издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Таблетка несчастья

  • Автор: Валерий ГРИГОРЬЕВ

Начиная с 90-х годов масштабы злоупотребления синтетическими наркотиками в мире значительно увеличились. В течение прошлого десятилетия объёмы конфискованных стимуляторов амфетаминового ряда возросли в десять раз: с 4 тонн в 1990–1991 годах до почти 40 тонн в 2000–2001 годах. Комиссия ООН провела исследование и пришла к выводу, что среди всех видов наркотиков синтетические становится врагом общества номер один.

Новые препараты (амфетамины, экстази и метамфетамины) составили серьёзную конкуренцию традиционным – марихуане, гашишу, кокаину и героину. По оценкам Управления по наркотикам и преступности ООН, общемировое производство стимуляторов амфетаминового ряда составило в прошлом году 480 тонн. Ещё недавно так называемая «синтетика» реализовывалась наркосбытчиками в России в основном в крупных городах. Сейчас география её распространения значительно расширилась. Международные наркогруппировки, объединившись с российским криминалом, наладили дилерские сети сбыта в большинстве регионов страны. «Синтетика» не новость уже и в райцентрах, и даже в сельской местности.

В Иркутской области до последнего времени информация о наркотиках синтетической группы носила разовый, эпизодический характер.  Метамфетамины и кокаин относились здесь к разряду экзотической «дури». Сегодня «синтетику» можно спокойно приобрести в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Братске. Несвойственным этот кайф остаётся разве что для северных территорий.

Российская молодёжь стала относиться к наркотикам как к элементу субкультуры. На наркорынке синтетические одурманивающие препараты объявляются практически безопасными и безобидными, что, конечно же, не соответствует действительности. Нельзя вообще сравнивать стимуляторы амфетаминового ряда с героином или наркотиками каннабисной группы. Каждый вид зелья имеет свои особенности как по химическому составу, так и по способу потребления, у каждого из них разное воздействие на организм человека.

«Синтетика» начинает действовать обычно через 20–30 минут. Но когда это действие проходит, наступает депрессия, всё окружающее кажется серым и безжизненным, а близкие люди – мрачными и холодными. Следствием подобной постнаркотической депрессии становятся участившиеся случаи самоубийства. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15–17 процентов потребителей синтетических наркотиков заканчивают жизнь суицидом. Хотя экстази впервые был синтезирован и запатентован немецкой фармацевтической компанией в 1912 году именно как средство от депрессии. Однако на фармацевтическом рынке препарат никогда не появлялся.

Сегодня по всему миру отмечается рост смертности от синтетических наркотиков, связанный с передозировкой. Молодые люди плохо представляют себе, какая именно доза вызовет необратимые реакции в организме. Надеясь получить более острые ощущения, они действуют по известному принципу: чем больше – тем лучше. Сколько у нас пострадавших от употребления синтетических наркотиков – никто не знает: такую статистику органы здравоохранения не ведут.

По мнению экспертов, каждое третье российское увеселительное заведение является местом сбыта наркотиков. Причём дискотеки и ночные клубы рассматриваются наркосиндикатами как перспективная база для распространения там смертельного товара. За рубежом экстази давно является «привилегированным» наркотиком среди молодёжи. Россия не исключение, у нас потребителем этого дорогого зелья является так называемая «золотая» молодёжь. Дилеры, используя свои связи в среде промоутеров шоу-бизнеса, элитной молодёжи и представителей бизнес-элиты, организовывают по заказу поставки дорогостоящих синтетических наркотиков на закрытые вечеринки и корпоративные праздники. Широко использует наркомафия связи в правоохранительных органах.

Движущей силой любого бизнеса, особенно если у него существует приставка «нарко», является высокая прибыль. Баснословные доходы, достигающие четырёх тысяч процентов, низкие затраты на производство и расположение нелегальных лабораторий недалеко от точек продажи делают такую, с позволения сказать, коммерцию чрезвычайно привлекательной. Для потребителей такое «баловство» стоит недёшево: за таблетку МДМА просят 1200 руб., грамм амфетамина обходится в 2600 рублей, а кокаина – в 6500.

На повестке дня перед правоохранительными органами страны остро стоит проблема пресечения поставок синтетических наркотиков из Европы и стран Юго-Восточной Азии в Россию. Борьба с распространением «таблеток счастья» явно неадекватна ситуации. Наркополиция объясняет это тем, что сбытчики синтетических наркотиков действуют с большей конспирацией по сравнению с торговцами героином и опием. Сбыт «синтетики» осуществляется, как правило, ранее не судимыми и не попадавшими в поле зрения правоохранительных органов молодыми людьми. При этом продавцы проводят многоступенчатую проверку новых клиентов. Известны случаи, когда для проверки надёжности покупателю сбывали вещество, не относящееся к наркотикам, но обладающее теми же свойствами и внешними признаками. Зачастую новичкам предлагают принять таблетку тут же, в присутствии продавца. Высокая стоимость «синтетики» ограничивает круг потребителей: сбывают экстази, как правило, знакомым, а те, в свою очередь, предлагают своим знакомым и т.д. Схема сбыта аналогична той, которую применяют компании сетевого маркетинга.

В Приангарье приказом начальника регионального Управления ФСКН  создана постоянно действующая рабочая группа по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков синтетического происхождения.  Сотрудниками оперативной службы налажено взаимодействие со службами безопасности развлекательных заведений и ночных клубов. Иркутская наркополиция приступает к «отработке» этих заведений, проведению рейдов совместно с врачами-наркологами.

Каковы результаты этих мер? В 2008 году в производстве следователей регионального управления Госнаркоконтроля находилось всего 5 уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным сбытом либо хранением синтетических наркотических средств. По ним изъяты лишь граммы экстази.

Такая «борьба» новой молодёжной моде на синтетическое счастье вряд ли может быть помехой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры