издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Период застоя

Для иркутян автомобильные пробки стали привычным явлением. Через каждый из самых застойных участков города в сутки проходит до 50 тысяч машин. Общее количество автотранспорта за последние десять лет увеличилось почти на четверть и составило 167 тыс. единиц. Ежегодно этот показатель растёт на 5-6%. Эта статистика заставила задуматься администрацию города о решении проблемы заторов. В текущем году начнётся реализация некоторых проектов по разгрузке улично-дорожной сети. Однако эксперты относятся скептически к этим начинаниям и опасаются, что одна из мер — запрет парковок — создаст новые проблемы для автомобилистов.

Городские джунгли

Иркутск — один из немногих городов с населением чуть более полумиллиона, где актуальна проблема автомобильных пробок, считает редактор одного из иркутских специализированных еженедельников для автомобилистов и автолюбитель со стажем Игорь Верхозин. По его словам, например, в Костроме, Ярославле благодаря удачной планировке городов люди вообще не знают, что такое пробка. «Первая и основная причина иркутских заторов — хаотичное и нелогичное расположение улиц, — говорит опытный автомобилист. — В городе нет системы координат: главного проспекта, башни, церкви, на которые могли бы ориентироваться водители. Так что, несмотря на то, что город маленький, здесь очень легко заблудиться и автомобилисту, и пешеходу».

У учёных свой взгляд на причину пробок в городе. По информации профессора кафедры менеджмента на автотранспорте ИрГТУ, доктора технических наук Александра Михайлова, улично-дорожная сеть (УДС) Иркутска составляет 60% от требуемой градостроительными нормами, то есть Иркутску попросту не хватает магистральных улиц (с четырьмя и более полосами движения). Автомобилист Дмитрий согласен с учёными и добавил, что для транзитного города существующих дорог явно недостаточно. «Узкие дороги, широкие машины и отсутствие объездных путей» — в этом видят иркутские автомобилисты главные причины заторов.

Кроме того, из-за слабой развитости уличной сети маршрутный транспорт сосредоточен буквально на одном десятке улиц. Интенсивность маршрутного транспорта доходит до 200 — 300 единиц в час (в одном направлении): ул. Боткина, Чкалова, Ленина, Дзержинского (на остановку «Сквер Кирова», по подсчётам комитета по ЖКХ г. Иркутска, каждую секунду подъезжает одна машина). Остановочные пункты не могут обслуживать такое количество маршрутов, поэтому они сами становятся источником помех для остального транспорта. Наглядные примеры таких остановок: «Филармония», «Художественный музей», «Курорт Ангара», «Технический университет», резюмировал Александр Михайлов.

В Иркутске есть своя «кольцевая». Это маршрут: старый Ангарский мост — Чкалова — сквер Кирова — Центральный рынок — Байкальская — и далее по кругу. Личный автотранспорт застопоривается в этом «кольце» зачастую по пути к торговым площадям. Из космоса центр Иркутска удивительно напоминает московские рынки на окраинах Петровско-Разумовское, Выхино и т.д. (скопление разношёрстной торговли, транспорта и людей), рассказал Александр Михайлов. Сейчас в районе Центрального рынка на территории около 20-25 га набирается около 25 тыс. — 30 тыс. квадратных метров торговых площадей.

Получается, что, согласно нормативам, владельцы магазинов должны создать на этом участке 1200—1500 стояночных мест», — подсчитал Александр Михайлов.

Путевые проекты

Недавно в неравный бой с пробками вступила администрация Иркутска. На долгосрочную перспективу предлагаются масштабные проекты по строительству кольцевой дороги и автобанов Иркутск — Шелехов и Иркутск — Ангарск с заездом в черту города. Однако Александр Михайлов сообщил, что ещё в 70-е годы Генеральный план Иркутска предусматривал строительство городских скоростных дорог (по ним разрешается ехать со скоростью 100-120 км/ч) в виде кольца длиной 22 км и подходов к нему из Шелехова и Ангарска. «Городские скоростные дороги — жизненная необходимость для современного города с населением более полумиллиона человек», — считает Александр Михайлов и ставит в пример США, где в городах с населением 800 тыс. человек 30-50% пробега приходится на скоростные дороги. С учёным согласен и.о. начальника ГИБДД УВД г. Иркутска Сергей Панченко. По его мнению, кольцевая дорога (хотя бы строительство одного, малого, кольца) снимет проблему пробок в городе.

Однако автомобилисты сомневаются, что объездная дорога решит проблему заторов. «Нужно начинать с малого, — говорит Игорь Верхозин. — Ликвидировать светофоры за счёт двухуровневых развязок и экономичных вариантов пешеходных переходов. Думаю, можно привлечь коммерсантов, которые смогут организовать в подземном переходе торговые места». Хотя бы в этом вопросе водители и администрация сходятся.

На лето этого года запланировано начало строительства двух подземных переходов на ул. Байкальской на остановках в микрорайонах Байкальский и Лисиха, сообщил первый зам мэра, председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска Олег Шандрук. По ул. Лермонтова также будет построено два перехода (рядом с ИрГТУ и пожарным училищем). Ещё два перехода в районе остановок «Цимлянская» и «Волжская» предполагается начать строить в следующем году. «Подземный переход на Волжской придётся перенести ближе к бульвару Постышева, чтобы люди не перебегали там дорогу», — сказал Сергей Панченко. Стоимость одного подземного перехода с пандусами для колясок и инвалидов — около 50 млн. руб. «Наземные переходы были бы дешевле, но мы отказались от них, так как пожилым людям и матерям с детьми будет тяжело по ним взбираться», — пояснил Олег Шандрук.

Также администрация города заявила о расширении ул. Байкальской на две полосы — до шести полос движения. Ул. Депутатскую совместят с трамвайными путями и сделают с одной стороны четырёхполосное, с другой — двухполосное движение. К ул. Лермонтова прибавится ещё одна полоса. По словам Олега Шандрука, например, одна полоса на ул. Лермонтова обойдётся городу в 212 млн. руб. Всего на ремонт и реконструкцию в этом году планируется потратить около 700 млн. руб. Расширение дорог начнётся в середине этого года и завершится в 2010 году. Но и эти реконструкции, по мнению опытного водителя Дмитрия, не поспевают за улучшением благосостояния людей и увеличением количества автомобилей в городе.

На следующие годы властями заказаны проекты по расширению ул. Байкальской при выезде из города, перекрёстка ул. 3 Июля, Ленина и Тимирязева и строительство транспортной развязки в предместье Марата. Цена строительства одной развязки — 1,2 млрд. руб.

Все эти нововведения не снимут проблему пробок в районе старого Ангарского моста и плотины, считает Игорь Верхозин. «Необходимо форсировать строительство четвёртого моста, — уверен он, — потому как в Иркутске два равноправных берега. Например, в Ростове-на-Дону проблема транспортного сообщения решена так: правый берег Дона — жилой, левый — рекреационный. Поэтому жителям хватает двух мостов». Опытный автомобилист вспомнил ещё и Барселону — в качестве примера города-мечты водителя. «Четырёхмиллионный город расположен очень компактно, его можно проехать за десять минут, — рассказал Игорь Верхозин. — В Барселоне почти нет пробок, за счёт двух скоростных магистралей и трёх пересекающих их ронд (широких улиц без светофоров). Кстати, часть транспортной инфраструктуры Барселоны была построена недавно, к Олимпиаде 1992 года. Так что город можно перестроить при наличии финансов и ума».

Парковка по требованию

Ещё одной мерой по предотвращению пробок стал запрет парковок в некоторых местах. «Многие парковки незаконны, сейчас мы стараемся их ликвидировать и поставить предупреждающие знаки», — заявил Олег Шандрук. Уже запрещено парковаться по левой стороне ул. Карла Маркса. Специально для нарушителей закупили эвакуаторы. Сегодня уже можно стать свидетелем того, как недисциплинированному водителю приходится бежать вслед за транспортируемой блюстителями правопорядка на дорогах собственной машиной. Надо сказать, что доставка легкового автомобиля обойдётся его хозяину в 1270 рублей, а сутки пребывания машины на штраф-площадке — около 340 рублей. Суточная сумма может показаться незначительной, однако задержка с выплатами за-ставляет некоторых отказаться от автомобиля. Так, на одной из штрафплощадок есть «долгожители» — машины стоят там с 1992 года. За прошлый месяц служба эвакуировала полсотни транспортных средств.

Пока проблему пробок пытаются решить запретами парковаться, назревает новый вопрос: какая альтернатива незаконной парковке остаётся у водителей? Администрация города предлагает два варианта: будут строить стоянки возле ИрГТУ и сквера Кирова. Автомобилисты предполагают, что этих мест явно не хватит. Нужно позаботиться о большом количестве парковочных мест. Хорошо, если бы они ушли под землю. Поскольку ни городские власти, ни ГИБДД не собираются ограничивать въезд в центр города, по мнению собеседников «Конкурента», это было бы достойным выходом из положения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры