издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инвесторы на «чёрный день»

Жители Иркутской области в новых экономических условиях меняют стратегии своих расходов. Люди снова принялись копить: доля сбережений во вкладах и ценных бумагах увеличилась с начала года более чем вдвое. Последний раз тенденция к накоплению проявлялась у населения региона в декабре 2008-го, но в то время доходы жителей превышали их расходы на 11,7%, тогда как сейчас этот разрыв сократился вдвое. Однако экономисты уверены, что новые вклады – «это не те сбережения, которыми можно гордиться». По их мнению, люди просто резервируют деньги на «чёрный день», не имея возможности приобрести что-либо серьёзное.

По информации областного органа Федеральной службы государственной статистики (Иркутскстата), жители Приангарья в первом квартале этого года заработали 89331,2 млн. рублей, а потратили 89012,1 млн. рублей. Баланс между доходами и расходами населения Иркутской области сократился практически до своего годового минимума. Разрыв между ними равен всего 319,1 млн. рублей – смешная цифра по сравнению с цифрами за первые три месяца прошлого года – 6645 млн. рублей. В этом году соотношение было хуже только в январе, когда в связи с новогодними праздниками баланс традиционно уходил в минус (–4540,2 млн. рублей, или –20,1%). «Инфляция, рост безработицы, вялое участие банков в судьбе населения», – объясняют экономисты простые истины кризисного времени. Средняя численность занятых в экономике  в марте снизилась на 2,3%, составив 791,7 тысячи, а количество официально зарегистрированных безработных достигло 37633 человек, увеличившись почти наполовину. Уровень инфляции в Иркутской области, по последним данным, с начала года достиг 5%.

Номинальные доходы населения, безусловно, растут, но ещё быстрее увеличиваются траты. Так, по информации Иркутскстата, в марте 2009-го жителями области было накоплено и заработано 34691,6 млн. рублей, а потрачено 32412 млн. рублей, что на 4209,7 млн. и 5494,2 млн. рублей выше цифр аналогичного периода прошлого года. Среднедушевой денежный доход в марте этого года составил, по предварительным данным, 13846 рублей, в январе–марте – 11884 рубля.

Между тем динамика реальных доходов уже демонстрирует спад. В январе они сократились на 8,8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, в феврале – на 7,5%, в марте – на 1%. Итог первого квартала этого года – 94,6% от прошлогоднего уровня, при том что в 2008 году наблюдался 15-процентный прирост. «Зарплату мне, слава богу, не урезали, но в последние два месяца чувствительно большая её доля стала уходить на повседневные траты», – заметила продавец книжного магазина Марина.

[/dme:i]

Жители Иркутской области уже начали экономить. Даже учитывая, что индекс потребительских цен с прошлого марта вырос на 14,9%, доля трат на покупку товаров и оплату услуг в общей структуре расходов в марте этого года по сравнению с мартом предыдущего года снизилась на 3,3% – с 67,2% до 63,9%. «Конечно, все пытаются беречь деньги, но особенно снизить расходы на питание и ежедневно необходимые вещи не удаётся из-за инфляции», – констатировала доцент Байкальского государственного университета экономики и права Ирина Жижко.

Люди сокращают расходы и на покупку продуктов питания, и на походы в кафе и рестораны. «Мы с мужем подсчитали свои семейные расходы и решили, что гораздо дешевле есть дома. Оказывается, готовка не так много времени занимает», – поделилась наблюдениями Елена, не имеющая постоянного заработка. Топ-менеджер одного из крупнейших предприятий региона Владимир также признался, что он в целях экономии прекратил ходить в рестораны.

С декабря прошлого года снижается доля расходов на оплату обязательных платежей и взносов. К марту она упала на 2,4%–11,7%. Это самая низкая цифра за последние 11 месяцев.

Расходы на покупку валюты, ещё в январе занимавшие второе место в общей структуре расходов (14,1%), переместились на последнее. На эти цели уходит меньше всего средств жителей Иркутской области – в марте доля трат на валюту составила только 2,9%. По словам журналиста Владимира, валюту его семья не покупает вообще. «Слишком много уходит на обустройство дачи и ремонт машины», – объяснил он. «Рынок валюты уже успел пере-греться, ажиотаж спадает, сейчас люди понимают, что, играя на курсе, они особой экономической выгоды не получат, и ищут другие инструменты», – сказала Ирина Жижко.

Напротив, исторического максимума достигла доля сбережений во вкладах и ценных бумагах (включает в себя деньги, затраченные на покупку недвижимости, изменение задолженности по кредитам и средства на счетах физлиц-предпринимателей). В феврале и марте она составляла 14,9% в общей структуре расходов, увеличившись с начала года более чем вдвое, а по сравнению с мартом 2008-го – почти втрое.

[dme:cats/]

Однако экономисты не спешат радоваться статистике. «Мы все понимаем, что деньги, которые люди инвестируют в банки, это краткосрочные вложения, отложенные на завтра, – уверена Ирина Жижко. – Жители не могут сейчас купить себе хлеб на два месяца вперёд, хотя понимают, что цены на него будут расти, – и пытаются обеспечить себя резервом». По её мнению, делать долгосрочные вклады в период кризиса недальновидно: когда никто, даже правительство, не знает, что ждёт нас завтра, нужно иметь возможность мобильно использовать свои средства, считает она.

[title=»Комментарий» width=»100%»]
В зависимости от способности реагировать на стрессы специалисты делят людей на две психологические группы: тип А – люди, менее устойчивые к психологическим травмам, которые стремятся спрятаться от проблем при их возникновении, и тип В – личности, настроенные на борьбу «с агрессором»,  рассказала психотерапевт Елена Скибо. В данном случае «агрессором» является экономический кризис, и, по словам психотерапевта, у неё прибавилось пациентов первого типа, которых он затронул. «Мужчины, набравшие до кризиса кредитов и сейчас ушедшие в депрессию, из которой не желают выбираться», – описала новых клиентов Скибо. В этом случае психотерапевт предлагает философию Карлсона: «Спокойствие и только спокойствие, – говорит она. – Из всего выкарабкаемся».

Люди второго типа, скорее всего, клиентами Елены Скибо не станут. «Естественно, кризис, как всё неизвестное, нас пугает, но люди типа В ищут способ справиться со стрессом. Они примут решение биться – или вкладывать куда-то свои средства, или тратить их и получать удовольствие», – пояснила психотерапевт.

[title=»На чем экономит население» width=»100%»]
В марте жители региона заметно сократили свои аппетиты. По данным Иркутскстата, оборот общественного питания упал на 9,1% к соответствующему периоду прошлого года и составил 663,8 млн. рублей, оборот розничной торговли – на 6,9%, до 16955,6 млн. рублей. Если сравнивать данные первого квартала 2009-го с январём–мартом 2008 года, то эти доли сократились на 10,5% и 9,7% соответственно.

Снизились обороты продажи мяса на 1,6%, растительного масла – на 6,9%, почти вполовину уменьшились обороты от продаж макарон. Люди стали меньше пить – как крепких, так и слабых напитков. За первые три месяца этого года результат продаж водки и ликёроводочных
изделий в области сократился до 85,9% от прошлогодних результатов.

На 20% меньше было выпито слабоалкогольных напитков. Впрочем, в то же время в 2,6 раза выросли продажи пива и в два раза – плодовых вин. Автомобили из средства передвижения для некоторых снова превращаются в роскошь. Оборот организаций, занимающихся торговлей
автотранспортными средствами и мотоциклами и их техобслуживанием, сократился в первом квартале на 15,3%. В то же время на 12,4% снизились продажи бензина, на 15,1% – дизельного топлива.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры