издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Курить я буду, но пить не брошу

Кризис не заставил жителей региона отказаться от вредных привычек. Они не только не стали меньше пить, но и по некоторым напиткам, например по пиву, существенно нарастили объёмы по- требления. Деньги, которые в нынешнем году были потрачены на выпивку, сопоставимы с расходами на социальные нужды бюджета Иркутской области. Конечно, снижение доходов сказалось на структуре рынка. Население стало покупать более дешёвые напитки. Ситуация с оборотом табака ещё стабильнее. Выручка продавцов в нынешнем году сократилась лишь на 1%. Социологи и психотерапевты считают ситуацию закономерной: в период кризиса очень многие традиционно тратят последние деньги на алкоголь и сигареты. Специалисты отмечают, что во время любых нестабильностей наблюдается всплеск психических заболеваний, в том числе разного рода зависимостей.

[width=»40%»]
При характеристике спроса на алкоголь эксперты говорят о «расслоении»
потребителей. Причём те, которые до кризиса предпочитали напитки,
находящиеся в среднем ценовом сегменте, теперь выбирают в основномболее дешёвый алкоголь.

Пропили бюджет

По самым скромным подсчётам, только на одну свою пагубную привычку – алкоголь – жители Иркутской области в нынешнем году потратили больше

10 млрд. рублей. Это сопоставимо с расходами бюджета Иркутской области на социальные нужды, которые в 2009 году должны составить 13 млрд. рублей. Как «Иркутскому репортёру» сообщили в Иркутскстате, за период с января по ноябрь наши земляки выпили больше

25 млн. дкл (250 млн. литров) алкогольной продукции. Наибольшей популярностью пользуется пиво. За 10 месяцев нынешнего года было продано больше 20 млн. дкл этого напитка. По сравнению с тем же периодом прошлого года его продажи возросли на 22%. Несколько сдаёт позиции водка. В нынешнем году в регионе её было продано 2,7 млн. дкл – на 16% меньше, чем в прошлом. Примечательно, что на фоне сокращения потребления водки, виноградного вина, коньяка наблюдается значительное повышение спроса на такие виды алкоголя, как некрепкие винные напитки (на 79%), плодовые вина (на 54%) и шампанское (на 8%). См. таблицу.

При характеристике спроса на алкоголь эксперты говорят о «расслоении» потребителей. Причём те, которые до кризиса предпочитали напитки, находящиеся в среднем ценовом сегменте, теперь выбирают в основном более дешёвый алкоголь. Наблюдается и другая тенденция – сравнительно небольшая категория потребителей перешла на более качественные и дорогие напитки.

Около 90% алкогольного рынка составляет продукция эконом-класса. Специалисты отмечают, что более 90% алкогольных напитков, которые находятся в ценовой категории выше эконом, потребляются в Иркутске.

[/dme:i]
[/dme:igroup]

«Во время кризиса многие потеряли работу или стали меньше зарабатывать. Очевидно, что это отразилось на покупательной способности жителей области, – констатирует представитель «Байкалфарма», одной из производящих водку сибирских компаний. – Снижение доходов граждан дало возможность развернуться поставщикам, которые предложили покупателю водку из нескольких хорошо узнаваемых регионов по невероятно низкой цене – 60–70 рублей за пол-литра. Фактически эта водка существует – она стоит на прилавках магазинов, но с точки зрения экономики такой стоимости товара быть не может: специалисты утверждают, что эта водка продаётся по цене ниже себестоимости. Ведь только на налоги и акцизы уходит не менее 50 рублей с одной бутылки. А ещё в её стоимость укладываются торговые наценки, затраты на сырьё и производство, заработная плата сотрудникам, транспортные тарифы». Он убеждён: такая водка – не что иное, как продукт теневой экономики. Постепенно алкоголь, произведённый по «серым» схемам, вытесняет с рынка продукцию законопослушных производителей, которые не в состоянии конкурировать с «теневиками». По его данным,  к концу нынешнего года рынок легального алкоголя в нашем регионе сократится на 180–200 дкл. Та же тенденция характерна для всей России. Эксперты прогнозируют сокращение оборота легального алкоголя по итогам года в стране на 20 млн. дкл. Это объём выпуска трёх крупнейших производителей спиртных напитков за 2,5 года. Специалисты считают, что защитить легальных производителей может введение ограничения минимальной цены на водку.

О том, что покупательский спрос перемещается в более дешёвый сегмент, подтверждают  и в ООО «ТД «Ри-элти-диалог». «За последний год народ стал беднее, поэтому стал больше экономить. Хотя это практически не отразилось на объёме продаж алкоголя. Люди пьют столько же, но покупают более доступные по цене напитки», – говорят в компании.

Как отмечают специалисты ООО «Сервико», замещение происходит не только за счёт традиционно дешёвой водки из Кабардино-Балкарии, но и за счёт портвейна и пива.

[width=»50%» title=»Цифры»]
49 организаций,
имеющих лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной и
спиртсодержащей продукции, зарегистрированы в Иркутской области. В
регионе работают более 2,6 тыс. компаний, которые занимаются розничной
продажей алкоголя. Спиртные напитки продают более чем в 4,8 тыс.
магазинах.
90% алкогольного рынка составляет
продукция эконом-класса. Специалисты отмечают, что более 90%
алкогольных напитков, которые находятся в ценовой категории выше
эконом, потребляются в Иркутске.
87,5%  объёма
продаж табачной продукции в Приангарье контролирует тройка мировых
лидеров. На долю изделий Japan Tobacco International (JTI) приходится
45,5% местного рынка,  British American Tobacco (BAT) – 21,1%, Philip
Morris International (PMI) – 20,9%. Остальные 12,5% приходятся на
другие, в том числе российские, компании.
4093
миллиона штук сигарет и папирос выкурили, по данным Иркутскстата, с
января по ноябрь жители области. За это «удовольствие» они заплатили 3
млрд. 63 млн. рублей (данные за три квартала 2009 года).

Те, кто может позволить себе не экономить на алкоголе, напротив, год от года предпочитают напитки дороже. «Повышается культура употребления спиртных напитков. Население стало более внимательно относиться к своему здоровью. Поэтому многие переходят на менее крепкий и более качественный алкоголь», – рассказали в «Сервико». Эта тенденция относится прежде всего к областному центру.

Доцент кафедры культурологии и социального управления ИГУ Сергей Шмидт считает, что для компаний, производящих и продающих алкоголь, кризис стал «звёздным часом».

«У нас нет традиции делиться своими проблемами с психоаналитиками. Поэтому мы не откладываем деньги на консультации со специалистом, но с лёгкостью можем их потратить на алкоголь. Он по-прежнему недорог, а причин «залить» свои проблемы прибавилось», – говорит Сергей Шмидт. «В докризисное время миллионы людей зарабатывали больше, чем им было нужно для жизни. Они могли позволить себе покупать хорошую одежду, ходить в рестораны, путешествовать. Поэтому в выигрыше были бутики, рестораны, туристические компании, – развивает свою мысль социолог. – Сейчас настало время алкогольных компаний. У людей нет денег на походы по модным магазинам и развлечения, но вполне хватает на выпивку. Ведь мы живём в эпоху нереально дешёвого алкоголя, если сравнить её хотя бы с советским временем».

Дым коромыслом

Тенденция перехода на более дешёвые марки характерна и для табачного рынка. Хотя в этом бизнесе она проявляется не так ярко. По данным Иркутскстата, с января по ноябрь жители области выкурили 4 млрд. 93 млн. штук сигарет и папирос. За это «удовольствие» они заплатили 3 млрд. 63 млн. рублей (данные за три квартала 2009 года). Выручка компаний от продажи табака по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась всего на 1,1%. По данным консалтингового агентства «Nielsen» (Москва), в октябре средняя стоимость пачки сигарет в Иркутске составляла 23 рубля. С начала года этот показатель вырос больше чем на три рубля. А, например, с начала 2008 года «средняя пачка» «подросла» почти на семь рублей.

Эксперты связывают удорожание с инерцией потребителей, которые на фоне повышающихся доходов приобрели привычку год от года выбирать всё более дорогие марки. Ещё одна причина, которую называют наши эксперты, – повышение цен, к которому привёл рост акцизов на табак.

Специалисты отмечают, что даже при недостатке средств курильщики неохотно меняют свои предпочтения. Тем не менее некоторые изменения заметны. «Потребители переходят на менее дорогие бренды, и мы это чувствуем. Среднеценовой сегмент (LD, Пётр I) растёт, при этом премиальный и престижный сегменты начитают немного терять своих потребителей», – говорит директор по коммуникациям компании «JTI» Анатолий Верещагин.

Иркутские продавцы считают, что процессы, которые происходят в табачном бизнесе, слабо связаны с кризисом. Например, руководство ООО «Дело-Табак» объясняет незначительную потерю своей выручки в нынешнем году введением регулирования максимальной цены на различные марки сигарет. «Раньше у нас была более привлекательная цена и люди шли к нам. Теперь же все продают по одной стоимости и покупателям нет нужды выгадывать – везде одинаково», – заявляют в компании. Эксперты сходятся во мнении, что наиболее популярной маркой в городе являются сигареты «Винстон», на втором месте по количеству проданных пачек «Максим».

Психотерапевты, к которым мы обратились за комментариями, считают закономерной ситуацию, когда в условиях снижения доходов люди продолжают тратить деньги на свои вредные привычки. Дело тут, скорее, не в том, что они не хотят от них отказываться. Просто не могут. «Обычно во все кризисные периоды отмечается нарастание зависимостей. Их много: алкоголь, табак, избыточное питание, игромания, компьютерная зависимость… Происходит депривация, люди не могут найти себя в обществе, в итоге стремятся компенсировать свою неполноценность в виртуальной сфере. Ведь любая зависимость уводит человека от реальности», – говорит психотерапевт медико-психологического центра Радислав Шпаков. Специалист отмечает, что на фоне увеличения проблем наблюдается снижение обращений в учреждения, которые занимаются лечением зависимостей. К специалистам обращаются от 1 до 5% больных. В кризис из-за денежных затруднений количество обращений существенно сократилось.

 Психолог-консультант «Байкальской психоаналитической ассоциации» Ольга Галес так объясняет поведение человека, заработок которого сократился из-за кризиса: «Человек, который вне зависимости, начинает искать возможность заработать, экономить. Тому, кто находится в зависимости, сложнее перейти к активным действиям. Он начинает больше курить, уходит в запой, ему кажется, что так спокойнее. В итоге дальше и дальше загоняет себя в проблемы». Ольга Галес говорит, что во время кризиса звонков и обращений в связи с обострением зависимостей значительно больше. Вместе с тем непосредственно за лечением люди стали обращаться реже. Это связано с сокращением материальных возможностей потенциальных пациентов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры