издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ислам – дело общее

  • Автор: Владимир ДЁМИН

Иркутский муфтият расширит своё сотрудничество с Центральным духовным управлением мусульман России, в ближайшее время Иркутск посетит верховный муфтий и председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин – такие соглашения были достигнуты в конце прошлой недели во время приезда в столицу Восточной Сибири заместителя председателя ЦДУМ, муфтия Уральского федерального округа Тагира Саматова.

Контакты между двумя религиозными объединениями активизировались неспроста: с начала декабря 2008 года в мусульманской общине Иркутска то тлеет, то вспыхивает конфликт между двумя группами верующих. Одна из них поддерживает действующего имама Фарита Мингалеева, а другая хотела бы видеть на посту руководителя общины другого человека. Особую сложность разногласиям придаёт тот факт, что наиболее активные деятели противоборствующих групп принадлежат не только к разным национальностям, но и к различным школам в исламе – ханафитской и шафиитской. Среди предположений о том, как можно было бы разрешить конфликт мирно и ко всеобщему удовлетворению, уже высказывалась наиболее очевидная для мусульман версия: спор должен быть закончен после вмешательства третейского судьи – авторитетного исламского священнослужителя. Так, видимо, и случилось.

Господин Саматов подтвердил, что конфликт в иркутской мусульманской общине не является событием исключительным: поскольку за пределами национальных республик исламские общины, как правило, многонациональны и многоукладны, время от времени та или другая группа верующих пытается установить в мечети свой порядок или, как минимум, поставить своего имама.

– Мечеть – это не место, где разбираются с этническими проблемами, не место, где выбирают своих имамов, а дом, где поклоняются Всевышнему. Тот, кто это понимает, будет принят Всевышним, кто не понимает – лишится всего, что приобретает верующий. Любой башкир или татарин хотел бы видеть в Мекке своего имама, но есть правила, установленные халифом, и все им следуют, – пояснил муфтий Саматов. – Может быть, некоторым верующим нужно уделять больше внимания, имаму нужно чаще с ними общаться и донести до них эту мысль.

Закрепить полученный урок верующие смогут во время конференции, посвящённой 110-летию иркутской соборной мечети. Конференция была запланирована на осень 2008 года, однако из-за отсутствия финансов отложена. Во время встречи муфтия Саматова с заместителем губернатора Сергеем Кушнарёвым было достигнуто соглашение о том, что правительство области окажет общине помощь. Ни конкретные сроки, ни конкретные суммы участники совещания озвучивать не стали.

Муфтий пояснил, почему, на его взгляд, противостоящая имаму группа верующих не прилагает усилий к строительству в городе второй мечети. Прежде всего, верующие вряд ли откажутся от здания, расположенного в центре города, ради поездки в отдалённый район – тем более что пятничная молитва происходит в середине рабочего дня, и если добраться до улицы Карла Либкнехта многие могут даже пешком, то добраться, например, в Ново-Ленино затруднительно даже на личном транспорте. Вторая немаловажная причина – наполняемость мечети. Переполненной она бывает только во время пятничной молитвы, во все остальные дни в храме собирается пятнадцать-двадцать человек, и это означает, что суть конфликта не в религиозном рвении оппонентов имама, а в совершенно других, светских по сути, деталях.

Господин Саматов предостерёг верующих от увлечения новомодными течениями и толками в исламе и напомнил, что предки российских мусульман приняли свою веру ещё в Х веке. Муфтий посоветовал всем мусульманам, прежде чем вступить в какую-то организацию или читать какую-то литературу, обратиться за советом к своему имаму. Тем более стоит очень хорошо подумать, прежде чем ехать на обучение в духовные школы в Пакистане, Иране или Египте, – даже отправившись на учёбу в известное на весь мир медресе, можно оказаться не в нём самом, а в более чем сомнительной «школе за забором».

К мнению муфтия Саматова стоит прислушаться: в соответствии с заключённым соглашением верховный муфтий в обмен на свою поддержку приобретает в отношении Иркутского муфтията большие права: раз и навсегда в уставе муфтията фиксируется принадлежность общин к ханафитскому мазхабу, председатель ЦДУМ получает право снимать и назначать имама, местный имам полностью подчиняется решениям верховного муфтия России и не имеет права выносить самостоятельные решения по некоторым важным вопросам. Все вновь создаваемые исламские религиозные объединения на территории региона должны будут также подчиняться ЦДУМ.

В обмен на это Иркутский муфтият может получить некоторую организационную и финансовую помощь, а главное – рассчитывать на открытие филиала исламского университета. Это тем более важно, что попытки назначать в Сибирь имамов из Центральной России, как показывает практика, почти всегда заканчиваются провалом, а воспитание из местных уроженцев двух-трёх имамов, возможно,  представителей разных национальностей, входящих в иркутскую общину, могло бы упростить общение верующих с духовным наставником и упрочить мир и спокойствие.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры