издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О возрасте напоминают только внуки

  • Автор: Наталья ИВАНИШИНА

«Не верится, что прожито уже полвека. Годы эти пролетели как одно мгновение. Лишь внуки напоминают мне о возрасте», – призналась Светлана Занданова, заместитель председателя Усть-Илимского городского суда, накануне своего юбилея.

По её словам, вопрос о выборе профессии перед ней никогда не стоял. Ещё школьницей Светлана мечтала стать следователем. Не пропускала ни одной серии телефильма «Следствие ведут знатоки», читала от корки до корки каждый номер журнала «Человек и закон», который много лет выписывали родители. Однако с ходу поступить на юридический факультет госуниверситета усть-илимской школьнице не удалось. Записавшись на подготовительные курсы, Светлана устроилась работать секретарём в Октябрьский районный суд Иркутска. Тогда и начала познавать азы будущей профессии.

С тёплым чувством вспоминает она сегодня о своём первом руководителе – председателе Октябрьского суда Владимире Корнюшине. Владимир Павлович требовал от всех сотрудников строгой дисциплины и исполнительности, в то же время всегда был готов прийти на помощь каждому в трудную минуту. Как-то Светлане не с кем было оставить маленькую дочку, она даже вынуждена была написать заявление об увольнении. Но председатель этого не допустил: вскоре малышка пошла в детский сад, расположенный буквально в двух шагах от дома.

Получив диплом правоведа, Светлана Занданова вернулась в родной город. В Усть-Илимский суд молодого специалиста буквально за руку привела тогдашний председатель Татьяна Кухлова. В то время Светлана работала в горисполкоме, среди прочих её обязанностей была организация выборов народных заседателей и народных судей. Присмотревшись к молодому дипломированному юристу, руководитель суда внесла представление в квалификационную коллегию об утверждении кандидатуры Светланы Зандановой на должность судьи.

– Небольшой коллектив Усть-Илимского суда принял меня в свою семью как сестру, – рассказывает Светлана Григорьевна. – Опытные коллеги опекали и поддерживали. В первый год работы был такой случай: не согласившись с вынесенным решением, один из ответчиков при всех участниках процесса бросил в адрес моей семьи, мягко говоря, недобрые слова. Мне так стало обидно, сижу одна, тихонько плачу. Заглянул в кабинет заместитель председателя суда Михаил Андреевич Шейко, расспросил, о чём это я горюю. А через пару дней я узнала, что он составил в отношении этого ответчика протокол о проявленном неуважении к суду, собрал доказательства и арестовал на трое суток. На мой вопрос «А нельзя ли было обойтись штрафом?» он ответил, что надо учить людей уважать закон и суд.

Особенно трудной выдалась середина 90-х годов. Суд был буквально завален исками с требованием выплатить детские пособия и заработную плату. Тогда в Усть-Илимске на каждого судью приходилось по 800 дел в год, а работали без помощников, на допотопных пишущих машинках, которые то и дело выходили из строя. Когда нагрузка показалась непосильной, Светлана пришла к председателю и заявила, что устала и хочет уйти из профессии. Усть-Илимский суд в то время возглавляла Александра Дмитрук. Ей удалось убедить коллегу не делать поспешных шагов – судебная реформа к тому времени уже набирала обороты, и система как никогда нуждалась в квалифицированных кадрах и порядочных людях. Сейчас Светлана Занданова сама занимает руководящую должность в суде, отвечая за качество и сроки отправления правосудия по гражданским делам. При этом она ощущает неизменную поддержку председателя суда Александра Винокурова.

– Светлана Григорьевна, представьте, что в стране отпала надобность в судебных разбирательствах. Какую бы вы тогда выбрали профессию?

– Судья – одна из самых древнейших профессий, она упоминается ещё в библии. И востребована будет всегда, пока жив род людской. Но если бы мне не довелось стать судьёй, я, наверное, пошла бы преподавать. Это дело столь же ответственное и благородное. В течение двух лет я по совместительству вела в одном из вузов города муниципальное право и правоведение. Было приятно делиться своими знаниями.

– А что бы вы хотели изменить в судебно-правовой системе сегодня?

– Меня волнует уровень подготовки молодых кадров. Для юриста очень важна практика, которая нарабатывается годами. Я бы внесла предложение начинать судейскую карьеру не ранее, чем с 30 лет. Тем более что теперь диплом правоведа не всегда означает качественное юридическое образование – слишком многие вузы, в том числе технические, переключились на модную специальность.

– Вам когда-нибудь приходилось вступать в конфликт с законом ради принятия справедливого решения?

– Да, в моей практике был такой непростой случай. Это произошло в 1993 году, когда действовал ещё Жилищный кодекс РСФСР. Женщина обратилась в суд с иском о лишении жилья собственного мужа, которого посадили на два года за какое-то преступление. В старом кодексе действительно была норма, позволяющая лишать жилплощади тех, кто отсутствовал в месте прописки свыше шести месяцев. Поэтому осуждённые к лишению свободы автоматически лишались жилья. Несмотря на это, я решила отказать в иске. Человека наказали за то, что он совершил преступление, – это справедливо. Но почему у него нужно забирать жильё, куда он вернётся, отбыв наказание? Областной суд, естественно, отменил тогда моё незаконное решение. Но что характерно, два года спустя Конституционный суд России признал данную норму неконституционной.

– О чём спорят в суде сегодня?

– В основном гражданским судьям приходится решать имущественные споры. Зачастую бывшие супруги не могут цивилизованно расстаться. Начинают делить своё добро, хотя прошло уже немало времени и каждый пользуется тем имуществом, которое забрал, уходя из семьи. Вроде бы фактически раздел уже состоялся, но нет же – перетрясают каждую вещь, чтобы поделить её стоимость, идут на дополнительные расходы по оплате госпошлины, услуг оценщиков, адвокатов. И всё лишь для того, чтобы посильнее насолить друг другу.

– Вы выбрали профессию, в которой часто сам себе не принадлежишь. В чём черпаете силы?

– В семье и книгах. Я покупаю много книг, которые порой ожидают своей очереди, потому что не хватает времени. Люблю исторические и биографические романы. В последнее время увлекаюсь личностью Чингисхана, собираю всё, что увижу, об этом историческом герое. Люблю также общаться с внуками, кататься на коньках.

– Вы выросли на берегу озера Байкал, в небольшом бурятском селении. Расскажите о традициях вашего народа.

– Самым священным у моего народа является семья, почитание старших. А один из главных бурятских обрядов – провожать в дорогу, покапав молоко. Оно олицетворяет чистые помыслы, с которыми человек должен отправляться в путь по жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры