издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Созвездие Раисы Сотниковой

  • Автор: Александра АНТОНОВА

Две вещи наполняют душу новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них. Это вид звёздного неба над нами и нравственный закон внутри нас, говорил основатель немецкой классической философии Иммануил Кант.

Эти «вещи» к тому же нередко влияют на судьбу людей, выбор их жизненного пути. Величественная картина звёздного неба, сформировавшая многие поколения математиков, философов, астрономов, сегодня так же волнующе прекрасна, как и 5-6 тысячелетий назад, в период рождения древневосточных цивилизаций. Путь в науку у каждого тоже свой, в соответствии с собственной мерой сопротивления нынешним не только научным проблемам.

Семь лет подряд иркутские школьники уверенно побеждают на городских, областных, российских и международных олимпиадах по астрономии и физике космоса. Многим сразу вспомнится Сергей Зоркин, абсолютный победитель Азиатско-Тихоокеанской и Сингапурской олимпиад, где юный иркутский гений завоевал золотые медали.

Что, вернее, кто стоит за этими оглушительными победами молодой интеллектуальной элиты Приангарья? Для ответа на этот вопрос нужно совершить небольшое путешествие в послевоенный Куйтун, один из районных центров Иркутской области, где прошли детство и школьная юность кандидата физико-математических наук, доцента кафедры общей и космической физики ИГУ Раисы Тимофеевны Сотниковой.

Астрономией, звёздами она «заболела» примерно с пятого класса. Занималась в школьном астрономическом кружке, находила интересный материал о жизни звёзд, учёных-астрономах, научных открытиях и т.п., делала сообщения. Было очень интересно.

В куйтунской средней школе много лет работала замечательная учительница математики Нина Ивановна Воскобойникова. Хорошо понимая индивидуальность каждого ребёнка, она использовала, как сейчас модно говорить, дифференцированный подход в обучении. Хотя в те послевоенные годы этих слов ещё не знали, Нина Ивановна, по воспоминаниям Сотниковой, занималась с детьми именно так.

– Она не давала нам лениться, грузила по-крупному и отметки ставила тоже не щадя. У Нины Ивановны был сборник задач для поступающих в МГУ, которые я с её подачи решала в старших классах. Хотя таких учеников у Воскобойниковой было несколько. Иван Шестаков, например, сейчас известный математик, профессор Новосибирского университета, работает в Бразилии. Школьная учительница математики заложила хороший фундамент наших дальнейших успехов.

Окончив школу с серебряной медалью, Раиса Сотникова поступила в Иркутский госуниверситет, на физический факультет – там была кафедра космофизики, где наблюдают и изучают звёзды. Специализацию проходила тоже на кафедре космофизики, это был сознательный выбор. Дипломная работа выпускницы ИГУ посвящена Солнцу и называлась «Эволюция солнечных пятен, причины, вызывающие их разрушение». Её собственные изыскания о жизни этой малоизученной звезды были оценены на отлично, и Сотникова получила направление в аспирантуру МГУ.

– Трудности того московского периода – не для печати, – сказала моя героиня. И добавила: – Я просто не имела права не сделать то, ради чего приехала в Москву.

И всё же три аспирантских года в МГУ сейчас самые, пожалуй, дорогие воспоминания Раисы Тимофеевны. Молодая иркутянка очутилась в эпицентре тогдашней астрономической науки, училась у блестящих учёных, звёзд мировой астрономии, математики, физики.

– Это поколение учёных невозможно описать словами, – считает Сотникова. – Шкловский, Пикельнер, Кононович, Зельдович – не только блестящие научные исследования, великолепные открытые лекции, музыкально-поэтические вечера. Эти удивительные люди отправлялись с нами, аспирантами, в горы Заилийского Алатау, Тянь-Шаня, где звёздники (профессиональный термин!) при плотно задёрнутых шторках – ни один лучик света не должен пробиться наружу – наблюдали звёздное небо, а мы, солнечники, отработав свою дневную смену, всю ночь гоняли чаи. Пиршество абсолютной свободы, интеллекта, духовности. Памятью о тех звёздных ночах живу до сих пор.

Кафедра астрофизики МГУ и сегодня работает на базе государственного астрономического института имени Штернберга, всемирно известного ГАИШа – главной кузницы российских астрофизических кадров. Недавно по телевизору показывали серию фильмов о наших физиках, тех замечательных учёных, которых мы долгое время не знали – не положено. За что, например, Зельдович стал трижды Героем Социалистического труда? Много лет это было известно только узкому кругу лиц.

– Мне повезло, – вспоминает Сотникова, – я училась у представителей той старой интеллектуальной элиты, о которой сегодня можно лишь прочитать в книгах. Хотя некоторые из них до сих пор, к счастью, живы, в том числе мой научный руководитель Эдвард Владимирович Кононович, с которым переписываемся долгие годы.

Не миновали физики и собственные дети Раисы Сотниковой. Недавно, например, в ТВ-сюжете о молодых учёных Объединённого института ядерных исследований Дубны она увидела своего старшего сына, выпускника ИГУ Альберта Сотникова. Можно только догадываться, какие чувства переполняли в те минуты сердце матери. Несколько лет подряд он участвует в международном проекте – регистрации космических нейтрино, работает в Северных Альпах, в Италии.

После аспирантуры в МГУ Сотникова вернулась в Иркутск и, что называется, окунулась в преподавательскую работу. Кроме родной кафедры общей и космической физики вела уроки астрономии в 47-й школе, лицее ИГУ, гимназии-интернате для одарённых детей. Знания о космосе, Вселенной, галактиках, других неведомых мирах всегда были интересны молодёжи. Чего стоят, например, одни только «чёрные дыры» – невидимые звёзды с таким экзотическим названием изучает нынешний директор ГАИШа академик Анатолий Черепащук. Этот прекрасный, величественный мир захватывает, образно говоря, и физиков, и лириков, то есть и мыслящих логически, и оперирующих образами.

– Когда-то юные гуманитарии были поначалу недовольны: зачем нам эти законы, зачем нужна астрономия, – вспоминает Сотникова. – Но вскоре поняли, сколько замечательных открытий было сделано на протяжении земной цивилизации, сколько великих поэтов, писателей обращались к астрономии. Ломоносов писал о гелиоцентрической системе мира, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Бунин, Брюсов и другие о звёздах, величии Вселенной, её тайнах. Великолепное описание солнечного затмения есть, например, у Блока: «Шар раскалённый, золотой\\ пошлёт в пространство луч огромный\\ И длинный конус тени тёмной\\ В пространство бросит шар другой». Словом, когда дети это поняли, то пачками понесли мне свои «открытия».

Астрономическая олимпиада – давняя российская традиция. Но в Иркутске с его богатым научным и преподавательским потенциалом (здесь есть Институт солнечной и земной физики, кафедра космофизики ИГУ, астрономическая обсерватория, астроклуб) олимпиады по этому предмету почему-то не проводились. Первое городское состязание юных астрономов и астрофизиков состоялось в 2001 году. Ученики Сотниковой сразу заняли тогда два первых (Дима Камозин и Саша Белоглазов) и два вторых (Слава Трескин и Сергей Смолянинов) места, поделив между собой первые-вторые места и на областной олимпиаде. Это был настоящий успех талантливого педагога и её уникальной школы. Впрочем, успех год от года подкреплялся новыми победами.

В том же 2001-м году ребята завоевали на Всероссийской олимпиаде два диплома четвёртой степени и один – второй. Иркутская астрофизическая школа Раисы Сотниковой вышла на всероссийский уровень.

Тринадцать(!) призовых мест заняли за минувшие семь лет на всероссийских олимпиадах её ученики. А на Международной 2005 года (в Иркутске) рядом с Сергеем Зоркиным были Сергей Иванов (1 место), Костя Синьков и Володя Шапранов (2 место), Алексей Павлов (3 место). Они же заняли и вторые места на Всероссийской олимпиаде 2006 года в Саранске. Филипп Степанов и Костя Адельсон, занявшие первое и второе места на областной олимпиаде 2007-го, Сергей Иванов и Костя Синьков (второе и третье место на российской того же года) – все они ученики этого уникального педагога. Они всё увереннее входят в состав российской и мировой научно-технической элиты.

В Московском физико-техническом институте, знаменитом МФТИ, где собрана интеллектуальная элита страны, на кафедре астрофизики учатся Константин Синьков и Сергей Иванов. Там же, в МФТИ, на втором курсе – Сергей Зоркин и Алексей Павлов. По результатам олимпиад, без экзаменов, поступил в Новосибирский университет Александр Белоглазов, в МГУ – победитель и призёр многих олимпиад Виктор Курилов, в Санкт-Петербургском университете, на втором курсе астрономического отделения учится Владимир Шапранов. У нынешнего пятикурсника Московского государственного астрономического института имени Штернберга Евгения Горбовского есть уже интересные научные публикации, это очень перспективный молодой учёный.

Не покинувшие родной Иркутск ученики Сотниковой, призёры областных и российских олимпиад, учатся в ИГУ, работают в Институте солнечной и земной физики. Все они – молодое поколение российских учёных, математиков, астрофизиков, новые звёздочки в большом созвездии замечательного иркутского педагога, учёного, дважды лауреата соросовского гранта Раисы Тимофеевны Сотниковой.

Блеск иркутских физико-астрономических «звёзд» ещё и следствие хорошо выстроенной, продуманной, отшлифованной годами системы подготовки научных кадров – от школьных уроков астрономии, популяризации астрономических знаний (обсерватория), обучения в ИГУ (кафедра общей и космической физики), аспирантуры до серьёзных научных исследований в иркутском Институте солнечной и земной физики. Но недавнее решение областного департамента образования, похоже, выбило из этой цепи самое важное звено – школьные уроки астрономии. Этот предмет убран из регионального учебного плана, уже в следующем, 2008-2009-м учебном году астрономию в школах области преподавать не будут. Впрочем, кое-где (в школах областного центра, других городах и посёлках) её нет и сегодня. Этот факт не может не тревожить представителей иркутской научной общественности.

– Практическая востребованность астрономии сегодня как никогда высока, – убеждён декан физического факультета Иркутского госуниверситета профессор, доктор физико-математических наук Юрий Аграфонов. – Астрономия даёт информацию об околоземном пространстве и прогнозе погоды, о связи с космическими аппаратами, спутниками. Это и система глобального позиционирования GPS, когда с помощью спутников можно найти любой нужный объект с точностью до 2-3 метров, отечественная навигационная система ГЛОНАС и многое, многое другое, где нужны именно астрономические знания – всё это передовой край российской науки и техники. И когда из школьного обучения начинают вымываться физика и астрономия (сокращают часы на физику, убирают астрономию), это бьёт по экономике нашей страны, затрагивает её национальную безопасность. Национальная космическая программа России должна быть независима от американской, а для этого нужны прежде всего хорошо подготовленные научные кадры.

Ещё один немаловажный аспект подчеркнул бывший заместитель начальника областного департамента образования, нынешний руководитель Центра тестирования по ЕГЭ Александр Костин: объём знаний по физике и астрономии, который получают сегодня дети в школах области, недостаточен. Математические школы, предметные олимпиады, в том числе и по астрономии, – лишь частичное решение серьёзной проблемы.

Курс на развитие космических исследований, космонавтики обозначил недавно президент страны Владимир Путин. А ученики Раисы Сотниковой вновь собираются штурмовать астрономические и физические высоты. Победители недавней областной олимпиады, десятиклассники Филипп Степанов и Константин Адельсон, а также пока ещё «не обстрелянный» в суровых интеллектуальных битвах Александр Кучук, готовятся к очередной российской олимпиаде.

– Ребята занимались у меня всё лето, – говорит Раиса Тимофеевна. – Решали сложные задачи, готовились на очень серьёзном уровне. Думаю, их труд и знания не останутся незамеченными.

Выдержат ли чиновничье сопротивление новые поколения юных иркутских астрофизических талантов?

Фото Егора СОБОЛЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры