издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В неоплатном долгу

Потерять близкого человека, тем более горячо любимого ребёнка, – самое страшное, что может произойти. По свидетельству психологов, убитым горем родственникам сложнее всего смириться с мыслью, что ничего уже нельзя вернуть. Возникает чувство пустоты, которая неумолимо требует заполнения. Кто-то с головой уходит в работу или религию. Есть и такие, кто до последнего судится с виновниками смерти любимого человека. Между тем, отмечают специалисты, ими движет вовсе не жажда наживы.

Страшная трагедия ворвалась в семью Елены в один из солнечных весенних дней 2005 года. Её 12-летняя дочь Наташа возвращалась с подружкой домой. Как обычно, оживлённую дорогу в районе остановки «Омулевского» девочки пересекли по пешеходному переходу. На беду, ехавший со стороны улицы Аэрофлотской водитель пассажирского автобуса «Азия-Космос» заметил школьниц только в последний момент. Экстренная остановка не могла спасти Наташу – в считанные секунды девочка оказалась под колёсами машины. Между тем мать Наташи работала врачом в Ивано-Матрёнинской детской больнице, расположенной неподалёку. Кое-кто из её коллег видел случившееся и поспешил сообщить матери. Так несчастная женщина стала очевидцем ужасного зрелища: у неё на глазах окровавленное тело её ребенка доставали из-под колёс автобуса и грузили в машину «скорой помощи». Из сильнейшего эмоционального потрясения убитую горем мать частично вывел лишь психолог. Врач рекомендовал Елене лечь в стационар, но дома оставалась без присмотра ещё одна малолетняя дочь, да и хлопоты с похоронами Наташи не позволяли заняться собой.

Последующие месяцы превратились для Елены в настоящий кошмар. Едва ли не каждый день она была вынуждена присутствовать на заседаниях специальных комиссий, выясняющих степень вины водителя. Каждое такое заседание начиналось с зачитывания подробностей того ужасного дня. Находясь в полуобморочном состоянии, несчастная мать каждый раз снова и снова была вынуждена переживать самые страшные моменты своей жизни.

Нелёгкое решение предстояло вынести судье Свердловского районного суда Иркутска Светлане Белик. По факту гибели ребёнка практически сразу было возбуждено уголовное дело. В том, что в случившемся виновен водитель автобуса, стало ясно из первых же заключений специалистов. В них утверждалось, что он не выбрал безопасную скорость, тем самым спровоцировав трагедию, а позже не предпринял экстренных мер для избежания столкновения.

Кроме выплаты компенсации за моральный ущерб, мама погибшей Наташи настаивала на возмещении суммы, потраченной на похороны и поминальный ужин. Выяснилось, что эту часть расходов должна покрыть компания, в которой была застрахована фирма владельца автобуса Павла Белькова. Страховщики, однако, признали лишь расходы, связанные непосредственно с погребением. Представители компании отказывались оплатить традиционные поминки. Судья положила конец этому торгу, сославшись на статьи закона, где ясно сказано: при возмещении материального ущерба оплачиваются расходы, связанные со всеми народными обычаями, имеющими отношение к похоронам. А вот измерить нравственные страдания матери оказалось куда сложнее. Утрата любимого ребёнка невосполнима, но суду предстояло всё-таки определить компенсацию страшной потери в денежном эквиваленте.

Пока шли судебные разбирательства, несчастная женщина жила за счёт успокоительных препаратов. А ведь ей нужно было и выполнять свой профессиональный долг – лечить детей, и содержать младшую дочь. Помочь в сложной жизненной ситуации разведённой женщине было практически некому. Каждый день, отправляясь на работу в больницу и возвращаясь домой, она вынуждена была проходить последним путём своей дочери и заново переживать подробности её страшной смерти. В конце концов Елене пришлось переехать в другой район города. Всё это было учтено судом.

Так что Павлу Белькову, работодателю виновного в трагедии водителя, пришлось выплатить за моральные страдания матери полмиллиона рублей (суд признал обоснованной именно такую сумму), а кроме того – возместить расходы за услуги адвоката. Может быть, это заставит руководителей транспортных предприятий осознать: именно они в ответе за тех, кого садят за руль своих автомобилей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер