издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Образы природы

  • Автор: Семён УСТИНОВ, Байкало-Ленский заповедник

Байкало-Ленский заповедник – это не просто особо охраняемая территория, прибрежная полоса протяжённостью 112 км и шириной 65 км. Уже сам статус территории говорит о наличии уникальных природных объектов, неповторимых флоре и фауне. Здесь действительно есть что охранять. Хотя бы те же неповторимые мысы и бухты, по своей красоте не знающие аналогов в мире. Кстати, в заповеднике по особому разрешению дирекции открыто несколько природно-познавательных маршрутов, на которых можно увидеть поистине уникальные образы байкальской природы.

Священная гора

На юге территории внимание привлекает, конечно же, гора Онхолой.

По поверьям местных жителей, она священна, и здесь с давних времён проходили моления. Гора с севера крутыми склонами ограничивает обширную равнину в местности Кочерики, а её восточный склон крутыми скалами-уступами обрывается прямо в Байкал. Издали, с Байкала, гора смотрится массивным каменным монолитом, у подножия которого расположен южный кордон заповедника. Если подниматься на гору прямо от жилого дома, то где-то в третьей части её на самом краю обрыва можно увидеть замечательное творение природы — сосну. Но какую! Такого живописного страдальца едва ли где ещё на берегах Байкала можно видеть, сравниться с нею может только разве что знаменитое «Мужество жизни» — кедр на скале, не раз описанный и сфотографированный путешественниками, да лиственница, обнаруженная и сфотографированная однажды автором в 1987 году. Выросла она на вершине восточного берега залива Мухор в Малом море.

Под самой вершиной Онхолоя на небольшой относительно ровной площадочке – гряда камней, уложенных друг на друга в давние времена. Она обнаружена и сфотографирована автором в 1999 году. Гряда отгораживает некое пространство над самым обрывом в Байкал. Несомненно, это дело рук человеческих, и не здесь ли проходили моления?

Тайны Хыр-Хушуна

В 6-7 километрах на север от Онхолоя восточный склон Байкальского хребта разорвало мощное ущелье; каменный материал сель тысячелетиями выносил к Байкалу и отодвинул его на несколько километров в ширину и длину. Так образовался крупнейший на Байкале конус выноса – пологое снижение к морю. Простор этот заняли тополёвое редколесье и заросли богатого разнотравья. Совсем недавно на мысу видели дрофу; условия заповедности способствуют возвращению этой птицы на своё давнее гнездовье. Ущелье породило у буддистов легенду: в глубине его живут два брата-холостяка, они ревностно охраняют от людей ущелье и сам мыс. Местные жители – пастухи своего скота – не смели входить в ущелье, они могли пасти скот только на мысе. Иногда братья-небожители Азрэ и Алмэ оживают и гневаются — насылают ветры такой силы, что «сбрасывают со склонов пасущийся там скот». Хыр-Хушун – одно из важнейших сакральных мест на Байкале, на моления сюда приходили верующие даже из глубины Азии. Местным пастухам издавна была известна длинная гряда из камней религиозного происхождения. В 2001 году она была впервые описана и сфотографирована, а затем и опубликована в СМИ Иркутска автором настоящего сообщения. Им же в глубине ущелья была обнаружена маленькая колония лука алтайского (1989 г.).

Истоки могучей реки

Как и всякие реки, зарождающиеся в горах, Лена имеет не один исток, но систему. Можно выделить три её составляющих: Большая Лена, Шартлинская Лена и длинный безымянный приток между ними. Обе они начинаются из маленьких родничков: Большая – из пяти (установлено автором в 1996 г.), Шартлинская – из семи (установлено О.К. Гусевым в 1959 г.). В обоих случаях родники вытекают из-под высоких террас у подножия подгольцового пояса, ширина их – с десяток сантиметров, глубина – три-пять сантиметров. Родники тут же стекаются в малое озерцо (в котором видны плавающие харюзки мелкой гольцовой формы), а в озерке – истоке Большой Лены – автор заметил и сибирского гольца, при этом харюзки обнаруживались и в самих родничках – они прятались под плитками камней. В обоих случаях из озерков выходит один ручеёк, он и устремляется вниз как исток. Через несколько километров оба сливаются, отсюда река называется просто Лена. Но километров через тридцать справа река принимает ещё один значительный приток, который называется Малой Леной. Таким образом, систему верховий Лены образуют три Лены. Истоки залегают на высотах около 1500 м абс. в безлюдной, заповедной местности на западном макросклоне Байкальского хребта. В бесснежное время этот район обитаем медведем, таёжным северным оленем, изюбрем, а в районе озера Изумрудного в августе 1994 года автор видел и козулю. В зимнее время крупных животных там нет по причине высокоснежья. Рыба же, летом забирающаяся в самые мелководья истоков, на зиму скатывается в довольно крупные озёра, лежащие в долинах неподалёку.

«Шартлинская черепаха»

В глубине Шартлинской губы на урезе воды Байкала лежит огромная овальной формы глыба камня, издали похожая на колоссальную черепаху. На близком крутом склоне она оставила глубокую борозду — это след сползания её по причине мощного землетрясения, оторвавшего глыбу от скалы. Автор и назвал её в 1989 году «черепахой» (при пешем проходе всего заповедного берега Онхолой – Елохин). Выше по склону над «черепахой» метрах в пятидесяти угрожающе накренилась ещё одна почти такого же размера.

На вертикальной стенке лежащей в воде «черепахи» заметны несколько горизонтальных полос от засохших водорослей. Это показатель изменения уровня Байкала в разные годы и сезоны.

На «черепаху» легко взобраться. Она обросла мхом и несколькими видами сосудистых растений. Но взобраться сюда стоило не за этим: подойдя к противоположному краю, можно с него заглянуть в Байкал прямо у себя под ногами. Там синяя глубина, а в ней туда-сюда, выше-ниже, как в огромном аквариуме, плавают крупные харюзы! Удочкой поймать их ничего не стоит, и всё на глазах: как рыба заметила наживку, подплыла заинтересованно, резко,  мелькнув жаберными крышками, схватила! По сообщению геолога А. Бухарова, изучавшего геоморфологию Байкальского хребта, около трёхсот лет назад здесь произошло землетрясение магнитудой до одиннадцати баллов по шкале Рихтера. Тогда и оторвалась от родной скалы эта глыба и стала «Шартлинской черепахой».

На этом же участке побережья неподалёку от «черепахи» на берегу лежит тоже выразительная глыба, вероятно, того же происхождения. На глыбе вырос кустик спиреи, и никаких трав. Описан и сфотографирован он автором в том же походе, назван им «Камень со спиреей». Выше его на склоне под вершиной в горизонтальной щели среди плит камня есть гнездо огаря.

На участке охранной зоны заповедника у мысов Кедровых с моря хорошо заметен ещё более выразительный след того землетрясения: отрыв и сползание по склону колоссальной массы горных пород длиной более десятка километров. Сюда, на объект исключительного интереса для геологов, в прошлом веке привозили экскурсии иностранных учёных.

Следы палеовулканов

В осевой линии Байкальского хребта напротив мыса Покойного* заметен глубокий провал в виде воронки. Как установили геологи

(А. Бухаров), это след палеовулкана возрастом миллиард семьсот двадцать миллионов лет! При наличии разрешения дирекции заповедника к нему можно подняться двумя путями. Первый: по тропе мыс Покойный – верховье Лены через Солнце-падь на озеро Изумрудное, далее на юго-восток с расчётом выйти на осевую линию Байкальского хребта на западную стенку палеовулкана (этим путём впервые прошёл автор в 1992 году, описал и сфотографировал и сам путь, и палеовулкан). Второй путь: от мыса Покойного по пади ручья Покойницкого и прямо вверх к хорошо видимому провалу вулкана. Этим путём в заповеднике пока никто не ходил.

Озеро Изумрудное

Расположено сразу за осевой линией хребта на тропе мыс Покойный – верховье Лены (по Солнце-пади). Озеро предположительно сточное подземным путём под невысокой облесённой гривой в близкую Ленскую протоку (обнаружен С.Л.и Н.И. Шабуровыми в 2006 году). Озеро обитаемо единственным видом рыбы — сибирским гольцом, доставленным в заповедник на определение автором в 1995 году.

Название озеру в 1991 дано за изумрудное отражение в нём лиственничного леса на его берегах, восточной их части. В южном конце озера – зимовье, это приют охраны, научного и просветительского отделов.

Мыс и залив Покойный

Так залив назван за полную закрытость от всех ветров. Обитаем соровой рыбой, в частности, щукой и карасём. На обширной сухой поляне – домики посёлка Покойного. Поляна обитаема сусликом, севернее по байкальскому побережью в пределах заповедника он пока не обнаружен, но там нет и заметных степных участков, остепнённых. На мысу следы древней оросительной системы, вода по неглубокой канаве протяжённостью километра два отводилась от ручья Покойницкого к берегу Байкала для полива утугов. Несколько севернее мыса заметно яркое природное образование — Саган-Марян. Здесь известна пещера, в которой иногда укрывается нерпа. На восточном склоне этого мыса небольшая естественная плантация лука алтайского.

Безымянное озеро

Расположено в северной половине территории заповедника в системе речки Толококтай. Площадь около 6 гектаров. По слухам, обитаемо какой-то формой сига. В период существования заповедника людьми не посещалось из-за труднодоступности, удалённости.

______________________

* Название дано экспедицией Георги по заливу, закрытому от ветра, – Покойный. В дальнейшем искажено в «Покойники», что ныне красуется на всех картах Байкала. Поводом послужило название местного ручья, в долине которого бурятское население по древнему обычаю оставляло своих покойников, – Покойницкий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры