издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Золотой ключик» вдохновения

Когда в судьбе человека сходятся такие серьёзные даты, как 80 лет со дня рождения и 55 лет сценической деятельности, он становится, сам того не сознавая, живой легендой. Не осознают этого до конца и окружающие, как в случае с артистом Иркутского областного театра юного зрителя имени А. Вампилова заслуженным работником культуры Республики Бурятия Олегом Матевосовым.

И знаете почему? Да всё очень просто. «Аксакальство» его в глаза не бросается, а сам Олег Акопович им не бравирует. Он моложав и внешне на свой почтенный возраст никак не тянет, разве что походка малость утратила былую упругость. Но глаз горит, зубы сверкают в улыбке, а умение жизнерадостно, от души рассмеяться и вовсе преображает в такие моменты лицо актёра, на котором вы и морщинки не найдёте. Главное – у него молодая душа. Любознательная, легко воспламеняющаяся, на всё и на всех с нерастраченным кавказским темпераментом реагирующая.

Но дело, понятно, не только в этом. Олег Матевосов держится с партнёрами на равных. Так же, как они, заранее смотрит расписание, горячится и нервничает на репетициях, гримируется к спектаклям, выходит на поклоны… Разве будешь каждый день думать о том, что юбиляр живёт в этом режиме более полувека? Причём все 55 лет – на одной сцене, по сегодняшний день! Работает и работает, как положено артисту. По-другому уже вроде и быть не может. Не зря же режиссёр Эверт Корсаков, заслуженный деятель искусств Белоруссии, сам давно ставший живой легендой, назвал Олега Матевосова хранителем тюзовского очага.

А ведь они фактически ровесники – театр и его ветеран: вампиловцы подняли нынче занавес 80-го, юбилейного, сезона. И актёрский потенциал Олега Акоповича раскрылся и реализовался именно здесь, на земле близ Байкала. «Сосватал» его, молодого тогда парня из южного города Краснодара, приехавшего попытать счастья на московской бирже, Семён Савельевич Казимировский, бывший в середине прошлого века главным режиссёром Иркутского театра юного зрителя.

В творческом багаже новичка значилась студия при Краснодарском драмтеатре, в житейском багаже – должность политрука, работавшего три года по призыву военкомата с молодёжью, которая восстанавливала из руин полностью разрушенный в Отечественную войну Севастополь. Уехав в Сибирь, так далеко от дома и родни, Матевосов был тепло принят и обласкан костяком сценического коллектива: в труппе ещё блистали талантливые Лавров, Климанова, Эхтер, Шестерников, Коршунов… С их лёгкой руки до сих пор жива традиция встречать вновь прибывших актёров со всей приветливостью, чтобы они сразу ощущали себя в благоприятной атмосфере.

А проводником этой традиции стал, как легко догадаться, Олег Матевосов. И не только в силу общественных обязанностей – сначала профсоюзного лидера, а потом секретаря партийной организации на протяжении, заметьте, семнадцати лет кряду, вплоть до самороспуска КПСС. Нет, он, скорее, к душе своей прислушивался, когда отстаивал справедливость. Случалось, и нередко, что представление о справедливости у парторга и руководства театра кардинально расходилось, и тогда актёр безбоязненно шёл на конфликт с очередным главным режиссёром или откровенно говорил на собрании, в чём видит ошибку директора. Для Матевосова, как человека с отчётливой гражданской позицией, всю жизнь были и остаются приоритетными две заботы: защищать на любом уровне честь родного театра и отстаивать интересы актёрской братии. Квартиры, ставки, звания, поощрения – всё приходилось пробивать, «ломать шапку» перед партсовноменклатурой ради товарищей по труппе. И слово секретаря первички становилось зачастую решающим. Уж кто-кто, а Виктор Зикора, ныне народный артист России, работающий во МХАТе им. Горького, неспроста пишет в книге «Цветы и годы», изданной к предыдущему юбилею ТЮЗа, о своём старшем товарище: «Всегда готовый прийти на помощь, душевный и дисциплинированный в работе».

Активистов, чья принципиальность несгибаема, если они убеждены в своей правоте, а Матевосов как раз этим отличается, многие не жалуют. Да ведь и впрямь трудно бывает любить человека, который обо всём имеет собственное мнение и, как в анекдоте, только его считает правильным. Но, что бы там ни было, ни один человек в театре никогда не усомнился, что Олег Акопович беззаветно предан ТЮЗу и принёс ему много пользы. Не только на общественном поприще. Он любит театр, живёт им, относится к театру трепетно, с огромной личной ответственностью. И, как полагает народная артистка России Людмила Стрижова, вампиловская сцена в силу своей специфики обладает удивительной энергией, которая продлевает молодость тех, кто верит во что-то хорошее, доброе, светлое. Отсюда и неостывающий жар души Матевосова, его неизбывный оптимизм.

В спорте есть стайеры и спринтеры – бегуны на длинную и короткую дистанции. В литературе – авторы эпопей и мастера малого жанра. Но и романисты, и рассказчики равно нужны ей. В театре – исполнители главных ролей и актёры на роли второго плана, мастера эпизода, без которых ни один спектакль не обходится. Олег Акопович в силу своей острохарактерности заметен на сцене независимо от того, большую роль он играет или крохотную, в вечернем репертуаре для взрослых или в утренней постановке для детской аудитории. Он дотошен и щепетилен в гриме, в подборе костюма, в поиске образа и до того влюбляется в своих персонажей, что расстаётся с ними болезненно, когда спектакль, как всё на свете, заканчивает свою жизнь.

Многие работы Матевосова нашли отклик в газетной периодике. Писали, например, о его неповторимом Тимуро-сане из постановки по известной повести Г. Машкина «Синее море, белый пароход», где актёр не только создал внешне убедительный образ японца, но и его народный характер воспроизвёл. Писали о интересной трактовке Шпиона в инсценировке детектива В. Имшенецкого «Секрет лабиринта Гаусса». Да о многих ролях, хотя они вовсе не главные. Надо сказать, что режиссёры, сколько их ни было, всегда охотно занимали этого артиста в своих постановках. И ему неизменно везло на произведения иркутских авторов. Удачен, в частности, был образ Проводника в «Лабиринтах сновидений» А. Шманова. Особая страница для Матевосова – участие в спектаклях по пьесам драматурга, чьё имя носит театр. Золотуев в «Прощании в июне» – роль, потребовавшая максимальной концентрации сценических навыков и умений. Впрочем, артист любую роль играет с полной отдачей. На аплодисментах шла последняя сцена Помигалова, отца главной героини Валентины, в спектакле «Прошлым летом в Чулимске». Сосед в «Сарафановых» («Старшем сыне») произносит всего одну фразу, но своим непритворным сочувствием музыканту как бы вторит теме его симфонии «Все люди – братья».

Умение выпукло подать своего персонажа сделало запоминающимися многие сценические работы. Трогательно сыгранный в чеховском «Вишнёвом саде» Симеонов-Пищик, нелепый приживала, обросший долгами и тайно вздыхающий по Раневской, вызывал слёзы у зрителей своей беспомощностью, когда он узнаёт об отъезде хозяев проданной усадьбы. Памятен бандит по кличке Репа с его коронной фразой «А вот это ты нюхал?» Актёр незаметно клал на ладонь спичечный коробок, и его кулак казался огромным («Два цвета»). Генка Лызлов в «Антоне Шелестове» заставлял зал ахнуть, когда раскуренной докрасна папиросой прижигал товарищу руку.

Шекспир, Володин, Розов, Арбузов… Классика зарубежная, русская, современная драматургия. Кажется, испытал себя во всех мыслимых жанрах. А уж сказок – каких только не переиграно. И всякий раз – в удовольствие. Заглавные роли в «Похитителе луковиц» и в «Волшебнике Изумрудного города», Дуремар в «Золотом ключике» и Сом Сазаныч в «Садко», Балу в «Маугли» и Крот в «Дюймовочке», Купец в «Аленьком цветочке» и Король в «Маленьком Муке». Да и просто Боярин, допустим, в «Коньке-горбунке». Сколько простора для актёрской фантазии, какое наслаждение – купаться в ярких ролях, вызывая то удивление, то восторг детворы. Халтуры или отсебятины в текстах не терпит и у партнёров, если что, пресекает.

Поистине, кто сам любит жизнь, тому она отвечает взаимностью. Правда, отвечает, видимо, в той мере, какую определит судьба. Чувство недооценённости, замечено мудрецами, губительно для человека, как чёрная энергетическая дыра, поглощающая его силы. Наверно, Олег Матевосов не годится для роли баловня судьбы. Но и пастернаковское «У жизни есть любимцы. Мне кажется, мы не из их числа» вряд ли про него. Хотя бы по одному тому, что Олег Акопович – потрясающий семьянин, как выразился заслуженный артист России Валерий Елисеев. С супругой Людмилой справили два года назад золотую свадьбу, без ссор и обид вырастили и выучили двух дочерей, радуются двум внучкам и внуку. «Я даже выразить не пробую, как на душе светло и тихо», вот это словами того же поэта артист-юбиляр вполне может сказать о своём состоянии в домашней обстановке. Впрочем, он говорит иначе:

– Вы меня видели хоть раз, чтобы я пришёл в театр с кислым настроением? Если бы мне было не интересно, давно бы уволился. Но во мне же сидит жучок какой-то, чертёнок, и я хочу до конца его выхлестнуть из себя. Недавно иркутское радио обсуждало, как поднять себе настроение, если не выспался, голова болит и надо спешить на работу.

– Для вас такой проблемы не существует?

– У меня дома прекрасная кошка. Как будто человек. Зовут Дашка. Принесла её внучка вот такусенькую, и я только год назад заметил, что у неё на ушах кисточки, как у рыси. Породистая. Она снимает любой стресс моментально. Такая хитрая! Видит утром, что я встал, и ведёт меня на кухню, ещё и оглядывается, иду ли я за ней. Мы с женой покупаем ей конфеты – витаминчики всякие, дорогие, по рублю штучка. И вот она на стульчик в кухне заскакивает и ждёт, пока ты ей дашь конфетку.

– А вам, Олег Акопович, какие «конфетки» за жизнь перепали?

– Вы о правительственных наградах? У меня три медали, в том числе «Знак Почёта». А ещё я дорожу грамотами губернатора Приангарья и мэра Иркутска. Но наша миссия – отдавать. Артист обязан затрачивать себя. Он даже болеть не имеет права! Однако всё это оправдывается и окупается благодарностью публики. Если мы хоть зёрнышко даём зрителю подумать над чем-то, какие-то чувства пережить, то уже едим свой трудный хлеб не зря. И пусть театр будет всегда! Он стоит того, чтобы служить ему, пока ты жив.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры