издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цветочный домик Галины Николаевны

  • Автор: Эльфрида НЕВЗОРОВА, садовый дизайнер

Каждое лето для нас – это исследование новых мест на Байкале и вокруг него. В этом году мы «открывали» Бугульдейку. Какое-то сказочное название – мягкое, уменьшительно-ласкательное. Казалось, что и посёлок должен быть таким же. Небольшая долина вдоль реки Бугульдейки, красивые скалы, мраморный карьер, песчаная коса и простор открытого Байкала – вот и вся его суровая красота.

Уже в сентябре мы спросили внучку, второклассницу Лизу, что ей больше всего запомнилось и понравилось в этом месте?

– Цветочный домик, – не раздумывая ответила она.

Это действительно так. Надышавшись чистым воздухом, насмотревшись на почти голые скалы и полуумерший старый посёлок, вдруг в центре его мы натолкнулись на яркий оазис. Сначала даже не поверили тому, что увидели: приятный домик, выкрашенный в голубовато-белой гамме, резные наличники на окнах, фигурный палисадник. И везде – яркие цветы. Мы остановились от неожиданности и не могли оторвать глаз. Уже потом заметили: местные привыкли к такой реакции приезжих.    

Я смотрела на крупные головки разных цветов и хотела понять, сколько же здесь видов и сортов? Даже весной на иркутском рынке я не видела такого изобилия. Цветы были везде: в палисаднике, на стенах дома, на «горках», вокруг всего дома и в окнах в несколько рядов. Решено: пока я не увижу фею этого рая, я не уеду из Бугульдейки!

Удача улыбнулась только вечером. Мы узнали хозяйку сразу, как только подъехали к дому. Наклонившись над цветами, она что-то шептала им, поглаживала их по красивым головкам, «причёсывала», отрывая мешавшие росту листочки и завядшие цветки…

Галина Николаевна Бучок – так зовут добрую фею этого сказочного места – сразу располагает к себе. Улыбаясь, она пригласила в свой «рай», потому что нет для нашего садовода большего удовольствия, чем показать свою коллекцию. Оказалось, что на Байкале не только рыбак рыбака видит издалека… Мы воспользовались её добротой (приглашением переночевать в её доме) и остались ещё на один день в Бугульдейке, чтобы утром снова увидеть улыбки множества прекрасных цветов.

Вот уже лет пятнадцать Галина Николаевна украшает цветами свой дом и пространство вокруг него. Её любимые бегонии самых разных расцветок и размеров расположились в несколько этажей на окнах и подоконниках. Во дворе – а это, по сути, немного места вокруг дома – набирали силу её любимые садовые цветы георгины, а вокруг – тагетесы, герани, петунии, мальвы, алиссумы, львиный зев, астры, хризантемы, анютки, схизантусы и ещё на две страницы трудно выговариваемых названий. Галина Николаевна показывает и рассказывает о цветах, как о детях: то восторгается совершенно необыкновенной окраской львиного зева или редкой формой кустика годеции, то по-доброму ворчит: «Ах, эти «калачики», опять вылезли на дорожку». А сама улыбается и с любовью смотрит на них.

Мы словно плавали в цветущем море, переходя от одной волны цветов к другой. Иногда я поднимала глаза и видела вокруг голые, холодные, суровые скалы, но потом снова «ныряла» в летнее разноцветье и ощущала тепло. Я даже не могу сказать, сколько же видов и сортов цветов в этом оазисе.

Галина Николаевна всё сокрушалась, что не растут многолетние цветы – пионы, лилейники, ирисы, каждый год она их покупает, вкладывает всю душу, кучу денег, но… они вымерзают. Я пыталась понять, почему так происходит, расспрашивала о погодных условиях, и мне стало ясно: оказывается, зимой в Бугульдейке почти нет снега, как и на Ольхоне, ветер выдувает всё, в том числе и верхний слой почвы, и как только Байкал замерзает, устанавливаются сильные морозы. Интересно, что до декабря обычно бывает тепло, но обязательный ранний заморозок убивает всю красоту сада. Да и почва здесь не пригодна для выращивания садовых культур, вот и приходится Галине Николаевне с мужем каждый год возить многолетний перегной из определённого места недалеко от посёлка, но это того стоит – цветы благодарят её своим пышным цветением. Кто из нас способен на такой труд?

Мой профессиональный интерес заставил выяснить, куда же девает Галина Николаевна всё это великолепие осенью, ведь некоторые можно сохранить до следующего сезона или укоренить… Но, оказывается, и этого не дано природой Байкала: после Нового года подвал промерзает и хранить там, к сожалению, ничего нельзя.

«Вот и приходится всё выкидывать, – с грустью жалуется хозяйка (у меня даже мурашки побежали), – а весной начинать всё сначала – закупать в Иркутске семена, луковицы, «картошки», рассаду»…

Поистине широкая душа у Галины Николаевны – в начале лета она раздаёт оставшуюся рассаду в местную школу, друзьям и знакомым, стараясь ещё и таким образом украсить жизнь в посёлке. Не обходятся без её цветов и школьники к 1 сентября, и поселковые юбиляры. Благодаря таким людям и живёт ещё русская глубинка, где уже нет леспромхоза и карьера, клуба и церкви, есть всего два телеканала и один большой Байкал.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры