издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В мягком переплёте

Иркутский книжный рынок остаётся закрытым для проникновения иногородних конкурентов. Единственным неместным игроком стала сеть магазинов из Новосибирска. Именно оттуда эксперты предлагают ждать появления новых книжных ритейлеров. Между тем уже существующие сети работают в разных секторах рынка, рассчитывая заполучить своего покупателя. Средний чек иркутянина в книжном магазине равен 100-200 рублям, констатируют предприниматели. Они продолжают ориентироваться на массовую аудиторию, предпочитающую «лёгкую» литературу — любовные романы, авантюрные детективы и фэнтези.

Книжное обозрение

Книжный рынок Иркутска делят между собой две основные группы конкурентов — местные сети «Светлана», «ПродалитЪ» и новосибирские «Книгомир», «Лас-Книгас», «Литера» и «Пиши-читай», входящие в структуру «Топ-Книга». Оборот новосибирской компании в 2006 году превысил 200 млн. долларов, что составляет более 8% от объёма розничного книжного рынка России. Всегда осторожные иркутские игроки не брались определить свои доли на рынке. Однако, по оценке владельца ритейл-сети «Светлана» Петра Фигуры, его магазинам принадлежит четверть иркутского книжного рынка, 45% — у сети «ПродалитЪ», ещё 20% — у новосибирской «Топ-Книги». Остальные 10% приходятся на отдельные магазины «Букинист», «Марьина роща» и уличную торговлю. Эти игроки развивают рынок, среднемесячный объём которого, по информации директора дивизиона «Сибирь» компании «Топ-книга» Юлии Буниной, составляет около 100 млн. рублей.

Несмотря на то, что никакой официальной статистики по количеству торговых точек в городе не существует, предприниматели признают, что Иркутск насыщен предложением разного рода литературы. В связи с этим происходит сегментация рынка. Каждая сеть пытается занять свою полку. Местные ритейлеры работают в основном в режиме обычных магазинов на окраинах города или супермаркетов в центре. Их новосибирский конкурент пробует развивать новый формат — книжного гипермаркета, пока единственного в Иркутске и всего двенадцатого по стране. Такие магазины открывают в городах-миллионниках либо с численностью населения, приближающейся к этой цифре.

Игроки пытаются различаться по режиму работы, правда, пока основная часть магазинов продолжает обслуживать любителей книг до шести-семи вечера. «Там, где есть поток покупателей вечером — на окраинах города, торговые точки открыты до 8-9 часов», — рассказывает Пётр Фигура. Однако до появления круглосуточного книжного магазина в Иркутске пока далеко. Предприниматели не видят в нём необходимости из-за отсутствия в городе ночной жизни. По их мнению, книжным выгодно работать круглосуточно только в столицах. Там за ночную смену магазины зарабатывают порядка 15% от своего оборота.

В выборе ценовой политики иркутские ритейлеры солидарны. Единственный пример книжного дискаунтера — магазин «Литера». «Поначалу магазины позволяют себе демпинговать, для этого они даже «снимают» прайс-листы у конкурентов, — делится наблюдениями один из собеседников. — Однако оборот не окупает потерь, и цены выравниваются». В книжную наценку включены расходы на доставку, аренду помещения магазина, налоги, зарплату сотрудникам, прибыль. Меньше всего наценка на учебники, больше — на специальную литературу и на книги, которые дольше всего продаются. К слову, местные представители отказались назвать размер маржи, но, по некоторой информации, она составляет примерно четверть от стоимости книги.

Покупательскую способность книготорговцы оценивают по-разному: средний чек равен 100-200 рублям. По словам управляющего Агентством регионального развития потребительского рынка и сферы услуг Сергея Лыкова, ежемесячно иркутяне тратят на книги 5-7% от средней заработной платы (размер средней заработной платы, по данным на 1 июля, 12471 рубль. — «Конкурент»). «Для региона это нормальный показатель, — говорит Лыков. — Хотя в Москве и Санкт-Петербурге жители тратят на книгопечатную продукцию значительно больше — до 15% от заработной платы».

Криминальное чтиво

Игроки делят и покупательскую аудиторию. Посягают, как правило, на массового читателя. В «Лас-Книгас», например, клиентов распределяют на две группы — «до 25 лет» и «после 25 лет». Первые приобретают преимущественно новинки «модных авторов», к которым книготорговцы причисляют Пауло Коэльо, Лорен Вайсбергер, Оксану Робски. Вторая группа покупателей, «постарше», предпочитает детективы Татьяны Поляковой, Александры Марининой. Впрочем, имя одного автора звучало от книготорговцев чаще других — Дарья Донцова. Кроме того она попала в тройку рейтинга самых популярных писателей, составленного лицеистами Иркутского госуниверситета Еленой Денеж, Натальей Ивановой и Анной Искуловой. Учащиеся опросили 436 человек в трёх крупных книжных магазинах Иркутска и библиотеке им. Марка Сергеева. В лидерах также оказались братья Стругацкие и Ник Перумов. «Книги Дарьи Донцовой за семь последних лет в среднем давали тиражи 10 млн. в год при плодовитости книга в месяц, — рассказывает научный сотрудник Центра независимых социальных исследований и образования Кирилл Титаев. — Для сравнения: в конце 80-х годов трёхтомник Блока разошёлся тиражом в 1,5 млн. экземпляров. Сейчас Блока не продать в таких количествах и за 10 лет». Впрочем, наблюдается некоторое снижение спроса на авантюрные детективы. «Раньше книги Донцовой расходились по полторы тысячи экземпляров в неделю, сейчас — максимум 200-300», — обнадёживает Пётр Фигура. Согласно тому же исследованию лицеистов, из биографий самый высокий спрос на Владимира Путина, затем — Че Гевару, третье место заняла Ольга Бузова («Дом-2»).

Качество вкуса

В Иркутске, как старом университетском городе, существует спрос на «качественную литературу», рассказывает Кирилл Титаев. По этому показателю город находится примерно на одной позиции с Новосибирском и Томском (лидерами являются столицы, а также Екатеринбург и Калининград. — «Конкурент»). «Иркутск — город с богатой историей, и это не может не сказываться на уровне культурных запросов его жителей», — подтверждает Юлия Бунина из «Топ-книги». Эксперты оценивают долю художественной литературы, которую завозят в регион, в 65% (включая бульварные издания и литературу по школьной программе), долю научной и учебной — до 10%, детской — до 25%. «В Иркутск приходит 42 журнала Esquire, в соседнем Красноярске — чуть более 20. Эссеистика Умберто Эко — несколько сот экземпляров, в Красноярске — десятки. Тем не менее немассовую литературу, тиражом менее 1 тыс. экземпляров, в Иркутск везти не стоит, город остаётся провинциальным», — отмечает Кирилл Титаев.

Ставку на «интеллектуальную и редкую беллетристику» в Иркутске делает, пожалуй, только один игрок — «Марьина роща». «Нам интересно то, что находится на периферии интересов массового читателя и крупных сетей», — говорит директор Владимир Демчиков. Клиенты «Марьиной Рощи» — люди, которым точно за 20 лет, а некоторым даже за 60, — составляют менее 1% от всех читателей Иркутска. По словам Кирилла Титаева, с ассортиментом «Марьиной рощи» на рынок когда-то пришла иркутская сеть «ПродалитЪ», но уже через год повернулась лицом к «донцовскому» читателю.

На обороте классической литературы работает магазин «Букинист». «Школьники покупают по программе Пушкина и Достоевского, — рассказывает заместитель директора магазина «Букинист» Надежда Ильина. — Ученики используют наш магазин как своеобразный «обменник». Последние годы наблюдается подъём покупательского спроса и на подержанные учебники. В остальном «Букинист», как и другие книжные сети, активно продаёт современные фэнтези, любовные романы и детективы.

В Иркутске остаются востребованными специализированные книги, говорит Кирилл Титаев. Столица Приангарья, в отличие от Томска, имеет пять индустриальных спутников, что повышает спрос на техническую литературу. Иркутск входит в десятку интернет-городов РФ, и книги по IT-технологиям пользуются популярностью. Однако в этом сегменте ожидается переход с бумажных носителей на электронные. За последнее десятилетие продажа справочников в мире сократилась в пять раз, отмечает эксперт. С ним согласен шеф-редактор портала babr.ru Дмитрий Таевский: «Профессиональной литературы в сети более чем достаточно, к тому же в электронном виде ею удобнее пользоваться из-за функции поиска и возможности обновления». Впрочем, эти изменения вряд ли коснутся художественных произведений, утешают эксперты книготорговцев. Литература в электронном виде востребована пока весьма специфическим читателем, который готов испытывать неудобства при чтении с экрана компьютера.

Рынок по полкам

Ситуацию в иркутском книжном ритейле Сергей Лыков назвал нетипичной для европейских городов, а её развитие — предсказуемым. «Учитывая тенденцию к консолидации в книготорговле, вряд ли в Иркутске появятся новые местные сети, которые будут развивать бизнес «с нуля», — считает он. — А приход крупных иногородних игроков возможен только из того же Новосибирска: столичным ритейлерам нерентабельно продвигаться в отдалённые регионы». Юлия Бунина, напротив, не исключает возможности прихода сюда одного или нескольких федеральных игроков, например, сети «Буква».

Однако зайти на рынок новому игроку будет не так-то просто. Существующие сети активно осваивают спальные районы областного центра, а некоторые уже перешагнули границы Иркутска. Вслед за «Продалитом» в городах региона свои магазины планирует открыть «Топ-книга». И это несмотря на то, что предприниматели признают: люди стали меньше читать. Эксперты полагают, что магазины рассчитывают на увеличение оборота за счёт продажи смежных ассортиментов: канцелярских товаров, фильмов, музыки, игр.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры