издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа Михаила Грозина

  • Автор: Михаил ВЕРХОТУРОВ, горный инженер-геолог

Сто лет назад, в ноябре 1908 года, в Манзурке, что в Иркутской области, родился Михаил Карпович Грозин. Прошлым летом в этом селе, почётным гражданином которого он является, в его честь установлена мемориальная доска. Тридцать лет назад ему также было присвоено звание «Почётный гражданин» северного посёлка Мама Иркутской области. На мамской земле он трудился с 1943 по 1974 год.

Без малого четверть века он был бессменным руководителем Мамско-Чуйской ордена Октябрьской революции геолого-разведочной экспедиции Иркутского геологоуправления. Крупный организатор геологических исследований, человек открытой и щедрой души, он оставил неизгладимый след в сердцах тех, кто плечом к плечу с ним шёл в «разведку» земных недр. Наделённый талантом созидателя, он был приверженцем всего нового, а в коллективе геологов и рабочих снискал не только авторитет, но и любовь. Его за глаза так и звали: «отец родной», «папа».

Под непосредственным руководством Михаила Карповича Грозина была создана мощная минерально-сырьевая база слюды-мусковита, а сам коллектив экспедиции стал высокопрофессиональной школой передового опыта Министерства геологии СССР. Правильнее было бы сказать, что это была грозинская школа, из «стен» которой вышли классные специалисты: геологи, занявшие высокие посты в Министерстве геологии России, в геологоуправлении, в администрации губернатора Иркутской области, в комитете по геологии и использованию недр Иркутской области. Среди последователей Грозина – крупные учёные и преподаватели вузов.

Он был основоположником массового всесоюзного движения «Геологический подход», результатом деятельности которого стало открытие сотен новых месторождений полезных ископаемых. В середине 70-х годов прошлого века министр геологии СССР Е.А. Козловский в книге «Параметры разведочного бурения» так оценил творческую работу коллектива экспедиции: «Переход на высокоскоростное алмазное бурение в Мамско-Чуйской экспедиции позволил достичь очень высоких технико-экономических показателей, превышающих достижения в США, Канаде и Швеции». Следует заметить, что одному из буровых мастеров экспедиции, А.Е. Ницаку, в те годы было присвоено звание Героя Социалистического Труда и лауреата Государственной премии СССР за достигнутые успехи в бурении геолого-разведочных скважин.

Рабочий день Михаила Карповича был насыщенным и плотным с раннего утра до позднего вечера. Но он не был фанатом одной геологии. Очень любил землю и с большой увлечённостью занимался садоводством, был заядлым грибником. За внешней его суровостью скрывалась поэтическая натура, отзывчивое, глубоко чувствующее сердце. В молодости активный участник «Синей блузы», он профессионально играл в любительских спектаклях. Возможно, это вообще родовая грозинская черта: один брат Михаила Карповича был заслуженным артистом республики, другой – художником, сын Михаила Карповича Виктор – композитор, а жена его Галина – известная певица.

Сам же Михаил Карпович много сделал для развития художественной самодеятельности и спорта в Мамско-Чуйском районе, для улучшения социально-бытовых условий геологоразведчиков. Но его не миновало лихолетье «ежовщины» – в июле 1938 года он был арестован по так называемому «слюдяному делу» и находился под арестом больше года. К счастью многих любивших его людей, был оправдан.

Он был постоянным членом бюро Мамско-Чуйского райкома партии; в 80-е годы избирался членом пленума областного комитета КПСС.

Его своеобразным гимном была старая революционная песня:

Кто жизни не щадил своей в бою,

Тот ровно к цели и придёт.

Пусть знает Родина –

тропу пробьёт…

Вперёд, друзья, вперёд, вперёд,

вперёд.

Эти строки звучали в исполнении Михаила Карповича и были, как нам представлялось тогда, его девизом.

Государство высоко оценило деятельность Михаила Карповича Грозина, наградив его тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями и знаками отличия. В 1971 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Он был бодр и полон новых творческих замыслов, когда нелепый случай 13 июня 1987 года оборвал его жизнь. И вот я думаю: если бы Михаил Карпович был жив в 90-е годы и встал во весь свой могучий рост, разве позволил бы он ликвидировать Мамско-Чуйскую геолого-разведочную экспедицию? Ведь тогда, в 1994 году, было уничтожено бесценное геологическое достояние России – сырьевой по сути державы.

Но память о Михаиле Карповиче Грозине – замечательном человеке – будет жить в сердцах всех, кто его знал, и долго будет жить всё совершённое и созданное им на благо нашего сибирского края.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры