издательская группа
Восточно-Сибирская правда

У обрыва

9 лет назад по просьбе прихожан открылся Душепопечительский православный центр имени святителя Иннокентия Иркутского для пострадавших от наркомании, алкоголизма и других видов зависимости. Почему именно церковь занялась таким тяжёлым, по мнению многих, безнадёжным делом, как реабилитация наркоманов? О том, как помогает молодым людям, попавшим в беду, православная церковь, – разговор нашего корреспондента со священником Владимиром КОКОРИНЫМ.

– Первая помощь была, если так можно выразиться, амбулаторной – время от времени приходили к нам на беседы наркозависимые, их матери. Затем мы направили в Москву, в Душепопечительский центр Анатолия Берестова, где медицина действует рука об руку с церковью, нескольких наших ребят, желающих избавиться от зависимости.

А потом и я со своим помощником поехал учиться в Москву, перенимать опыт служения страдающим от различных форм зависимости. Больше месяца мы учились подходам к новому, совершенно незнакомому нам делу. Несколько раз к нам в Иркутск приезжал и сам Анатолий Берестов.

Вернувшись, мы открыли свой центр реабилитации, нашли помещение при церкви, где в течение четырёх лет и работали примерно с десятком ребят уже на постоянной основе.

Сейчас Душепопечительский центр действует на территории заброшенного когда-то лагеря под Марково, местная администрация дала нам «добро» и на участок земли. Строили центр, восстанавливали полуразрушенное здание сами ребята. Работали с ними бок о бок и их родители, и другие желающие помочь в добром деле.

– Почему вы решили строить базу за городом?

– Вы можете сами понять: ребятам надо было сменить обстановку, оторваться от тех, кто их когда-то, специально ли, нечаянно ли, втянул в смертельную ловушку. А город… он затягивает – «друзья» услужливо угостят и рюмкой, и дозой героина. Тем более что в городе наркотики можно купить практически везде, в любом районе.

– Ребята сами приходят к вам за помощью или их приводят родители?

– Чаще их приводят, конечно, родители. Поддержка семьи, близких очень много значит для наших подопечных. Не важно, из каких они семей – обеспеченных или необеспеченных материально. В любом случае именно проблемы в семье, недостаток любви со стороны самых близких людей и приводит обычно к наркотикам. И не только подростков. У нас в центре живут в основном мужчины от двадцати до сорока лет, зависимые от наркотиков и алкоголя. Симптомы этих болезней фактически одинаковые. Да и начинается путь на дно одинаково – обычно с первой бутылки пива или рюмки водки. Родители почему-то считают пиво безобидным напитком. Это совсем не так. А есть мамочки (их, к счастью, немного), которые в «заботе» о своём чаде привозят ему «угощение» даже в центр: пакетик с марихуаной например. Ей «жалко» ребёнка! Таких мамочек мы называем созависимыми.

– На манер уголовного «соучастник»?!

– Да, можно сказать и так. Хочу ещё раз подчеркнуть: корни наркомании на 90% кроются в семье.

– Но какую же помощь ваш центр может оказать больным, если и медицина бессильна?

– Наркомания – болезнь в первую очередь духа. Естественно, таблетки от неё не помогают.

– Вы уповаете больше на психологическую помощь?

– Нет, я считаю, что всё это полумеры. Исцеление личности возможно лишь через духовное возрождение. А для этого надо подобрать ключик к сердцу каждого. Мы разъясняем, что потребление наркотиков – это грех, надругательство над своей жизнью. Осознав это до конца – и сердцем, и разумом, – человек уже не вернётся на скользкую дорогу. Это подтверждает и практика: в Москве в подобном центре удаётся изменить через духовное исцеление до 90 процентов пациентов. Согласитесь, результат впечатляет.

– А каковы результаты вашего служения?

– Мы не ведём статистику. Зачем? Главное, что центр работает, его двери всегда открыты для нуждающихся в помощи. Работаем с каждым индивидуально. Вот вроде исцелился, но прошло некоторое время – опять сорвался. Анализируем ошибки, ищем причины срыва. Друзья? Работа? Помогаем сменить друзей, найти другую работу. Поддерживаем связь с монастырями, с настоятелями. Обмениваемся подопечными, сменить обстановку им бывает очень полезно. Ребята, которые прошли через наш центр, исцелились – готовы помочь другим. Наши посланцы разъезжаются сегодня в Бурятию, Красноярский край, на Алтай.

– Расскажите, хотя бы вкратце, как проходит обычный день в центре.

– День у нас начинается с молитвы. Потом мы трудимся – работы хватает, на хлеб насущный стараемся заработать сами, хотя, конечно,  и от помощи не отказываемся. Кто-то дежурит на кухне, кто-то занимается огородом. Есть небольшое хозяйство: коровы, свиньи, козы. Есть ремонтный цех, столярка. Уделяем также большое внимание спорту, физическому развитию. По субботам – обязательно футбол, другие игры.

– Как вы определяете, отец Владимир, кого уже можно считать исцелившимся, отпускать домой?

– Да ведь у нас все на виду. Помогают и специальные тесты, определяющие степень свободы от вредной зависимости.

– Сколько же времени ваши подопечные проводят в центре?

– У всех это по-разному: кто три месяца, кто год. Ведь у нас не колония: не хочешь – мы не держим.

– На ваш просвещённый взгляд, почему человек становится наркоманом?

– Православная церковь считает, что главная причина, уводящая в царство наркомании, алкоголизма, – духовная опустошённость. Молодые люди (сужу по тестам) порой не понимают, зачем они живут. Вот человек, не видя смысла жизни, и начинает уничтожать себя. Многие подростки впервые попробовали наркотики в школе, хотя в сочинениях пишут: «Я никогда не стану наркоманом». Но подворачивается случай – и вот он уже «на игле».

И это пока ещё мало кого волнует – вот что страшно. Проблемы в семье, бездуховность личности, равнодушие друг к другу – вот она, питательная среда одного из самых больших человеческих пороков, самых страшных общественных зол.Борис АБКИН

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры