издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Парусный спор

Вчера на Иркутском водохранилище стартовала регата «Кубок Иркутского моря». Это уже вторые соревнования яхт в нынешнем летнем сезоне. Количество регат, проводимых в Иркутске, постепенно увеличивается, как и число увлечённых этим видом спорта и отдыха. Яхтсмены со стажем развенчивают миф о том, что яхты – привилегия состоятельных людей: большая часть лодок досталась нынешним владельцам ещё в советские времена. Однако в Иркутске есть суда стоимостью до 1 млн. евро. Кто они – люди, которые любят ходить под парусом, — выясняла наш корреспондент ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

У яхтенных «Истоков»

Иркутские яхт-клубы «Водник» и «Исток» — прибежище для романтиков, любящих бороздить водную гладь. Впрочем, в критических ситуациях они молниеносно превращаются в решительных капитанов, отдающих команды голосом, не терпящим возражений. «Это вода. Здесь, как при прыжке с парашютом, каждый может надеяться только на себя», — поясняет Геннадий Иванов, один из отцов-основателей иркутского паруса. Именно по его инициативе в семидесятых годах в Иркутске был организован первый яхт-клуб при проектном институте, позже второй такой же клуб появился при Сибирском отделении Академии наук.

«Мы привезли из Москвы 18 яхт, — вспоминает наш собеседник. – Обосноваться нам разрешили на лодочной станции в Ершовском заливе. Позже за нами потянулся весь город». Первая регата «Бархатная осень» была организована в 1978 году. Тогда увлечённые яхтами соревновались, или, как они говорят на профессиональном сленге, «гонялись» по Иркутскому водохранилищу на самодельных лодках. В 1979 году начались регаты на крейсерах по Байкалу. Судьям часто приходилось нелегко, вспоминает Геннадий Иванов, потому что судов сопровождения тогда не было. Арбитры были вынуждены догонять спортсменов на рейсовых теплоходах. Случалось, они опаздывали.

Иркутским яхтсменам не раз приходилось слышать от обывателей тезис о коротком мореходном сезоне в регионе. «Он такой же продолжительности практически везде, — утверждает председатель федерации парусного спорта Иркутской области Лев Ковалёв. — Возьмите Балтику, Японское и Чёрное море – мы практически одинаково начинаем и заканчиваем». К тому же продолжительности сезона яхтсменам вполне достаточно, чтобы и отдохнуть, и в соревнованиях принять участие.

«Свобода» за четверть миллиона

Сейчас в Иркутске уже 50 яхт, два городских яхт-клуба насчитывают порядка 120 членов. Дело в том, что в клуб могут вступать не только судовладельцы, но и экипаж, пояснил наш собеседник. 50 яхт для Иркутска не так уж и мало. Хотя с учётом существующей акватории – Иркутское водохранилище и просторы Байкала – флот мог быть и больше. «Мы должны были стать одним из российских центров парусного спорта, но этого не случилось», — отмечает председатель федерации. Одной из причин является то, что яхты – дорогой вид спорта.

«Современное поколение яхтсменов — из советских времён, им достались лодки, которые стали не нужны предприятиям и клубам после развала Союза, — рассказал Лев Ковалёв. – К примеру, моя лодка в своё время принадлежала клубу ИГУ. Потом яхта «ушла с молотка» в одну частную фирму, которая продала её двум моим знакомым итальянцам. Они несколько раз отдыхали на Байкале, но в последние годы не приезжают. Я обслуживаю яхту, ремонтирую её».

Сейчас стоимость судна полутонного класса (длина лодки примерно 9 метров, водоизмещение 3,5-4 тонны) – от 30 тыс. евро до 250 тыс. евро. Цена зависит не только от состояния лодки, но и от целей, для которых она приобретается, – для спорта или отдыха. Крейсерские яхты делятся на четыре типа: гоночные, гоночно-круизные, круизно-гоночные и круизные. Первые, «регатники», предназначены для соревнований, внутри никаких излишеств. Если судно идёт в многодневное плавание, команда спит в гамаках. «Приятно, конечно, сидеть внутри судна на красивом диване и потягивать коньяк, — отметил Ковалёв. — Но куда важнее ощущение лёгкости и изящества, я бы сказал – ощущение совершенства, при управлении хорошо сделанной и хорошо настроенной лодкой».

Круизные лодки ходят чаще под двигателями, они тяжелы и комфортны. Внутри есть всё, что нужно для жизни: стол, диваны, камбуз, душ, гальюн. Таких «круизеров» в Иркутске порядка 30% от общего числа яхт.

Преобладают в областном центре круизно-гоночные яхты, на которых можно отдыхать и участвовать в регатах, говорит председатель федерации. В последние годы наметилась новая тенденция – покупаются гоночные яхты. «Первой ласточкой» стала яхта «Ласточка» адвоката Олега Фёдорова, привезённая из Японии, — рассказал Лев Ковалёв. – В прошлом году гоночный флот пополнился красавицей «Ноа». Титул самой быстрой яхты иркутского флота в первой же регате завоевала яхта «Freedom» (в переводе с англ. – «Свобода»), купленная осенью прошлого года в Турции». Примерную стоимость этих яхт, по данным «Конкурента», можно оценить в 250 тыс. евро. Стоимость двух яхт – «Дианы» и «Веры» – эксперты оценивают приблизительно в 1 млн. евро. Хотя подчёркивают, что иногда точную цену лодки после всех усовершенствований не знает даже её владелец.

В числе увлечённых яхтингом — бизнесмены Вячеслав Чертков, Сергей Белозеров, Давид Татулашвили, а также владелец магазина «Вертикаль» Владимир Пятаков. А вот чиновники областного и городского уровня этим видом спорта пока не особо интересуются.

В этом году на акватории Иркутского водохранилища будут проведены три регаты: «Парусное лето», «Кубок Иркутского моря», «Бархатная осень». Ожидаются также две регаты на Байкале. Спортсмены выезжают и за пределы региона – на Онежское озеро, Волгу, во Владивосток. Во Владивостоке ежегодно проводится чемпионат России в классе Конрад 25 Р «Кубок Залива Петра Великого». Организаторы предоставляют участникам яхты для соревнований. В 2004 году команда из Иркутска заняла 12-е место из 36 на чужой лодке в чужой акватории. Яхтсмены стали кандидатами в мастера спорта. Впрочем, в прошлом году их преследовали неудачи — после старта первой гонки сломалась мачта. «В нынешнем году хотели поехать реабилитироваться, но, к сожалению, не получилось. Надеюсь, что на следующий год поедем», — рассказал Ковалёв.

Содержание яхты зависит от того, для чего она используется. Одна из основных статей расходов – паруса. В среднем полутонном классе их комплект стоит 3-4 тыс. долларов. Стоимость комплекта для спортивной яхты может достигать и 10 тыс. долларов. Впрочем, если использовать паруса в круизном варианте, они могут служить 20-30 лет. Стоянка для судов в яхт-клубе обходится в сумму от 1000 до 3000 рублей в месяц.

Раз 15 он тонул…

Яхтингом занимается определённая категория людей, утверждает Геннадий Иванов. Часто этим людям приходится принимать решения, от которых может зависеть жизнь – их и экипажа. Кроме того, на воде ты обязан помочь – словом, советом, делом. За те годы, что он увлечён яхтами, пришлось пройти не через одно испытание. «Как-то мы шли осенью от Северобайкальска, потеряли рулевое управление. Дрейф был настолько большим, что нас могло разбить о берег. Это случилось ночью, я впервые увидел волну в 4,5 метра. Нам удалось выйти из этого положения, уменьшив дрейф с помощью плавучего якоря, мы начали ремонтировать рулевое управление из тех материалов, что были на яхте». В середине семидесятых, когда перевернулся сделанный нашим собеседником швербот, он с другом семь часов провёл в воде на Иркутском водохранилище. «Причём ни простуда, ни воспаление лёгких до нас тогда не добрались», — улыбается он.

Другой увлечённый яхтсмен Игорь Плотников решил связать с водой и свою карьеру. Летом он – яхтенный капитан, зимой — реставратор художественной резьбы по дереву. Яхтами он заболел 20 лет назад, участвует практически во всех регатах, неоднократно занимал призовые места. Он признался, что его привлекает и романтика, и экстрим, которые даёт ему увлечение. «Мне на воде легче дышится, находиться на суше для меня тяжело», — говорит он.

Директор одной из школ областного центра Леонид Литвинцев хоть и ходит с друзьями на катере с говорящим названием «Бродяга», считает себя яхтсменом. «Мы на свою лодку стараемся парус поставить. Катер и яхта – разные виды отдыха, — говорит он. — Там главное – пройти по воде, а у нас – доплыть до берега и покрепче привязаться». «А если мотор откажет?» — интересуюсь я. «Бросай якорь, звони друзьям!» — шутливо отвечает собеседник.

Единственный человек в Иркутске, имеющий высшее «парусное» образование, – Евгения Мусорина, окончила факультет «парусный спорт» Краснодарского института физической культуры. Она не считает, что женщина на корабле – плохая примета. «Знаете, сколько представительниц прекрасного пола в парусном спорте? А что самая короткая кругосветка под парусом принадлежит женщине? (В 2005 году англичанка Элен Маккартур в одиночку обогнула землю за 71 день 14 часов 18 минут и 33 секунды. – «Конкурент»). А на яхте «Кондор» даже есть женский экипаж», — говорит наша собеседница. Долгое время она обучала парусному спорту детей, сейчас помогает владелице яхты «Красавица» Екатерине Баяринцевой. На вопрос об экстремальных ситуациях и форс-мажоре Евгения отвечает: «Мы для того и учимся годами, чтобы в совершенстве управлять яхтой, а нестандартных ситуаций было как можно меньше».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры