издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Национальные истоки

В Международном бурятском фестивале «Алтаргана» приняли участие более четырёх тысяч человек

В Приангарье прошёл YIII Международный бурятский национальный фестиваль «Алтаргана». Он открылся на иркутском стадионе «Труд» грандиозным шествием делегатов, приехавших из Китая, Монголии, Республики Бурятия, Забайкальского края, Томска, Красноярска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. Колонну возглавляла группа всадников, напоминавших древних воинов. Национальные парчовые костюмы старейшин на ярком солнце сверкали лучистыми отливами, борцы традиционно шли полуобнажёнными. Взрывающиеся хлопушки мгновенно украсили зелёное поле разноцветным ковром из серпантина, блёсток и лент.

Алтаргана – степной цветок, тянущийся вверх, несмотря на суровый климат, в котором растёт. Именно он стал символом фестиваля народа, который живёт на территории России, в Монголии и других странах. Бурятия представила полторы тысячи делегатов из всех районов своей республики. Из Монголии приехали шестьсот бурят, из Агинского округа — более трёхсот, Усть-Орда делегировала в Иркутск тысячу участников. В общей сложности столица Прибайкалья принимала около четырёх тысяч бурят, ярко продемонстрировавших знание истоков своего народа.

Организаторами «Алтарганы» выступили администрация Иркутской области, Законодательное собрание региона, мэрия Иркутска, Центр сохранения и развития бурятского этноса, Всебурятская ассоциация развития культуры. Гостей фестиваля на его открытии приветствовали временно исполняющий обязанности губернатора области Игорь Есиповский, председатель Законодательного собрания Виктор Круглов, мэр Иркутска Владимир Якубовский, депутат Государственной Думы Валерий Малеев.

«Алтаргана» в Иркутске объединила бурят. По древнему обычаю она стала местом соревнований по национальной борьбе и стрельбе из лука, конному спорту, другим спортивным состязаниям. Конкурсы проводились среди модельеров («Бурятский костюм: традиции и современность») и среди восточных красавиц («Дангина»). Также состязались строители традиционной бурятской юрты. Этот конкурс потребовал от его участников больших финансовых затрат, потому что необходимо было наличие деревянной юрты, её внутреннее оформление.

Особое внимание гостей привлёк фольклорный конкурс «Один день бурята», проводившийся на основной сцене академического драматического театра имени Охлопкова. Собственно, на нём и можно было познакомиться с традициями бурятского народа, его обрядами, песнями, танцами. Программа распределялась таким образом, чтобы можно было показать жизнь родов со времён, когда они вели кочевой образ жизни. Коллектив из Иволгинского района Бурятии показал, что селение бурят начиналось с сэргэ – коновязи, и только потом устанавливались юрты, с обязательным освещением очага, построенного в центре. Иволгинцы рассказали и о священной для бурят «белой пище» — молоке, вскармливающем и человека, и животных.

Победитель конкурса ансамбль «Тоонто» (малая родина) из Улан-Удэ, участник фольклорных фестивалей в Монголии, Китае, Франции, Голландии, США, продемонстрировал в своём выступлении, как бурятский род продолжается с рождением детей. На сцену вышел хоровод женщин, в центре которого находилась молодая жена. Пожилые бурятки усаживали её под дерево, кружили вокруг, хлестали воздух кнутами, отгоняя злых духов, окуривали благовонными травами, нагоняя сон. Когда женщина проснулась, она рассказала, что увидела дерево и камень. Это значит, что родится у неё двойня – мальчик и девочка.

Фольклорные сценки участники конкурса играли на бурятском языке, что затрудняло восприятие их содержания не только русскими зрителями, но и бурятами, многие из которых его просто не знают. Гости из Монголии и северного Китая плохо понимали своих коллег из Республики Бурятия. В территориях язык делится на диалекты, которые недоступны для понимания соседями. Эта проблема в местах проживания бурят решается по-разному: в Санкт-Петербурге, например, диаспора организовала воскресную школу, в Монголии совершенствуются в старомонгольском языке, в Республике Бурятия изучают его литературную основу. Язык – часть культуры народа, поэтому он должен быть восстановлен в том виде, в каком станет доступен каждому его представителю.

Танцы, в частности знаменитый бурятский ёхор, в переводе не нуждались. Многие коллективы «зажигали» так, что в кружении хороводов чувствовался ветер Байкала, солнечные разливы долин, шум горных водопадов. Песни и танцы «говорили», что буряты на сибирских просторах жили вольно и свободно, переезжая с места на место; они умножали свой род.

Многочисленные конкурсы «Алтарганы» проводились в Ангарске и Шелехове, посёлках Черёмушки, Усть-Орда, Ревякино. Во всех местах они сопровождались большим стечением зрителей, которые пришли посмотреть на бурятский праздник. Очевидно, что фестиваль способствовал дружбе и взаимопониманию представителей многонациональной иркутской земли. Большой интерес вызвали и выставки, организованные в музейной студии краеведческого музея, художественном музее имени Сукачёва, «СибЭкспоЦентре».

Надо заметить, что многие художники, работающие в Улан-Удэ, – выпускники Иркутского художественного училища, поэтому в технике исполнения живописных работ они придерживаются академической манеры письма. Выставка-конкурс произведений мастеров бурятских традиционных художественных промыслов вызвала особый интерес. На ней были представлены многочисленные тотемы – покровители родов и семей, современные онгоны и обереги. Ювелирные изделия, как правило, выполненные из серебра, украшенные кораллами, в сочетании белого и красного цветов, делают их настоящими произведениями искусства.

Устроители провели конкурс и среди журналистов, которые писали и рассказывали об «Алтаргане» задолго до начала проведения фестиваля. Номинаций было много, как и победителей в жанре телевидения, радиорепортажа, газетных очерков и рассказов.

На закрытии фестиваля трибуны стадиона «Труд» были заполнены до отказа, люди улыбались друг другу, многие успели подружиться. Были объявлены имена победителей конкурсов, представителей администрации области и общественных деятелей, которые внесли большой вклад в развитие бурятской культуры.

Настоящим украшением церемонии закрытия стали стройные манекенщицы, демонстрировавшие причудливые туалеты, придуманные бурятскими модельерами. В них действительно просматривались «традиции и современность», было много деталей, напоминающих национальные костюмы, и в то же время в каждом наряде присутствовал современный стиль, та роскошь, которая выделяет работы талантливых кутюрье.

Когда на стадионе появились восточные красавицы, принявшие участие в конкурсе, названном именем героини «Гэсэра» – «Дангина», трибуны взорвались аплодисментами. Девушки были по-настоящему прекрасны, загадочны и изящны, как горные сирены. Гран-при получила красавица из Ангинского Бурятского округа Забайкальского края. В конкурсе по бурятской борьбе победил великан из Монголии. Его наградили машиной, в которую он тут же сел и под гудение клаксона объехал по кругу стадион.

Прошёл также гала-концерт звёзд Востока, участие в котором приняла народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов, «Мисс Чио-Чио-сан мира» Галина Шойдогбаева, другие солисты Бурятского академического театра оперы и балета. Народные и эстрадные бурятские песни исполняли вокалисты и ансамбли из Монголии, Китая, Иркутска. После каждого выступления раздавался шквал аплодисментов.

Наконец, наступил самый торжественный момент фестиваля – спуск флага. Его подхватили четыре юноши в национальных костюмах и понесли к центру стадиона, где их ждал руководитель делегации Монголии. IX «Алтаргана» будет проводиться в 2010 году в Улан-Баторе – городе, в котором она и зародилась.

Цветок, тянущийся к солнцу, стал символом фестиваля, объединившим бурят. Для многих его вид остался такой же загадкой, как загадочна и притягательна культура народа, ведущего свою историю из глубины веков.

Фото Николая БРИЛЯ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры