы ситуация развивалась публично и гласно. Именно поэтому предлагаем совместно обсудить первый опыт, накопленный по исполнению этого закона.

Олег Андреев, старший инспектор управления федеральной миграционной службы России по Иркутской области:

— На территории Иркутской области официально действует 91 рынок, на которых порядка 13 тысяч рабочих мест. Из этих 13 тыс. мест законно работающие иностранные граждане занимают лишь… 0,4%, примерно 50 человек. Кто у нас является законно работающим иностранным гражданином? Это иностранный гражданин, который получил разрешение на работу или проживает на территории Российской Федерации по виду на жительство. В основе постановления №683 лежит общероссийский классификатор видов экономической деятельности, и конкретно определено, какими видами деятельности запрещено заниматься иностранным гражданам.

Логика постановления продиктована стремлением создать условия покупателям. Чтобы они могли ознакомиться с товаром, получить всю информацию о производителе товара и его качестве. Сегодня на рынках много товаров низкого качества — в магазины такие товары не поступают, поскольку там проще организовать контроль. На рынке прямая розничная продажа, товар, который привёз продавец из-за рубежа, не сертифицирован. Всё, что продаётся на таких рынках, — сплошная «фирма», на деле это не так.

Юлия Пинигина, исследовательский центр «Внутренняя Азия»:

— И всё-таки, к чему стремилось правительство, принимая это постановление: боролось с некачественным товаром (что, вообще-то, не предмет для данного постановления), стремилось навести порядок «вообще» или всё-таки задумывалось о демографической проблеме и миграционной проблематике? Ведь концепция миграционной политики у нас так и не принята…

Олег Андреев:

— Наведение порядка в торговле не ограничивается только этим постановлением. С 10 апреля у нас вступает в силу федеральный закон о рынках, в котором даётся определение того, что такое рынок, он регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков и осуществлением деятельности по продаже на них товаров, а также прописывает правила организации деятельности по продаже товаров. Помимо прочего, с 2012 года все рынки у нас должны стать постоянными, размещаться в отапливаемых помещениях и так далее.

Евгений Голубев, студент V курса:

— Сейчас на рынках, где торговали китайцы, например, можно часто увидеть объявления: «Русский продавец надо». Это значит, что ситуация меняется, она приобретает теневую форму: держит фирму иностранец, а торгует русский. Сегодня сказывается ситуация, когда национальная ментальность отходит на второй план. Миграция сегодня нам необходима экономически. А это значит, нам нужно менять отношения, сложившиеся с мигрантами. Возможно, речь идёт об аккультурации (процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения различных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. — Прим. ред.), возможно, вся проблема в том, что мигрант должен быть культурно просвещён, должен знать, как нужно вести себя в стране пребывания? И у меня вопрос к представителю миграционной службы: за чей счёт планируется высылать нарушителей этого порядка, каков объём расходов запланирован?

Юлия Пинигина:

— Знаете, я органически не верю в такую вещь, как этническая ментальность. Когда мне её кто-нибудь покажет, тогда да, а пока нет. Дело в том, что у жителей Китая опыт по адаптации в других культурах лет так 120, и туда, куда они хотели адаптироваться, они туда уже адаптировались, да так, что дальше некуда. Стали частью правящей элиты, и если после Шварценеггера губернатором Калифорнии станет китаец, я не удивлюсь.

Это действительно важно: есть у них потребность адаптироваться или такой потребности нет. И вот вопрос к миграционной службе: отслеживается ли структура занятости мигрантов, особенно в динамике? Ведь первое поколение всегда идёт на рынок чернорабочими, следующая волна занимает более высокие, более квалифицированные места, и чем дальше — тем выше.

Олег Андреев:

— Иностранный гражданин имеет право получить разрешение на работу. Он может обратиться к работодателю, чтобы заключить с ним договор. Он имеет право продлить срок своего пребывания до года, не более. Когда этот срок заканчивается, он либо получает новое разрешение, либо выезжает за территорию Российской Федерации. Те, кто не успел заключить за время своего пребывания (90 суток) договоры, обязаны выехать, ибо получение разрешения на работу само по себе не даёт им право находиться на территории Российской Федерации.

Что касается первой-второй волны — да, у нас сегодня наблюдается первая волна, низко квалифицированная рабочая сила. И если от стихийных продавцов этим постановлением мы как-то прикрываемся, но мы не настаиваем, чтобы эти люди уезжали. Если у них есть желание работать и документы в порядке, пусть ищут себя в других сферах деятельности. У нас в Иркутской области на иностранных граждан из «дальнего зарубежья» выставлено 4500 тысячи квот на рабочие места.

Иван Адилханян, председатель армянского культурного общества:

— Полагаю, что все происходит потому, что президент, зная положение дел в стране, бразды правления решил взять в свои руки. Ведь на местах ничего не делается. Возьмём Забайкальск, Хабаровск, Благовещенск. Что творится на той и на этой стороне? Неразбериха и безобразие. В советское время выше была требовательность к руководителям на местах.

Алирза Салаев, председатель Азербайджанского конгресса Иркутской области:

— Какие плюсы, какие минусы в новом порядке? Чтобы раньше оформить разрешение на работу, нужно было полгода ходить. Так что у многих желание отпадало этим заниматься. А сейчас — проблем нет, люди приходят и в течение часа их решают. Те люди, которые стремятся честно и легально работать, они рады этому постановлению. Но это те, кто приезжает сейчас и получает миграционную карту. Минус те люди, которые после распада СССР не выехали, остались без миграционных карт. А без миграционной карты сейчас ни одной проблемы не решишь. И для того, чтобы её получить, нужно улететь в другое государство и, вернувшись, получить карту. А такая финансовая возможность не у всех есть.

Что касается розничной торговли, то далеко не все торговцы поголовно выходцы с Кавказа и Средней Азии. Да, у азербайджанцев в Иркутске есть кафе, рестораны, магазины, и это тысячи рабочих мест, причём не столько для азербайджанцев, сколько для всех граждан.

Дмитрий Люстрицкий, «Восточно-Сибирская правда»:

— Так или иначе, но вступление в силу данного постановления на самом деле, лишь повод для дискуссии, которая должна состояться в будущем. То, что иностранный гражданин для занятия трудовой деятельностью должен проходить соответствующую процедуру: получения ли «рабочей» визы, получения ли вида на жительства — наверное, не вопрос. Так или иначе, но нам всем сегодня приходится сталкиваться с проблемой депопуляции, оттока населения из регионов Сибири и Дальнего Востока. А раз есть отток населения старожильческого, значит, обязательно будет и миграция. И сейчас вопрос не в том, разрешать или запрещать торговлю, а в том — как, каким образом включить новых мигрантов в отношения, сложившиеся в принимающем обществе, по возможности, не разрушив их. Пора говорить о концепции миграционной политики Российской Федерации как о документе, который обозначает цели и задачи, а главное — создаёт механизмы адаптации нового населения всего сибирского края, которое, кстати говоря, не обязательно будет исключительно этнически русским. А значит, нужны курсы для не знающих русского языка и программы социальной поддержки и интеграции, простые и понятные правила, регулирующие трудовую деятельность. Нужны и программы, которые бы повышали толерантность принимающего общества, иначе нас неизбежно ждёт всплеск бытового национализма. Нужна большая, публичная и гласная работа органов власти, специалистов и средств массовой информации, которая, по сути, ещё и не начиналась.

Подготовил Дмитрий ШИБАНОВ

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры