издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тулунская «визитка»

Последний деревянный мост на Московском тракте уходит в историюПоследний деревянный мост на Московском тракте уходит в историю

В районе посёлка Трактово-Курзан сдан в эксплуатацию участок федеральной автомагистрали Красноярск – Иркутск с мостом через реку Курзанку. Этот мост был последним подобного рода деревянным сооружением на М-53 «Байкал».

Настоящей «занозой» называли автомобилисты переезд через посёлок Трактово-Курзан на М-53. Старый деревянный мост с 1983 года в аварийном состоянии, на подъезде к нему очень маленький радиус и гора с крутыми поворотами. Для местных дорожников и автомобилистов это один из самых сложных участков на Московском тракте.  Зимой он проблема из проблем – ни подняться, ни спуститься. Водителей большегрузных машин он просто измучил.  Здесь постоянно дежурит техника и обслуживающий персонал Тулунского участка ФГУ «ДЭП-153».

– Недавно после дождя длинномер перевернулся – неделю вытаскивали,– рассказывает заместитель мэра района Анатолий Дударев. – Летом в посёлке пыль столбом – ни постирать, ни овощи на своих участках вырастить. Поток движения огромный, а по мосту только одна машина могла проехать. Куда только не обращались жители посёлка с просьбой «одеть»  улицу в асфальт.

Единственным решением проблемы стало строительство параллельной  автомобильной дороги на участке 1463–1465 км. И вот первый пусковой комплекс протяжённостью 2,2 км  принят в эксплуатацию. Эти трудные километры главной артерии России – в активе Слюдянского ЗАО «Дорожник». На его же счету асфальтирование километрового участка улицы в посёлке Трактово-Курзан (от старого моста до переезда через ВСЖД), 600 метров объездной дороги от посёлка до введённого участка и 7,5 км дороги в гравийном исполнении в посёлке Будагово.

– Не легко всё это нам досталось, – говорит директор ЗАО «Дорожник» Сергей Дёмин. –  В пиковые моменты на объекте было сосредоточено до 200 человек: и вахтовики, и местные из пос. Будагово, а также специалисты из Тулуна, Нижнеудинска, Саянска, Иркутска, дорожники Тункинской долины. Работали в 40-градусные морозы, не считаясь со временем. Одна только разработка выемки в 500 тыс. куб. м чего стоила.

– Про змей не забудь рассказать, Сергей Павлович, – усмехается руководитель группы технадзора ОАО «Иркутскгипродорнии» Юрий Рыков. И, обернувшись ко мне, добавляет: – Представляете, на разрабатываемой под выемку горе змеи прижились, бывало, прямо с ковша экскаватора свисали. И вот однажды застаю Сергея  Павловича на змеиной горе в туфельках. Зря не боишься, говорю ему, они ядовитые. Он быстро стал спускаться, что-то бормоча.

Но ни змеи, ни морозы не остановили дорожников. Особую благодарность руководители стройки адресовали начальникам участков Александру Соколову и Константину Кузнецову. Первый на объекте уже третий сезон, занимался в основном разработкой выемки, второй – укладкой асфальта. Также благодарность получили машинисты экскаваторов Александр Самойлов и Евгений Царьков… «Казалось, многие  рождены для этой стройки», – заметила главный инженер ЗАО «Дорожник» Елена Кичигина.

Слаженной работе подрядчика способствовали и обновлённая дорожная техника, и прекрасные условия, созданные для рабочих в посёлке Трактово-Курзан. «Выйдя на этот объект, мы приобрели два японских экскаватора «Хитачи», китайские бульдозеры  и комплекс дробилок, которые дают хороший щебень, бетонный завод, АБЗ, – говорит Сергей Дёмин. – Мы благодарны директору местного ООО «Сибавто» Александру Лабекину, который выделял на участок до 20 и более тяжёлых самосвалов».

Словом, получилось, как планировали: объект стоимостью 252 млн. руб. построен по графику. Члены госкомиссии несколько раз обходили возвышающееся над окрестными берёзовыми рощами сооружение, со всех сторон оценивая работу подрядчика. Часть этого нелёгкого труда скрыта от глаз в фундаментах опор и в 13-метровой насыпи земляного полотна, другая взметнулась вверх тремя 18-метровыми пролётными строениями. Красивое инженерное сооружение, приподнятое над полями, радует глаз своим «убранством». Свежее асфальтобетонное покрытие, чёткая разметка, сигнальные столбики, перильные и барьерные ограждения со светоотражающими элементами, новенькие дорожные знаки – словом, прекрасная дорога второй технической категории.        

Это отметил и советник управления строительства и проектирования Федерального дорожного агентства, председатель госкомиссии Борис Баранов. «Сложное инженерное сооружение полностью соответствует проекту, – вынесла свой вердикт госкомиссия. – Отлично справились с задачей и проектировщик, и заказчик, и подрядчик».  И мост, и подходы к нему, а это ни много ни мало 2,5 км, снимут проблему проезда с этого тяжелейшего участка Московского тракта, а местные жители вздохнут с облегчением.

– Соглашусь с вашей оценкой, Борис Иванович. Но 2–3 км для Московского тракта, на котором ещё много гравийных разрывов, – это мизер.

– Соглашусь и я. Но почему вы говорите о двух километрах? Перед этим мы приняли на этой дороге ещё 7,5 км в Нижнеудинском районе, а на очереди – 7,5 км обхода Тайшета. Тем не менее надо признать, что в предыдущие годы М-53 уделялось недостаточное внимание. Но в связи с тем, что в 2010 году завершается строительство магистрали Чита – Хабаровск («Амур»), Росавтодором принято решение сосредоточить внимание и выделить достаточное количество средств, чтобы реконструировать М-53 «Байкал» на территории Иркутской области. Поэтому в нынешнем году на её строительство направлено 1,7 млрд. руб., а на следующий планируется увеличение средств до 2,4 млрд. руб., из них 1,5 млрд. – на завершение обхода г. Иркутска.

– А когда наша дорога избавится от оставшихся 50 км гравийного покрытия?

– До  2015 года будет асфальт по всей магистрали.  Когда в октябре 2005 года Александра Геннадьевича Суслова назначали на должность руководителя Упрдор «Прибайкалье», ему исполнилось 50 лет. Ему дали поручение к своему 60-летию ликвидировать гравийное покрытие на Московском тракте. «Да, я обязуюсь это сделать», – ответил он. Как видите, пока слово своё он держит.

– В планах следующего года ре-конструкция 10-километрового участка, и тогда большая часть дороги в Тулунском районе будет в асфальте,– подтвердил главный инженер Управления дороги Виктор Панов.

В этом тоже мало кто сомневается. К тому же строители имеют поддержку депутата Госдумы Виталия Шубы, под патронажем которого находится эта стройка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры