издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В движении

Автошколы Иркутска задумались об оснащении полигонов

На прошлой неделе ФАС освободила автошколы от обязанности обустраивать автоматизированные автодромы и оснащать их светофором, железнодорожным переездом, четырьмя камерами наблюдения, специальным освещением и другими атрибутами. Однако обсуждение качества обучения в автошколах на федеральном уровне даёт регионам лишний повод ещё раз подумать на эту тему. В Иркутске её актуальность подтвердилась 11 декабря, когда в ДТП на Ангарском мосту погибла 18-летняя ученица одной из иркутских автошкол.

Он не имел права обучать её

Точные обстоятельства ДТП 11 декабря, в результате которого погибла 18-летняя ученица «Юношеской автошколы», сейчас выясняются. Уже известно, что инструктор не имел права вести занятие на нижнем Ангарском мосту. Молодой человек имеет лицензию инструктора, но не  работает в «ЮАШ», сообщил «Конкуренту» обозреватель еженедельника «Автомаркет» Анатолий Ямбаев, проводивший собственное расследование происшествия. Кроме того, инструктор ехал по маршруту, не согласованному автошколой с ГИБДД. Возможно, ответственность понесёт и автошкола, которая, кстати, имеет необходимую лицензию на обучение.

Сейчас состояние 21-летнего инструктора оценивается как тяжёлое. Напомним, машина «Тойота Королла» под управлением ученицы врезалась в ехавший рядом автомобиль «Тойота Марк II», затем их вынесло на встречную полосу, где в них въехала ещё одна машина – фургон «Форд Транзит». После ДТП выяснилось, что «Тойота Марк II» и учебная «Тойота Королла» принадлежат инструктору «ЮАШ», который в тот день должен был обучать девушку вождению, но попросил своего знакомого подменить его, рассказал Анатолий Ямбаев. Сейчас по данному факту проводится проверка, однако ГИБДД может лишь вынести предписание школе, лишить её лицензии вправе только служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.

Как выяснил «Конкурент» в ходе общения с директорами автошкол, произошедший случай – не единственный на их памяти. Оказывается, несколько лет назад в серьёзное ДТП в городе попал автомобиль, в котором находился инспектор ГИБДД, принимавший экзамен у курсанта. После этого было рекомендовано, чтобы в экзаменационном автомобиле помимо инспектора и ученика находился ещё и мастер. Один из наших собеседников считает причиной произошедшего условия обучения в автошколе: «Скорее всего, автодром, на котором проходила подготовка, находился в чистом поле, а девушка не была готова к дорожной обстановке и не чувствовала габариты автомобиля».

Вопросы качества обучения в российских автошколах в ГИБДД, Министерстве транспорта и Министерстве науки и образования РФ поднимают уже давно. В нынешнем году ведомства представили разработанные совместно «Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств». Согласно им учебная площадка должна представлять собой гектар земли со светофором, железнодорожным переездом, специальным освещением, четырьмя камерами наблюдения и другими атрибутами. Необходимо также оснастить учебные автомобили, установив в них приборы аудио- и видеофиксации образовательного процесса. Кроме того, в школах должно быть оборудование, осуществляющее контроль, оценку и хранение результатов выполнения заданий в автоматизированном режиме.

Однако на прошлой неделе ФАС признала документ нарушающим антимонопольное законодательство: чиновники нарушили статью 16 Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти). Рассматривался даже вопрос о возбуждении административного дела. Однако его удалось избежать благодаря «добровольности устранения нарушений».

100 водительских удостоверений в день

В каждый день выдачи водительских удостоверений их получают в среднем 100 человек, такие данные приводят в межрайонном экзаменационном отделе ГИБДД при ГУВД Иркутской области. Сейчас в Иркутске действует порядка 30 автошкол. «Пик желающих обучиться пришёлся на 2006-2007 годы, – отметил директор автошколы «Дифференциал» Матвей Дифенбах. – Сейчас сказывается кризис, демографическая «яма» родившихся в 90-е годы и то, что люди уже не ходят учиться «за компанию», а только с прицелом получить права и потом сразу купить машину».

Качество обучения в межрайонном экзаменационном отделе оценивают по среднегодовому показателю сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД с первого раза. В 2009 году с первого раза теорию должны были сдать не менее 86,5% курсантов, практику – 70,7%. «Если показатели ниже, то автошколе выписывается предписание, – рассказал обозреватель «Автомаркета». – В нынешнем году было выписано 28 предписаний и 5 информаций за нарушение условий лицензирования было направлено в службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области. Инспекторы утверждают, что в иркутских автошколах готовят качественно. Но много хлопот доставляют самоподготовщики: теорию с первого раза сдаёт только половина, практику – меньше половины».

Несмотря на то что в ГИБДД не жалуются на качество обучения, учиться курсантам зачастую приходится в условиях, максимально приближенных к полевым. «Хлябь-грязь, баллоны и палочки», – охарактеризовал некоторые автодромы один из руководителей иркутских автошкол. Другой наш собеседник, заместитель начальника по учебной части НОУ «Иркутский городской спортивно-технический клуб РОСТО (ДОСААФ)» Владимир Кожухов, рассказал, что в Иркутске есть пять автоплощадок и ещё столько же, где «просто катаются». «Наш полигон хоть и большой, но не автоматизирован. Впрочем, в Иркутске пока ни одной автоматизированной автоплощадки нет», – подчеркнул он. Весной 2010 года ДОСААФ, являющийся пионером в сфере подготовки водителей в областном центре, планирует полностью заасфальтировать свой полигон, который в нынешнем году был отсыпан.

Говоря о федеральных инициативах по оснащению автодромов, Владимир Кожухов отметил, что уже сейчас в России есть 10 полигонов, соответствующих необходимым требованиям, ещё 10 планируется ввести в стране в 2010 году. «Полагаю, что вслед за школами, у которых есть такие полигоны, подтянутся и остальные, – рассказал он. – Конечно, нам бы хотелось обладать таким полигоном, и его вполне реально создать, были бы финансовые возможности».

В 2008 году свой полигон максимально приблизили к европейским стандартам в «Дифференциале». Сейчас он полностью имитирует дорожную обстановку с малой интенсивностью движения и частично оснащён системой видеонаблюдения. В 2010 году ею будет оснащена вся площадка. Кроме того, полигон будет полностью автоматизирован для приёма экзаменов.

В среднем в иркутских автошколах стоимость обучения колеблется от 20000 до 24000 рублей.  Например, в ДОСААФ предлагают программу из 156 учебных часов за 20 тыс. рублей – 6500 за теорию и по 300 рублей за час вождения на авто российского производства и 325 рублей – на иномарке. Курс теории в «Дифференциале» стоит 7900 рублей, а максимальный курс практики из 50 часов – 16000 рублей, итого 23900 рублей. В зависимости от количества приобретённых часов стоимость часа вождения для курсанта составляет от 320 до 350 рублей. В Красноярске и Владивостоке час вождения обходится дороже – от 400 до 500 рублей, в Челябинске – 750 рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры