издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одолжившие и доверившиеся

Люди могут быть поделены на тех, кто даёт в долг, тех, кто берёт в долг, и тех, кто не делает ни того ни другого. Судьба забросила меня в первую категорию, поэтому про то, как одалживали, возвращали или не возвращали одолженное в последние двадцать лет, я знаю довольно много.

К деньгам можно относиться по-разному. Можно видеть в них цель и смысл собственного существования, можно усматривать в них только средство для того же самого. Но деньги – это ещё и прекрасный инструмент познания других людей и самопознания в том числе. И практика долга, одалживания – важнейшая часть этого инструментария. Понять отношение человека к долгам значит достаточно глубоко проникнуть в его личность.

Не будем о хороших и надёжных должниках, поговорим о плохих. То есть о тех, кто склонен к невозврату одолженного. В первую очередь здесь следует выделить как отдельную категорию «одалживающих алкоголиков». Думаю, что с этим явлением сталкивался любой. Стоит только сказать что-нибудь вроде «пьющий сосед» – и любому будет что вспомнить. Занимают соратники Бахуса обычно понемногу, но по самым хитро выдуманным предлогам. Тут может быть всё – от необходимости срочно прикупить учебник по латинской грамматике до хрестоматийных сборов средств на похороны безвременно скончавшейся супруги, которая, как потом нередко выясняется, уезжала в санаторий.

Бывают и более тонкие случаи. Один пьющий сосед занимал у меня понемногу, но очень часто. При этом возвращал всегда вовремя или не всегда, но с поправкой на специфичность его образа жизни можно сказать, что вовремя. Я даже ставил его в пример другим пьющим. В один прекрасный день, уже обладая устойчивой положительной репутацией, он занял у меня сумму, превышавшую обычный заём. После чего я его уже никогда не видел, ибо квартиру свою он продал за день до этого и удалился неведомо куда, напоследок обойдя весь штат доверившихся ему граждан с просьбой подкинуть от двух-трёх сотен до двух-трёх тысяч «на неделю».

Отдельная мелодия в этой опере – люди из малого бизнеса. Одалживать деньги этой категории – это нечто иное, нежели одалживать бюджетникам, люмпенам, женщинам или родственникам (это все тоже отдельные категории). Во-первых, занимают они приличные суммы, обычно для решения каких-нибудь бизнес-проблем. Во-вторых, у малых бизнесменов снижены некоторые моральные пороги. Их бизнес-деятельность, о чём мне уже приходилось писать, построена на таком количестве нарушений взаимных обязательств, что на такие мелочи, как отдача долгов вовремя, они просто перестали обращать внимание. В-третьих, возвращение долга, если оно всё-таки случается, превращается в особое шоу.

Вот стандартный сюжет. Занимаешь тысяч двадцать малому бизнесмену. На месяц. Разумеется, он не отдаёт деньги и через три месяца, и через шесть. На это вообще лучше сразу перестать обращать внимание, если хочешь проследить сюжет до конца. Через полгода должник звонит и произносит речь. Сначала идёт длинное и не совсем понятное повествование о сложных обстоятельствах, которые не позволяли отдать долг. Вторая часть рассказа уже из серии «теплее». Должник во всех подробностях рассказывает о намечающейся сложнейшей коммерческой операции, барыши с которой позволят ему расплатиться с вами. А потом кульминация: «Старина, я помню, что должен тебе двадцатку, но мне немного не хватает, чтобы запустить весь механизм. Ты бы дал мне тридцать сегодня, завтра я всё проверну, а послезавтра привезу тебе все пятьдесят». Он ещё может подпустить, что если он не провернёт операцию, то неизвестно, когда у него появятся деньги, чтобы вернуть долг.

Короче, даёшь ему тридцать. Послезавтра он действительно возвращает… сорок. С путаными объяснениями, что что-то где-то сорвалось, не до конца связалось, поэтому всего сейчас отдать не может. Себя можно успокаивать тем, что теперь он всё-таки должен на десять тысяч меньше. Ну и далее – до новых займов. Когда занимают, чтобы отдать. При этом – у одного и того же человека. К сожалению, у вас.

Способы извлечения долгов могут быть разными. Про то, что показывают в телесериалах, говорить, наверное, не стоит. Упомяну два наиболее «эстетских» варианта.

Первый может сработать с представителями художественной богемы, которые также являют собой отдельную категорию должников. Назанимавшему у вас денег творческому дарованию следует позвонить с вопросом: «Слушай, вот у Данте в «Божественной комедии» разные обманщики содержатся в предпоследнем, восьмом, кругу Ада. А в девятом, последнем, торчат предатели и изменники, «обманувшие доверившихся». Их, если я правильно помню, непосредственно терзает Люцифер. Как ты думаешь, люди, не возвращающие долгов, это первые или вторые?». Очень может быть, что товарищ хоть чуть-чуть да задумается.

Другой вариант – позвонить и сказать: «Слушай, у меня ведь день рождения на следующей неделе. Ты ведь всё равно будешь подыскивать мне подарок. Так ты не мучайся – просто верни мне долг».

Сказать честно, ни первый, ни второй вариант в моей практике не сработал ни разу. Но я продолжаю надеяться и пользуюсь обоими.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры