издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Авторынок, на выезд!

  • Автор: Анатолий АФАНАСЬЕВ

Ситуация вокруг авторынка в предместье Рабочее областного центра накаляется с каждым днём. 22 ноября на рынке работала комплексная проверка различных надзорных органов города. Цель проверки – проверить обоснованность жалоб населения, проживающего по улицам Аларская и Вилюйская. Жители обозначенных улиц считают, что авторынок следует перенести за черту города.

Рационализм как условие выживания

Человек – существо всё-таки рациональное. Обустроив свою частную жизнь, он начинает оглядываться вокруг и соображать насчёт товарообмена в натуральном или ином выражении. Поэтому всякий город обрастает рынками и толковищами.

В конце прошлого столетия в Иркутске на старых и новых площадках сложилось несколько рынков, судьба которых претерпевала закрытия и переносы. Такова была судьба Свердловского рынка, «шанхайки» и барахолки.

Почему именно в этих местах стихийно образовывались толкучки и есть ли в этом народном движении какой-то здравый смысл? Народ всегда стремится организовать свою жизнь как можно более комфортно и, выбирая место для товарообмена, учитывает некие факторы удобства. С точки зрения рынка, это прежде всего транспортная развязка, позволяющая наибольшему количеству людей добраться до места. Не станете же вы тащиться бог знает куда, если к этому месту не ходит ни один автобус, ни одна маршрутка, трамвай или какое-нибудь общедоступное транспортное средство. Думается, что не станете. Поэтому стихийно сложившиеся места торговли, сколько ни закрывай, остаются на прежнем месте. Изменится эта ситуация, наверное, только в одном случае – если вдруг завтра или в какой-нибудь из дней на месте «шанхайки» ли, Свердловского ли рынка или барахолки однажды утром народ увидит экскаваторы, сметающие всё на своём пути. Почему бы так и не поступить?

Дежа вю

Вероятно, вывести экскаваторы и тракторы можно, однако есть одно «но». Заключается оно в том, что предварительно требуется подготовить площадку взамен, причём равноценную во всех отношениях: чтобы к новому месту ходил транспорт, чтобы торговые ряды были подготовлены, чтобы место было огорожено, освещено и обеспечено с точки зрения безопасности охраной. Другими словами, прежде чем согнать народ с насиженного, привычного места, надо позаботиться о новом заранее.

С «шанхайкой» как будто так и было. В Ленинском районе оборудовали площадку, и рынок переехал. Возникает вопрос: почему же всё-таки в центре города «шанхайка» осталась, разрослась и обрела черты ещё более отвратительные? За время работы муниципальной «шанхайки» дальновидные и предприимчивые коммерсанты приобрели в собственность прилегающие частные дома с огородами и обосновались, как теперь думается, надолго. Чтобы избавиться от этой чумы, сегодня требуются гораздо более серьёзные действия, чем простой перенос рынка.

Со Свердловским рынком пока всё туманно. И думается, что туман этот рассеется не скоро, потому что новое место так и не определено.

На очереди авторынок, который в народе именуют просто и незатейливо – «балка». Причина переноса на первый взгляд проста: население частного сектора в Рабочем жалуется, что авторынок не даёт спокойно жить. Жители улиц Аларская и Вилюйская сетуют, что автомобилисты перекрывают своим транспортом дорогу и оставляют после себя мусор.

По существу вопроса

В 2005 году постановлением мэра № 031-06-1531/5 земельный участок, расположенный в Куйбышевском районе по ул. Курортной, был отдан в аренду на 25 лет.

– Мы подготовили проектно-сметную документацию под строительство выставочного комплекса для цивилизованной продажи автомобилей, – рассказывает Александр Сиденко. – Планируется на первом этапе построить 12 павильонов.

Сегодня через рынок ведут работу несколько сотен людей и представители аукционных фирм, – продолжает Александр. – Для этих людей такая деятельность – это возможность заработать на жизнь и прокормить семью. Авторынок в бюджет ежегодно платит 8 млн. рублей. Развивая его, появляется возможность создать новые рабочие места, а значит, бюджет получит дополнительный доход в виде налогов.

Сегодня авторынок закрыть просто – достаточно расторгнуть договор аренды. Как закрыть торговлю вокруг авторынка? С переносом авторынка в любое другое место частные площадки останутся и ничего не изменится. Люди всё равно будут приезжать и продавать свои автомашины на этом месте.

Мужики, которые надеются только на себя…

Настроения тех, кто благодаря авторынку зарабатывает на кусок хлеба, весьма далеки от благодушных и близки к закипанию.

– Я занимаюсь продажей автомобилей около 10 лет, – рассказывает Владимир Куклин, – поскольку в своё время работу по специальности не нашёл. Для моей семьи это единственный источник существования. Рынок обеспечивает работой тех, кто приспособился в трудные годы, не найдя места на производстве, которое сократилось в несколько раз за годы реформ.

Говорят, что на территории рынка будут строить жильё. Сколько же оно будет стоить? Никаких коммуникаций на этом участке и вокруг нет. Канализация, водопровод, электросети, теплосети – всё на этот участок необходимо притащить. Нет телефонных линий. Если это произойдёт за счёт инвестора, это будет золотое жильё в Рабочем.

– К переносу авторынка на станцию Вересовка я отношусь отрицательно, – подхватывает Станислав Грищук. – Как люди будут добираться до Вересовки – вопрос интересный. Кто поедет туда, чтобы купить машину, которую я пригнал? Вряд ли народ поедет в такую даль, потому что вся концентрация машин стихийно всё равно останется в Рабочем.

Здесь территория организована, огорожена, есть стояночные места, охрана, пункты общепита, рядом мойки, можно выписать справку-счёт, оформить автокредит. Здесь очень удобная транспортная схема, вся область соединена автобусным движением. Люди приезжают из Братска, Усть-Илимска, Саянска, Тайшета, Тулуна, Усолья-Сибирского, Ангарска. Приезжают из Улан-Удэ. Прилетают из Красноярска, Новосибирска. От площадки рынка недалеко автовокзал, из аэропорта ходят маршрутки.

Мешают жителям только те, кто стихийно приезжают на выходные и не хотят ставить свои машины на авторынок. Одно время здесь очень хорошо работали сотрудники ГИБДД и частников не было.

Сергей Мальцев, экономист, занимается автобизнесом 6 лет.

– Я родился в семидесятых, и когда пришёл из армии, Советский Союз разрушился. Я со своим образованием не смог никуда устроиться. Нашёл свою нишу на авторынке, – говорит он.

– Когда здесь работали эвакуаторы, не было ни одной машины за пределами авторынка. Эвакуаторы убрали – снова появились частники. Здесь работает очень много народу, я имею в виду людей, которые привозят сюда машины и продают. Эти мужики кормят себя, свои семьи, помогают родителям. Почему разбираются с авторынком, который нормально работает? В эпоху перемен надо сохранять стабильность там, где что-то работает. У нас же проще в приказном порядке всё разрушить, чем создать.

Компромисс или конфликт?

«Хотели как лучше, а получилось как всегда» – эта знаменитая фраза Виктора Черномырдина может стать итогом борьбы между населением нескольких улиц в Рабочем и тем самым малым бизнесом, который не только кормит себя, но и платит налоги в бюджет. Городские власти призваны в этой ситуации не только разобраться, но и найти компромиссное решение проблемы. Компромиссы, как правило, даются нелегко и случаются не быстро. Может быть, не стоит дожидаться резкого обострения конфликта и, пока дело не дошло до выходов недовольных на площадь, есть смысл сесть за стол переговоров и поискать взаимовыгодные варианты? В кризисные времена лучше худой мир, чем хорошая война.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры